Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты по проблеме развития специальной выносливости у бегунов на средние дистанции 5
1.1 Общая характеристика выносливости 5
1.2 Средства и методы развития специальной выносливости 8
Глава 2. Методика формирования выносливости у бегунов на средние дистанции группы 13-14 лет 13
2.1 Методика воспитания специальной выносливости 13
2.2 Основные средства и методы подготовки бегунов на средние дистанции 17
Заключение 20
Список используемых источников 21
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выносливость требуется в некоторой степени при выполнении физических нагрузок. Проблема развития и поддержания высокого уровня выносливости у спринтеров является одной из наиболее актуальных проблем современного спорта. Тренировки на выносливость в спортивных целях должны способствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения, что особенно важно в связи с существующей у детей школьного возраста гипокинезией, которая ухудшается вследствие ускорения физического развития. Бег – эффективное и доступное средство физического совершенствования в любом возрасте, способствующее укреплению здоровья и гармоничному развитию.
Современная физиология, биохимия и морфология накопили значительный экспериментальный материал по отдельным проблемам развития выносливости в онтогенезе в зависимости от возрастно-половых особенностей организма. Известно также, что средний школьный возраст благоприятен для развития выносливости. Однако в теории физического воспитания вопрос повышения выносливости в спортивных целях у детей, подростков, юношей и девушек еще систематически и недостаточно изучен. Все вышеизложенное стало основанием для выбора темы исследования «Развитие специальной выносливости у бегунов на средние дистанции группы 13-14 лет».
Целью исследования было усовершенствование общей методики развития специальной выносливости у бегунов на средние дистанции группы 13-14 лет.
Объектом исследования является воспитание и тренировочный процесс бегунов на средние дистанции в возрасте 13-14 лет.
Предметом исследования является методика развития специальной выносливости бегунов на средние дистанции в возрасте 13-14 лет.
Задачи:
Определить содержание общей методики развития выносливости у бегунов на средние дистанции 13-14 лет по данным специализированной литературы.
Разработать методику развития специальной выносливости бегунов на средние дистанции 13-14 лет.
Определить эффективность предложенных методов содействия развитию специальной выносливости у бегунов на средние дистанции в возрасте от 13 до 14 лет.
Глава 1. Теоретические аспекты по проблеме развития специальной выносливости у бегунов на средние дистанции
1.1 Общая характеристика выносливости
Понятие «выносливость» издавна ассоциировалось со способностью человека продолжать выполнять какую-либо деятельность более или менее эффективно, несмотря на наступившее утомление. Как известно, под утомлением принято понимать временное снижение уровня работоспособности, вызванное работой. С определенного момента в течение значительного периода времени задача начинает прогрессировать в условиях дальнейшей мобилизации воли, преодоления нарастающих внутренних трудностей, что позволяет поддерживать заданные внешние параметры и выполнение задачи (фаза компенсаторного утомления). Затем, несмотря на все усилия, уровень качественных и количественных показателей снижается лишь все более существенно, позволяя продолжать работу (фаза компенсаторного утомления). Наконец, в крайних случаях усталость приводит к остановке работы. Несмотря на наступление утомления, возможность в течение определенного периода предотвратить снижение работоспособности и продолжить работу в фазе компенсаторного утомления с наименьшим снижением работоспособности зависит от степени развития тех или иных свойств организма и личности. Поэтому под «выносливостью» в самом общем смысле понимают совокупность индивидуальных свойств, решающим образом определяющих способность противостоять утомлению во время деятельности [10].
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению во время мышечной деятельности. Мерой выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в круговых видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и др.) измеряется минимальное время, необходимое для преодоления заданной дистанции. В игровой деятельности и единоборствах измеряется время, за которое достигается заданный уровень эффективности двигательной активности. В сложной координированной деятельности, предполагающей выполнение точных движений (гимнастика, фигурное катание и др.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения движений [1].
Различают общую выносливость и специальную выносливость. Первое является частью общей физической подготовки спортсмена, второе – частью специализированной подготовки. По мнению Скородумова А.П., если выполняемая задача неспецифическая, то способность выполнить задачу без изменения ее параметров называется общей выносливостью, если задача более конкретная, то ее называют специальной выносливостью [2].
Общая выносливость предполагает общее функционирование мышечной системы (при выполнении задания задействуется более двух третей мышц тела) и позволяет человеку эффективно выполнять в течение длительных периодов времени задачи умеренной интенсивности, предъявляющие достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой системе, дыхательной, центральной нервной системы и других систем [10].
