Фрагмент для ознакомления
2
Особенности формирования лексических навыков у школьников связана с его речевым развитием в целом. Слово является формой выражения понятия и успешное речевое развития школьника предусматривает тесная взаимосвязь мышления и речи. Большую роль в речи человека играют эмоциональные моменты и именно сформированность лексических навыков субъекта позволяет ему правильно подбирать необходимые слова и формулировать свои мысли. Значимым в развитии речи ученика является улучшение умения пользоваться речью в качестве средства общения. В зависимости от форм общения меняются и формы речи. Потребность в общении определяет развитие речи [Пешковский 2011].
С середины XIX века лингвисты стали говорить о речевой интонации как о необходимом средстве оформления предложения. Этим вопросом занимались исследователи А.И. Пешковский, А.А. Шахматов и др. Исследователи Л.А. Горбушина, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, М.А. Рыбникова и др. рассматривали наличие выразительной речи как одно из видов эстетической воспитанности школьников. Это, в свою очередь, позволило говорить о формировании у школьника умения и навыка воспроизводить текст и речь, правильно, осмысленно и эмоционально.
Лексика делится на различные группы и категории:
-по значению;
-по происхождению;
-по употреблению;
-по смысловым отношениям;
-с точки зрения истории языка.
По значению – это однозначные и многозначные слова. По происхождению лексика может быть исконно-русская, заимствованная, старославянская. По употреблению - общеупотребительная и ограниченная в употреблении, к примеру, профессиональная, диалектная, жаргонная и др. По смысловым отношениям – это могут быть синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. С точки зрения истории языка можно рассматривать историзмы, архаизмы, неологизмы.
Словарный состав русского языка включает около полумиллиона слов. При этом словарный состав языка членится на различные пласты, или ярусы. В лексике русского языка выделяют слова исконно русские и слова заимствованные. Также выделяют слова нейтральные и стилистически маркированные, среди которых рассматривают лексемы книжные, разговорные, просторечные.
Под лексикой понимают произношение слов и словосочетаний, которые содержат оценку фактов, явлений, признаков, и дающие характеристику кого-либо с различными оттенками чувств. Кроме стилистически нейтральных слов в общеупотребительной лексике человек использует лексику эмоциональную. Выразительность и образность речи, которая складывается у школьника в процессе написания сочинения, чтения текста вслух и др., воздействуют на эстетическое восприятие субъекта и расширяют его художественно-речевой опыт. Особенности совершенствования выразительности речи школьников на уроках русского языка достаточно разнообразны [Сенина 2016]. К примеру, выразительно читать и передавать смысл произведения означает, что возможно подать голосом идею, тему, подтекст, эмоциональную окраску и пафос художественного произведения. Русский язык имеет свои средства выразительности. Таких средств существует достаточно много. Вот некоторые из них:
-эпитет;
-метафора;
-олицетворение;
-сравнение;
-ирония;
-аллегория;
-гипербола;
-лексический повтор;
-антитеза;
-риторическое восклицание, или вопрос и др.
ФГОС ООО определил следующие требования при работе с текстом:
-школьники должны научиться находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-определять тему и главную мысль;
-делить тексты на смысловые части и составлять план текста;
-вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 признака;
-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблиц, схем, диаграмм;
-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
Современная школа ставит перед собой задачу развития учеников и формирование у них лексических навыков. Решить такую задачу непросто. Для этого учителю необходимо владеть определённой методологией и знать конкретную методику урока. Особенности восприятия школьников являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к процессу анализа текстов [Поздеева 2008].
Педагоги практики, в ходе наблюдения становления лексических навыков у школьников выделяют несколько групп типичных ошибок, которые они допускают при работе с письменными и устными текстами:
- пропуски букв, слогов, слов и строчек;
-перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
-искажение звуко - буквенного состава;
- вставка произвольных и др.
Причины подобных ошибок возникают из-за несовершенства зрительного восприятия. Формирование лексических навыков у школьников – это обучение их пониманию живого слова чувства и мысли, которыми насыщено как художественное произведение, так и личное восприятие. Очень многое в этом процессе зависит от того как умеет писать, читать и формулировать свои мысли ученик. Умение говорить выразительно, эмоционально, грамотно и полно является залогом успешного обучения школьников эмоциональной лексике.
