Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Формирование креативного мышления у младших школьников важно, потому что наш мир быстро меняется, и детям нужно научиться находить нестандартные решения, а не просто запоминать факты. В современном обществе, где много информации и новых технологий, креативность помогает детям адаптироваться и выделяться среди сверстников. Она делает обучение интересным и радостным, позволяя детям с радостью познавать новое. Когда дети проявляют свою креативность, они учатся работать в команде, делиться идеями и учитывать мнения других. Эти навыки важны для их будущей жизни. Креативность также помогает детям стать более уверенными в себе, так как они понимают, что могут придумывать что-то уникальное.
Важность креативности в обучении подтверждает необходимость использования творческих заданий в школе, что развивает не только умственные способности, но и эмоциональные. Кроме того, креативное мышление помогает детям научиться анализировать и оценивать информацию, что особенно важно в наше время, когда существует много ложных новостей. Креативные навыки помогут детям решать трудные задачи и проблемы в будущем.
Таким образом, развитие креативного мышления — это не просто модное увлечение, а необходимый шаг для успешного будущего наших детей. Поэтому важно делать акцент на креативности в учебном процессе, чтобы подготовить детей к жизни в нашем быстро меняющемся мире. Согласно Федеральной Образовательной программе
Начального Общего Образования школьники должны в ходе обучения развивать творческие способности, так как это способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Проблема использования творческих заданий на уроках для формирования креативного мышления младших школьников отражена в работах многих учёных, педагогов и психологов. Среди них – зарубежные, такие как: К. Хеллер, Дж.П. Гилфорд, Э.Александр, Э.П.Торранс, Л.Флоренс; отечественные, такие как: Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, В. Н. Дружинин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, Н. Н. Поддъяков, В. А. Кудрявцева, Н. С. Лейтес, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, П. Я. Занков, Т. Б. Дружкова, и другие. Они выявили, что креативное мышление младших школьников можно развивать через использование творческих заданий, которые способствуют формированию гибкости и оригинальности мышления. Исследования показывают, что активное вовлечение детей в творческую деятельность улучшает их способности к решению проблем и совместной работе. Важным аспектом является интеграция искусства и различных методов обучения, что создает условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка.
Педагогу необходимо применять на уроках задания, способствующие развитию креативности у детей младшего школьного возраста.
В настоящее время недостаточно учителя и родители уделяют внимание формированию креативного мышления у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования творческих заданий для формирования креативного мышления у младших школьников.
Объект исследования: объектом исследования является формирование креативного мышления младших школьников.
Предмет исследования: предметом исследования является процесс формирования креативного мышления с использованием творческих заданий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие креативного мышления и его особенности.
2. Рассмотреть возрастные особенности развития креативного мышления младших школьников.
3. Изучить творческие задания для формирования креативного мышления у младших школьников.
4. Определить творческие задания для применения их на уроках окружающего мира и литературного чтения.
Методы исследования: Анализ нормативной и психолого-педагогической литературы, сравнительно-исторический анализ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1 Понятие креативного мышления и его особенности
В современном мире все большее внимание уделяется творческому мышлению как ключевому фактору успеха в бизнесе, искусстве и жизни в целом. Обычно его ассоциируют с искусством и гуманитарными науками, но на самом деле оно тесно связано с наукой и технологиями.
Творческое мышление — это способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и подходить к задачам оригинальными методами. Оно базируется на сочетании опыта, знаний, интуиции и воображения, что позволяет обнаруживать неожиданные связи между явлениями и объектами.
Фрагмент для ознакомления
3
Аверченко, В. И. Педагогика и психология творческих способностей. — Москва: Просвещение, 2020. — 352 с.
Алексеева, М. Н. Психология творчества. — Москва: Академия, 2017. — 256 с.
Беляев, Д. Креативное мышление: методы и приёмы развития. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 280 с.
Беляева, О. В. Методические подходы к развитию креативного мышления учащихся. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2019. — 198 с.
