Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранными темы работы «Особенности девиантного поведения подростков» обусловлена потребностью общества в воспитании личности, ориентированной на нормы и ценности современного мира.
Феномен девиантного поведения у подростков беспокоит родителей и педагогов и вызывает научный и практический интерес у педагогов и исследователей. Следует отметить, что такой аспект, как подростковая девиация, пока малоизучен.
Современный анализ сущности понятия «девиантное поведение подростков», выделяет признаки и специфические особенности отклоняющегося поведения, помогающие отличить его от других явлений, установить наличие и степень развития. Девиантные подростки легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и учителями всегда натянуты и неясны.
Девиантность оказывает негативное влияние на личностное развитие и процессы социализации подростков, часто является причиной школьной неуспеваемости. Проблема девиантного поведения школьников подросткового возраста стала основным направлением нашего исследования.
Методологические основы изучения девиантного поведения и девиантологии, в отечественных теориях, представлены в трудах Я.И. Гилинского, B.C. Афанасьева, М.Е. Поздняковой, Б.М. Левина; в работах Ю.В. Кудрявцева, В.П. Кaзимирчука, В.Н. Кудрявцева, а также в трудах И.А. Невского, В.Ф. Лeвичевой, В.Т. Лисовского, А.C. Харчeва.
Характер проявления девиантности у девочек и мальчиков подросткового возраста будет отличаться. Методологические основы гендерного анализа в психологической науке были разработаны зарубежными и отечественными исследователями такими как: Ш. Берн, К. Бьерквист, К. Дьюкс, А. Игли, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон, К. Уэст и Д. Зиммерман, Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Е. Здравомыслова, А. Темкина, И.С. Клецина, Л. Попова, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и др.
В современном мире становится все больше проявлений девиантного поведения среди подростков обоих полов. Исследование девиантного поведения позволяет открыть гендерный подход.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью выявления причин и особенностей проявления девиантного поведения среди девочек и мальчиков подросткового возраста.
Цель исследования – рассмотреть особенности девиантного поведения подростков.
Объект исследования – девиантное поведение.
Предмет исследования – особенности девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
-изучить основные подходы к изучению девиантного поведения в трудах отечественных и зарубежных ученых;
-определить основные подходы к гендерному проявлению девиантного поведения среди подростков;
-рассмотреть организацию и методики исследования;
-дать анализ и обобщение результатов экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что мальчики подросткового возраста более склонны к проявлению девиантного поведения.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: наблюдение, беседы, опрос.
Методики исследования:
База исследования – МБОУ «СШ имени Марачкова Андрея Олеговича» Красноярский край, город Ачинск.
Выборка исследования: выборка составляют 22 обучающихся 9 класса, из которых 9 юношей, 13 девушек.
Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
1.1 Основные подходы к изучению девиантного поведения в трудах отечественных и зарубежных ученых
Вопросы, затрагивающие проблему возникновения девиантного поведения в психологической науке, были рассмотрены в трудах Э. Дюркгейма, З.К. Леонгарда, З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Эриксона, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, В.В. Ковалева, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейна, Т.И. Шульге и др.
Концепция девиантности в конце 19 - начале 20 веков развивалась на основе двух подходов: функционального и нозоцентрического. Эти понятия являются концепциями биогенетической или социогенетической интерпретации.
Во второй половине XX века в результате смены парадигмы в науке проблема девиации стала изучаться с помощью комплексного мультимедийного анализа.
В настоящей работе мы использовали концепцию С.Т. Гаврилова. По мнению исследователя, девиация – это многогранное явление жизни в социальной среде, социальных отношений в устойчивых формах человеческой деятельности, несоответствия нормам и ожиданиям общества. Девиация может быть положительной и служить прогрессу общества, а может быть и отрицательной - тормозить развитие общества. Это стереотип поведенческой реакции, связанный с нарушениями соответствующих возрасту социальных норм: побегом из дома и одиночеством, ранним алкоголизмом, наркоманией, суицидом, сексуальными девиациями. Такое поведение возникает не только по социальным, но и по биологическим причинам, таким как болезнь, адаптация и дезадаптация [12, c. 89].
С.А. Беличева выделила социальный тип девиантного поведения. Он познает эгоистическое направление: воровство, агрессивное направление – поддразнивание и хулиганство; социальный пассивный тип, т.е. избегание гражданской ответственности, исключение из активной общественной жизни [8, c. 94].
В.Д. Платонов обнаружил следующие формы девиантного поведения: социальные (деструктивные, аморальные, политические преступления) и делинквентное (криминальные) и паранормальные [9, c. 145].
