Фрагмент для ознакомления
2
Власть в обществе проявляется через взаимодействие между людьми, где одни подчиняют свою волю другим. Важно помнить, что важной чертой государства является наличие публичной политической власти. Она обеспечивает целостность общества, а также играет ключевую роль в его организованности и дисциплине. Вопрос власти остается актуальным, так как она служит организующим и направляющим принципом во всех аспектах человеческой деятельности. Без власти не может существовать ни одно общество, и в первую очередь в ней нуждается государство.
Актуальность так же связана с социально-политическими изменениями, происходившими в Российской Федерации в последние десятилетия.
Изменения, которые имели место в России на протяжении последних десятилетий, оказывают влияние на актуальность. Эти изменения затрагивают как социальную, так и политическую сферы жизни страны.
Государственная власть выступает в качестве одного из существенных признаков государства. 1 часть 3 статьи Конституции РФ гласит, о том что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть через органы государства, с помощью которых и реализуется государственная власть.
Объектом изучения в данной курсовой работе являются общественные, возникающие в процессе осуществления государственной власти государством.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие взаимодействие государства и государственной власти, государства как носителя этой власти.
Цель исследования состоит в исследовании государственной власти как вида социальной власти, ее свойств и форм осуществления.
Исходя из цели и актуальности работы сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть власть как социальное явление;
- рассмотреть происхождение государственной власти;
- привести общую характеристику социальной власти;
- дать определение государственной власти;
- рассмотреть свойства государственной власти;
- рассмотреть формы осуществления государственной власти;
- раскрыть сущность принципа разделения властей.
Методологическую основу исследования образует комплекс современных философских, общенаучных, специально-научных методов познания, включая, диалектический, логический, формально-юридический, системный методы, а также анализ, описание, синтез и интерпретацию.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ
1.1 Власть как социальное явление
Власть возникает в результате отношений между людьми. Властные отношения отличаются от других по присущим только им признакам (например, как доминирование и подчинение). Благодаря властным отношениям обеспечивается согласованная деятельность людей, т.к. властная сторона (властитель, лидер, правящая верхушка и т.п.) осуществляет руководство вверенными ей людьми.
Власть связывает общественные группы в различных видах деятельности. В зависимости от конкретных исторических условий и личных качеств властной стороны властные отношения осуществляются при помощи различных средств: авторитета, силы, принуждения, убеждения.
Как и любые отношения, властные отношения так же основаны на наличии субъекта и объекта. Поскольку человек выступает и источником, и объектом власти, властные отношения в человеческом обществе можно представить, как субъект-субъектные отношения между людьми, ибо каждый становится объектом властных отношений, т.к. это не просто отношения повелевающих и подчиняющихся, а только действия той и другой стороны воспроизводят систему как целое. Каждая сторона последней выполняет определенную роль и тел самым выступает как активная часть единого процесса, как субъект. В таком случае можно говорить, что действительным субъектом является вся система власти, которая состоит из взаимодействующей властной и подвластной реальности, характеризующейся действительными индивидами нужно уметь разделять реального субъекта власти и ее конкретного носителя. Здесь возможны различные варианты отношений:
Субъект активен, объект пассивен.
И субъект, и объект активны.
Объект более активен, чем субъект.
Итак, в любом случае систему властных отношений можно представить в виде единства подвижных подсистем - субъекта и объекта, где субъект осуществляет определенно воздействие на объект, что приводит к изменению состояния последнего. Как единое целое, субъект и объект находятся в постоянном противоречии и их соответствие никогда не бывает абсолютным.
Исходя из понимания власти как межличностного отношения, нужно учитывать социальную природу субъекта и объекта. Субъект властных отношений зависим от объекта, который влияет на его настроение, поведение, выбор средств воздействия. Состояние властных отношений на любых уровнях зависит от субъект-объектных взаимодействий и как следствие, от взаимовлияний друг на друга.
Властные отношения, таким образом, есть органическая связь субъекта и объекта.
Власть - явление многоликое, присущее любому объединению людей. Ясно и то, что люди находятся в многообразных отношениях, а не только во властных. Властные отношения, таким образом, даны в сложной системе социальных отношений. Вместе с тем, существует целая система взаимосвязанных и взаимозависимых властных отношений на разных уровнях человеческого общения и деятельности, зависимых от общественного развития. Интегральная сумма таких властных отношений и составляет феномен власти в наиболее общем его виде в данной системе. Но такая система властных отношений детерминирована целой системой человеческих отношений. Какое же место занимают властные отношения во всей этой подвижной и изменяющейся системе, и какова их роль в ней? В этой связи, нам кажется естественным отвести таким отношениям центральное место, поскольку именно они во многом оказывают непосредственное влияние на формирование всех других отношений. Почему?