1.2. Особенности развития исследовательских способностей школьников на уроках русского языка в основной школе
В современном образовании присутствует главный принцип «научить учиться». Это может означать то, что трансляции педагогом знаний по своему предмету будет сегодня в образовательном процессе недостаточно. Главная задача учителя - это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную деятельность школьников. С точки зрения методики обучения и воспитания проблема формирования исследовательских способностей школьников не является новой. Вопросы, связанные с развитием исследовательских умений и навыков рассмотрены в трудах Б.Е. Райкова, Н.В. Иванковой, И.Я. Лернера и др.
Под исследовательскими умениями понимают готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования имеющихся знаний и опыта. Результат обучения исследовательской деятельности заключается в таком процессе, в результате которого ученик научился самостоятельным наблюдениям, работе с информацией, умении выделять проблему, планировать работу, самостоятельно выдвигать гипотезы, делать умозаключения, представлять и оценивать результаты своей деятельности. При этом, ключевыми словами здесь всегда будут оставаться проблема, противоречие, гипотеза.
Современные технологии и модели обучения в образовательной среде становятся всё разнообразнее. При этом, все они вышли из традиционной образовательной модели, или модели системного академического образования. Традиционная образовательная модель осуществлялась по принципу «объект – субъект», когда в центре образовательного процесса стоит педагог и полностью определяет ход обучения. Сегодня все модели без исключения функционируют по принципу «субъект – субъект» и при этом, в центре образовательных событий всегда стоит обучающийся.
Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс является ведущей задачей новой образовательной системы. Инновационные подходы в образовании сегодня подразумевают выделение в содержании каждого предмета творческого аспекта, который был бы понятен ученику. Задача педагога при этом, заключается не только в формировании знаний и умений, но и формировании его личностного потенциала. Таковы требования ФГОС ООО. Это то, что отличает инновационную образовательную модель от традиционной, классической модели образования, когда учитель выступал в роли источника информации. В традиционной образовательной модели ученик выступал получателем готовой информации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. СПб., 2012.192 с.
2. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. 2-е изд., испр. М.: Либроком, 2009. 112 с.
3. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. 365 с.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
4. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в развитии школьников / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал. 2017. N 10. С.299-303.
5. Ахвердова, О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу: психология развития и возрастная психология: учебное пособие / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, О.Н. Козлитина. Ставрополь: СГУ, 2013. 373 с.
6. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. М.: Прометей, 2012. 216 с.
7.. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в школе / Л.С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 6-8.
8. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2009. 423 с.
9. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. М.: Издательство Юрайт, 2019. 468 с.
10. Методика преподавания русского языка: учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. М. Академия, 2011. 464 с.
11. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. Питер, 2007. 672 с.
12. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский, М.: Языки славянской культуры, 2011. 544 с.
13. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. 2013. N 6. С. 31-32.
14. Поздеева, С. Е. Учебная дискуссия: поиск новых форм /С.Е. Поздеева //Начальная школа: до и после. 2008. N 8. С.79 – 87.
15. Рахманова, Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. пособие / Л.И. Рахманова. М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ЧеРо», 2017. 480 с.
16. Русский язык. Комментарии к урокам: метод. пособие /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. М.: Вентана – Граф, 2013. С. 3 - 5.
17. Сенина, Н.А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций в основной школе / Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н. А. Сениной. Изд.3-е, перераб. Ростов н/Д: Легион, 2016. 240 с.
18. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под общей ред. Л.А. Новикова. СПб.: Изд-во «Лань», 2004. 864 с.
19. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность / В.А. Сластенин. М.: Академия, 2007. 567 с.
20. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования / сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – 53 с.
21. Черникова, Н.А. Основные направления педагогических исследований оптимизации процесса обучения / Н.А. Черникова // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества. Изд-во СибАДА, 2015. С. 48-50.
22. Шамис, В.А. Активные методы обучения / В.А. Шамис // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. N 14. С. 19 - 23.
23. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения / О.М. Шахмартова. Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. 131 с.
24. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ. 2009. 206 с.
Электронные ресурсы удаленного доступа
25. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. 2008. № 18. Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 20.11.2024).
26. Дозморова, Е В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 20.1.2024).