В.Д. Менделевич выделяет такие клинические проявления отклонений от нормы как – аддиктивноe, дeлинквентное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспосоностей. При этом он подчеркивал, что при психопатологических типах дeвиантного поведения значение ситуативных факторов нивалируется [23, c. 41].
Отечественные исследователи А.А. Александров, В.В. Королев, В.Д. Менделевич, В.Г. Степанов считают, что целесообразно разделять девиантное поведение на преступное – криминальное. Криминальная личность это та личность, которая совершила преступление (В.Н. Кудрявцев, В.Ф. Пирожков). Одни ученые утверждают приоритетность эндогенности, говоря, что «преступниками не рождаются, а становятся», другие же (Айзенк, Кречмер, Ломброзо, Шелдон) – доказывали значимость эндогенных причин, когда отклонения генетически «запрограммированы»[2, c. 54].
Отклоняющее поведение включает делинквентное, девиантное и криминальное поведение:
1. Девиантное поведение – девиантное поведение, связанное с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и больших половых групп.
2. Делинквентность характеризуется повторяющимся антисоциальным поведением детей и подростков, которое становится общеизвестным нормальным стереотипом, но нарушает правовые нормы, но не криминализируется из-за ограниченного социального риска или безнаказанности.
3. Криминальное поведение определяется как противоправное деяние, являющееся основанием для возбуждения уголовного дела при наступлении уголовной ответственности и квалифицируемое по отдельным статьям Уголовного кодекса. Криминальное поведение – предшествующие правонарушения и хулиганство [16, c. 114-115].
Многие учёные и исследователи девиантности рекомендуют различать разные модели поведения.
Т. Шибутани прeдложено выдeлять три типа отклоняющегося повeдения [24, c. 254-255].
Первый тип предполагает поведение, которое соответствует групповым нормам и отличается от установок и убеждений лиц, обладающих властью и авторитетом, или от официально принятых норм и стандартов.
Второй тип, который он выделил, это временная потеря самообладания, особенно под влиянием сильного волнения. Когда нарушаются принятые стандарты поведения, ребенок все делает импульсивно, часто идя вразрез со своими убеждениями и нормами.
Третий тип девиации он называет вынужденным. Это особый вид принуждения. Иногда некоторые несовершеннолетние обращаются со своими жертвами очень агрессивно, ожесточенно и даже неоправданно жестоко, но не чувствуют вины. Т. Шибутани определяет этот тип отклонения как дезадаптацию [24, c. 255].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнян М. Ю. «Кто я» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков. М.: МЦГИ, 1992. 175 с.
2. Ахметзянова А. И. Психологические особенности личности подростков, детерминирующих девиантное поведение // Акмеология. 2019. № 4. С. 201 – 209.
3. Ахметова О. А. Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы / О. А. Ахметова // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 36–44.
4. Берковиц Л. Агрессия: причина, последствия и контроль. СПб: Прайм-Еврознак, 2019. 512 с.
5. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. № 3. 64-69 с.
6. Бурминская Т. В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций. Ставрополь: СГПИ, 2004. 199 с.
7. Гаврилова Т.П. Организация интеллектуально-игровой деятельности подростков с отклоняющимся поведением с целью предупреждения их девиаций // Современное педагогическое образование. 2018. № 6. С. 88-92.
8. Гурьева В.А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. 22 с.
9. Дворянчиков Н.В., Логунова О.А., Решетова Д.В. Взаимосвязь некоторых личностных особенностей и характеристик криминального поведения подростков // Психология и право. 2011. № 1. С. 65- 71.
10. Жмуров Д.В. Криминальная агрессия несовершеннолетних. Иркутск: Изд-во «Репро-центр», 2009. 162 с.
11. Завражи, С.А. Феноменология девиантного поведения: избранные труды. Владимир: ВГГУ, 2008. 348 с.
12. Ипатов А.В. Аутодеструктивное поведение подростков в контексте отклоняющегося развития личности // Акмеология. 2018. №4 (68). - С. 25–31.
13. Каган В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков // Вопросы психологии. 2000. № 3. 65-69 с.
14. Кириллова Е.Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению. СПб: ФГКОУ ВО «АУ МВД РФ», 2019. 231 с.
15. Мельникова М.Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков. Екатеринбург: Нева, 2020. 193 с.
16. Менделевич В. Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов. Йошкар-Ола: Марево, 2022. 239 с.
17. Пономарева Т. А. Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект // Инновационная наука. 2020. № 3. С. 254-257.
18. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. М.: Академия, 1996. 378 с.
19. Тормосина Н. Г. Психологическое исследование гендерных и возрастных особенностей аутодеструктивного поведения // Вестник Университета. 2013. С. 54-58.
20. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М.: Владос, 2014. 351с.