Всеобщим свойством власти, как известно, является подчинение, которое характеризуется отношением властной и подвластной сторон. Оно зависит как от состояния подвластной стороны, так и от средств воздействия властной стороны в конкретных ситуациях, что естественным образом влияет на меру свободы, которая определяет свободное положение индивида в обществе. От того, как человек себя чувствует в таких условиях, зависит не только его деятельность, но и все последующие отношения. Здесь наиболее ярко прослеживается проблема взаимодействия индивида и власти. С одной стороны, человек включен в систему власти и подчиняется ей. С другой, - он сам в своей деятельности влияет на власть. Вместе с тем человек стремится сохранить свою собственную свободу и автономность, и в какой- то мере ему это удается.
В чем причина существования властных отношений и будут ли они иметь место на протяжении всей истории человеческого общества? Уже в процессе исследования биосоциального основания властного- подвластного поведения человека видно, что способности доминирования и подчинения, детерминированные социальной средой, берут начало в его биологической природе.
История показала, что природу человеческих отношений можно представить в виде иерархизированных самопроявлений, зависимых как от человеческих способностей и возможностей, так и от общественных обстоятельств. Способности, возможности можно обозначить как качества. Причем важно, чтобы эти качества были значимы (ценны) в данный исторический период для конкретного сообщества людей. Но люди обладают качествами в разной мере, что и ставит человека в процессе его жизнедеятельности в неравное положение по отношению к себе подобным. Неодинаковая степень проявления одних и тех же качеств у разных людей обуславливает иерархизированный характер их отношений. Причем, такие отношения имеют место в семье, коллективе, обществе.
Формирование властной-подвластной личности зависит, таким образом, не только от генетически предопределенных склонностей, но и от атмосферы, в которой она воспитывается в детстве. У человека период зависимости и подчинения примерно равен 15-17 годам детства и отрочества в семье, дошкольных и школьных учреждениях (так называемый период продленного детства). В этот период человек непосредственно зависит от окружающих его людей и так привыкает к указаниям сверху, что воспринимает их как естественные. Значит, для формирования «здоровой» личности (т.е. свободной, раскрепощенной, умеющей самостоятельно принимать решения) необходимо соответствующее воспитание. И здесь не последняя роль отводится игре, которая помогает человеку перевоплощаться в различные образы, испытать на себе разные роли и, таким образом, поставить себя на место другого, побывать как руководителем, так и подчиненным. Что касается взрослого человека, игра помогает хотя бы частично и на время преодолеть те ограничения, которыми на развитие личности влияет иерархическая структура и профессиональная специализация, поскольку человеку в своей жизни приходит играть множество ролей: ученика-учителя, ребенка-родителя, подчиненного-руководителя и пр.
Человек, в большей степени обладающий авторитетными в данном пространстве и времени качествами, чаще всего будет занимать лидирующее положение. И этот факт говорит об обязательности властных отношений. Но не стоит упрощать картину, возможен и часто встречается вариант, когда различно значимыми авторитетными качествами обладают разные люди (этим наиболее присущи одни качества, тем - другие), что может привести к социальному конфликту.
Тогда становится неизбежной регуляция общественных и личностных взаимоотношений. Хорошо, когда она происходит мирно, без применения силы.
Люди на протяжении их истории обладали и будут обладать качествами в разной степени, в зависимости от конкретных индивидуальных и общественных особенностей, что, в свою очередь, обосновывает существование социальных иерархий, которые характеризуются не чем иным, как властными отношениями.
Как считает И. Пригожин, именно иерархия является универсальным принципом построения любых организационных систем.
Организация и иерархия - взаимосвязанные явления общественной жизни. Организация необходима для поддержания общественного порядка, а иерархия есть по сути структура организации. Она является основой функционирования власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
О судебной системе Российской Федерации: федер. конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1–ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №1. – Ст. 1.
Научная и методическая литература
Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. – 6–е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА–М, 2020. 786с.
Авакьян С. А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития / С. А. Авакьян // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2018. – № 4 (33). – С. 7—13.
Авдеенкова М.П. Конституционное право РФ: Курс лекций / М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев. – М., 2004. – 532 с.
Административное право России: учебник и практикум / под редакцией А.И. Стахова, П.И. Кононова. 2–е изд., пер. и доп. – Москва: Юрайт, 2018. – 481 с.
Айбатов М.М. Принцип разделения властей в государственно–политической системе России: историко–правовой анализ / М.М. Айбатов // Юридический вестник ДГУ. – 2020. – Т. 33. – № 1. – С. 9–14.