Способность выполнять работу с низкой интенсивностью в течение длительного времени за счет аэробных источников энергии. В связи с этим ее еще называют аэробной выносливостью [8].
Матвеев Л.П. считает, что под термином «общая выносливость» понимают совокупность функциональных особенностей организма, образующих неспецифическую основу работоспособности в различных видах деятельности [9].
Способность человека эффективно выполнять неспецифические задачи в течение длительного времени, что положительно влияет на развитие конкретных компонентов работоспособности человека за счет повышения приспособляемости к нагрузке. Например, человек, который может бегать в течение длительного времени в умеренном темпе, может также выполнять другие задачи (плавание, езда на велосипеде и т. д.) в том же темпе. Это связано с тем, что решающим фактором в этих задачах является уровень развития аэробных возможностей организма [9].
Уровень развития и выраженности общей выносливости определяется аэробной мощностью источника энергии (за счет использования реакции окисления кислорода) [3].
Специальная выносливость – понятие многокомпонентное, поскольку зависит от уровня развития от многих факторов и определяется конкретными требованиями, предъявляемыми к организму спортсмена при занятиях избранным видом спорта. Это связано с тем, что она определяется конкретной подготовленностью всех органов и систем спортсмена, уровнем его физиологических и связанных с этим умственных способностей с видом спортивной деятельности [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белявцева, О. С. Легкая атлетика для начинающих : Учебно-методическое пособие / О. С. Белявцева, А. В. Шулаков, С. О. Скворцова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ". – Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2021. – 72 с.
2. Германов, Г. Н. Методика обучения предмету "физическая культура". Легкая атлетика : Учебное пособие / Г. Н. Германов, В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 461 с.
3. Замогильнов, А. И. Теория и методика физической культуры : Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 49.03.01 Физическая культура и 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура», а также для слушателей курсов повышения квалификации по направлению «Физическая культура» / А. И. Замогильнов ; Рецензенты: А.С. Махов, О.В. Кулигин. – Шуя : Ивановский государственный университет, 2017. – 283 с.
4. Коновалов, И. Е. Легкая атлетика : Учебное пособие / И. Е. Коновалов, И. Ш. Мутаева, А. И. Морозов. – 3-е издание, стереотипное. – Казань : Отечество, 2022. – 365 с.
5. Леонтьева, Е. Э. Методика развития быстроты / Е. Э. Леонтьева // Безопасность в профессиональной деятельности педагога : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 23–24 января 2023 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. – С. 90-93.
6. Низельский, Д. Г. Легкая атлетика как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов технического вуза / Д. Г. Низельский, Л. В. Низельская // Успехи гуманитарных наук. – 2023. – № 8. – С. 184-187.
7. Особенности формирования быстроты в разных видах спорта / Л. Н. Порубайко, В. И. Шарагин, С. Ю. Завалишина, Е. И. Жмурко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 6(220). – С. 299-303.
8. Петров, А. Н. Оптимизация методов тренировки в легкой атлетике: развитие скорости и выносливости / А. Н. Петров // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 01 ноября 2023 года. – Уфа: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ", 2023. – С. 125-131.
9. Полякова, Н. И. Сетевой проект «Королева спорта - легкая атлетика» / Н. И. Полякова, Л. В. Шевелева // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 8(193). – С. 21-24.
10. Пьянзин, А. И. развитие легкой атлетики в Тульской области / А. И. Пьянзин, Н. Н. Пьянзина, Т. Н. Петрова // Вестник Чувашского университета. – 2023. – № 1. – С. 64-73.
11. Романюк, В. А. Рекомендации к обучению техники прыжков в длину для начинающих студентов электива "легкая атлетика" / В. А. Романюк // E-Scio. – 2020. – № 6(45). – С. 427-431.
12. Соболев, М. С. Легкая атлетика, как средство развития выносливости, скорости и гибкости / М. С. Соболев // Инновации молодежной науки : тезисы докладов всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием, Санкт-Петербург, 18–22 апреля 2022 года. Том Часть 2. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2022. – С. 310-312.
13. Стафеева, А. В. Методические особенности развития скоростных качеств у обучающихся старших классов / А. В. Стафеева, С. В. Бурханов // Вопросы педагогики. – 2022. – № 7. – С. 37-40.
14. Теория и методика избранного вида спорта: легкая атлетика : Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, С. Д. Зорин, Д. М. Баширова ; Рекомендовано учебно-научным методическим советом ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ» (протокол № 11 от 23.06.2022). – Казань : Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2023. – 665 с.