Богомолова, Л. В. Инновационные методы в обучении: практическое руководство. — Екатеринбург: У-Фактория, 2020. — 310 с.
Богуславский, М. В. Теория и методика развития креативного мышления у школьников. — Москва: Академия, 2022. — 320 с.
Воронова, С. И. Развитие творческих способностей у школьников. — Новосибирск: Издательство НГУ, 2021. — 144 с.
Глазунова, Е. Ю. Исследование креативности в обучении. — Новосибирск: СибУК, 2021. — 160 с.
Гончарова, Ю. А. Креативное обучение: теоретические и практические аспекты. — Казань: Издательство Казанского университета, 2018. — 267 с.
Егорова, Н. В. Выявление творческого потенциала учащихся в школьной практике. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2018. — 200 с.
Жуков, А. Н. Формирование креативного мышления у школьников. — Нижний Новгород: ННГУ, 2020. — 340 с.
Журавлёва, Е. А. Исповедание креативности: от идей к практике. — Москва: Лабиринт, 2016. — 352 с.
Зайцева, Л. В. Формирование творческого мышления подростков. — Пермь: Издательство Пермского университета, 2020. — 223 с.
Иванов, Р. А. Творческие задания: технологии и методы. — Рязань: Издательский дом Р, 2019. — 231 с.
Иванова, Л. П. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения. — Санкт-Петербург: СПбГУ, 2017. — 240 с.
Калинина, Т. А. Психологические основы развития креативности. — Москва: Изд-во МГУ, 2021. — 260 с.
Карчагин, А. В. Проектное обучение и развитие креативного потенциала. — Москва: Просвещение, 2021. — 155 с.
Кулагина, Н. М. Методические подходы к развитию креативности школьников. — Екатеринбург: Уральский университет, 2019. — 180 с.
Лебедева, Т. Ф. Педагогические условия развития креативности школьников. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. — 314 с.
Левин, Б. С. Система творческих заданий в школьной практике. — Москва: Изд-во ВЛАДОС, 2018. — 300 с.
Малеев, И. И. Креативное мышление: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 220 с.
Маркова, А. К. Психолого-педагогические основы творческого мышления. — Нижний Новгород: НИУ, 2017. — 208 с.
Никитина, О. В. Творческие задания как средство развития креативности. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2019. — 210 с.
Орлов, Д. С. Современные подходы к развитию творческого мышления учащихся. — Москва: Изд-во Институт образования, 2022. — 280 с.
Петров, И. Н. Креативные подходы в образовательной практике. — Тверь: Издательство ТвГУ, 2019. — 289 с.
Петрова, А. А. Психология и педагогика креативности. — Томск: Изд-во Томского университета, 2021. — 190 с.
Серебрякова, Н. Ю. Игровые технологии развития творческих способностей. — Казань: Магариф, 2020. — 187 с.
Сидоров, В. В. Развитие креативного мышления средствами творческих заданий. — Самара: Изд-во СамГУ, 2020. — 270 с.
Смирнова, Ю. С. Креативность в обучении: теория и практика. — Волгоград: Перемена, 2019. — 230 с.
Тарасов, П. Л. Творческие задания на уроках: методика и практика. — Красноярск: Сибирское университетское изд-во, 2020. — 250 с.
Ушаков, В. П. Анализ развития творческого мышления у школьников. — Ярославль: ЯрГУ, 2016. — 271 с.
Федоров, В. И. Основы креативного мышления: учебник для педагогов. — Воронеж: ЦЧУ, 2018. — 360 с.
Хомякова, Г. В. Интерактивные методы воспитания и обучения. — Воронеж: Воронежский институт развития образования, 2019. — 201 с.
Чернова, Г. И. Педагогические технологии развития креативности. — Омск: ОмГУ, 2021. — 210 с.
Шумаков, И. А. Инновационные методы развития творческого мышления. — Пермь: ПГНИУ, 2022. — 300 с.