Алексеев С.С. Предмет советского гражданского права и метод гражданско–правового регулирования / С.С. Алексеев // Антология уральской цивилистики. 1925 – 1989: сборник статей. – Москва: Статут, 2001. – С. 54 – 68.
Алексеев С.С., Архипов С.И., Белканов Е.А. и др., Теория государства и права: учебник/ отв. ред. В.Д. Перевалов. 5–е изд., переб. и доп. – М., 2021. – С.67.
Алехин А.П. Административное право России. Общая часть: учебник для вузов / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. 4–е изд. – Москва: Зерцало–М, 2018. – 480 с.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. 2–е изд., доп. – Москва: Омега–Л, 2004. 578 с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай. М.: НОРМА; ИНФРА–М, 2018.– 732 с.
Баранов П.П. Публичная власть и ее конституционная легитимность в современной России: доктрина и практика / П.П. Баранов // Администратор суда. – 2017. – № 4. – С. 8–13.
Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – Москва: Норма: Инфра–М, 2000. – 640 с.
Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 2–е изд., изм. и доп. – Москва: Норма, 2005. – 799 с.
Безруков А.В. Формирование и функционирование конституционно–правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти России: монография / А.В. Безруков. – М.: Юстицинформ, 2016. – 288 с.
Белая Н. П. Правовое регулирование деятельности судов общей юрисдикции: современное состояние и перспективы развития / Н.П. Белая // Человек: преступление и наказание. – 2015. – № 4. – С. 123.
Большаков Е.В. Соотношение понятий «аппарат государства» и «механизм государства» / Е.В. Большаков // Наукосфера. – 2022. – № 9–2. – С. 210–215.
Братановский С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Братановский. Саратов: Электронно–библиотечная система IPRbooks, 2012. – 511 с.
Валиев Р.Г. Механизм государства: системный и функциональный аспекты / Р.Г. Валиев, Г.В. Шашкарова // Пробелы в российском законодательстве. – 2021. – Т. 14. – № 6. – С. 54–59.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – М.: Омега–Л., 2019. – 583 с.
Власова И.Э. Конституционная система разделения властей Российской Федерации / И.Э. Власова, Е.А. Слинько // Аспирантские тетради. Сборник научных статей научно–методического семинара молодых ученых. – Москва, 2020. – С. 45–51.
Галалюк В.В. Анализ подходов к определению понятия «механизм государства» / В.В. Галалюк // В сборнике: Научный поиск курсантов. Сборник материалов Международной научной конференции. – Могилев, 2021. – С. 40–41.
Голованова Р.А. Элементы механизма современного российского государства / Р.А. Голованова // В книге: Проблемы государства и права в исследованиях студентов. сборник тезисов докладов и сообщений XII Межвузовской научно–практической конференции. Филиал Московского института государственного управления и права в Тюменской области. – 2017. – С. 187–190.
Грандонян К.А. Механизм государства и политическая система общества / К.А. Грандонян, А.С. Мордовец // В книге: Общая теория государства и права. – Саратов, 2018. – С. 54–66.
Добрынин Н.М. Государственное управление. Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: учебник / Н.М. Добрынин; научный редактор А.Н. Митин. – Новосибирск: Наука, 2010. – 407 с.
Дюверже М. Политические партии / М. Дюверже. – М. : Академический проект, Гаудеамус, 2013. – 323 с.
Еропкин М.И. Избранные научные труды / М.И. Еропкин; под общей научной редакцией А.П. Шергина, В.Г. Татаряна. – Москва: Эксмо, 2010. – 688 с.
Есиев Р.К. Формирование концепции разделения властей в России: политико–правовые аспекты / Р.К. Есиев // Теории и проблемы политических исследований. – 2020. – Т. 9. № 4–1. – С. 44–48.
Ивакина Д. С. Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве / Д. С. Ивакина, А. В. Митюхин // Молодой ученый. – 2019. – № 43 (281). – С. 89–91.
Иванов Р.Л. Легитимность государственной власти / Р.Л. Иванов // Вестник ОмГУ. Серия. Право. – 2012. – №1 (30). – С.6–17.
Кагерманов А.С.С. Некоторые особенности принципа разделения властей в России / А.С. Кагерманов // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 1 (205). – С. 57–59.
Канунникова Н.Г. К вопросу о теоретических аспектах государственного управления / Н.Г. Канунникова // Административное право и процесс. – 2017. – № 12. – С. 20–24.
Керимов А.Д. Современное государство: Вопросы теории / А.Д. Керимов. – М.: Норма, 2007. – 321 с.
Кобзарь–Фролова М.Н. Административно–правовые формы и методы регулирования экономической деятельности таможенных органов / М.Н. Кобзарь–Фролова, В.А. Фролов // Актуальные вопросы публичного права. – 2014. – № 1 (25). – С. 44 – 53.
Козлов С.С. К вопросу исполнительной власти в системе разделения властей / С.С. Козлов // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей Международной научно–практической конференции : в 2 ч.. – 2020. – С. 82–85.
Козлов Ю.М. Административное право: учебник / Ю.М. Козлов. – Москва: Юристъ, 2005. – 554 с.
Кононов П.И. Административное право России: научно–практический курс / П.И. Кононов. – Москва: Юнити–Дана, 2017. – 207 с.
Коренев А.П. Административное право России: в 3 частях. Ч. 1 / А.П. Коренев. – Москва: Щит–М, 1996. – 279 с.
Ларина Е.А. Критерии легитимности государственной власти / Е.А. Ларина // Таврический научный обозреватель. – 2015. – №2–2. – С.53–55.
Лассуэл Г. Язык власти / Политическая лингвистика. Вып. 20. – Екатеринбург, 2006. – 256 с.
Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.39. – 573 с.
Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно–методическое пособие. 5–е изд., испр. и доп./ А.В. Малько. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. – 450 с.
Молочков А. А. Проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России / А.А. Молочков // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2018. – № 3. – С. 30–36.
Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии; сост., пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана. – М. : КДУ, 2011. – 288 с.
Парсонс Т. Социальная система / Т. Парсонс. – М. : Академический проект, 2018. – 246 с.
Попова Н.Ф. К вопросу об административно–правовых формах и методах деятельности органов исполнительной власти / Н.Ф. Попова // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2011. – № 8 (70). – С. 47 – 55.
Рассел Б. Власть / Б. Рассел. – М. : Идея–пресс, 1999. – 323 с.
Россинский Б.В. Формы и методы государственного управления в современных условиях развития: монография / Б.В. Россинский, А.И. Стахов, С.В. Запольский [и др.]; под общей редакцией С.В. Запольского. – Москва: Прометей, 2017. – 394 с.
Сабыржанов Р.Б. Государственный аппарат в системе механизма государства / Р.Б. Сабыржанов, Д.М. Мусипова // Студенческий вестник. – 2020. № 19–5 (117). – С. 27–28.
Спиридонов А.А. Государственный, муниципальный и общественный контроль: содержание и соотношение понятий с позиций конституционного права / А.А. Спиридонов // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – Т. 17. – № 5. – С. 33–45.
Стахов А.И. Административные регламенты органов исполнительной власти: учебное пособие / А.И. Стахов, Д.Г. Домрачев. – Киров: Радуга–Пресс, 2013. – 185 с.
Тарасов С.А. Лицензирование как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности: диссертация ... кандидата юридических наук / С.А. Тарасов. – Москва, 2001. – 196 с.
Теория государства и права: учебник / под ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатина. 3–е изд. – Санкт–Петербург: Юридический Центр Пресс, 2016. – 432 с.
Хафизов А. А. Разделение властей в унитарном и федеративном государстве: историко–правовое исследование: дис.... канд. юрид. наук / А.А. Хафизов. – Казань, 2014. – 124с.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров; под ред. В.Г. Стрекозова. 13–е изд., стер. / В.Н. Хропанюк – М.: Издательство «Омега–Л», 2019. – 323 с.
Хуснутдинов Ф.Г. Государственный орган и орган государственной власти: соотношение понятий / Ф.Г. Хуснутдинов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – N 10. – С. 20 – 24.
Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование / А.Ф. Черданцев // Известия вузов. Правоведение. – 1992. – №2. – С.3–12.
Черепанов В.А. Конституционно–правовые основы разделения государственной власти между РФ и ее субъектами / В.А. Черепанов. – М., 2003. – 238 с.
Чермянинов Д.В. К вопросу о формах и методах деятельности государственной администрации / Д.В. Чермянинов // Вестник Тюменского государственного университета. – 2019. – Т. 5. – № 1. – С. 121 – 130.
Чертков А.Н. «Симфония властей» как доктринальная основа триумвирата подсистем публичной власти / А.Н. Чертков. // Публичная власть. – 2022. – С. 41–46.
Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта федерации / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 2000. – № 10. – С.6.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. 9–е изд., перераб. и доп. / / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, Инфра–М, 2019. – 528 с.
Юнусов Г.Г. Проблемы механизма государства / Г.Г. Юнусов // В сборнике: Социально–экономические и гуманитарные практики инновационного развития России. Материалы Всероссийской научно–практической конференции студентов, аспирантов, учителей и ученых. – 2017. – С. 334–335.
Юрьева Ю.С. Лицензирование как форма деятельности органов исполнительной власти: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / Ю.С. Юрьева. – Саратов, 2008. – 23 с.