Фрагмент для ознакомления
2
2.1. Проектирование методической разработки теоретического занятия по дисциплине «……..» и теме: «Линейные сооружения связи» в ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг» с использованием метода проблемного обучения
Представим проектирование методической разработки теоретического занятия на примере темы «Линейные сооружения связи». Данная тема является актуальной при реализации дуального обучения по специальности 10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем.
Проектирование методической разработки начнем с определения целей и задач урока. Самые главные элементы урока отразим в технологической карте (таблица 1).
Из таблицы 1 видно, что цель урока изучение теоретического материала (формирование знаний о линиях связи). Этот урок закладывает теоретический фундамент для формирования профессиональных компетенций 1.1 и 1.2.
Урок подразумевает использование проблемного метода обучения. Элемент проблемного обучения, использованный в начале изучения новой темы позволяет мотивировать учащихся и делает их восприятие более осознанным.
Методическая структура урока отображена в таблице 2. Таблица дает полное представление обо всех этапах урока, деятельности учителя и учащихся.
Таблица 1 – Технологическая карта урока «Линейные сооружения связи»
Цель
Обеспечить глубокое усвоение знаний о линейных сооружениях связи и систематизировать их в профессиональном контексте.
Задачи
Образовательные:
Ознакомить студентов с основными видами линейных сооружений связи.
Рассмотреть функции и особенности линейных сооружений в инфраструктуре связи.
Воспитательные:
Развивать профессиональное отношение к техническим сторонам работы в телекоммуникациях.
Развивающие:
Развивать пространственное мышление, умение анализировать технические чертежи и схемы.
Расширить словарный запас профессиональной терминологией.
Обучающиеся должны знать:
Основные виды линейных сооружений связи, их функции и конструктивные особенности.
Обучающиеся должны уметь:
Читать и анализировать схемы линейных сооружений связи, оценивать применимость сооружений в условиях конкретного объекта.
Тип урока
Урок изучения нового материала
Формы обучения
Лекционно-практическая работа с использованием метода проблемного обучения.
Формирование профессиональных компетенций
ПК 1.1. Применять нормы и правила технической эксплуатации линейных сооружений связи.
ПК 1.2. Оценивать состояние и функциональность сооружений на основе схем и чертежей.
Опорные понятия
Линейные сооружения связи
Подземные и воздушные линии связи
Волоконно-оптические кабели.
Домашнее задание
Подготовить доклад
Таблица 2 - Технологическая карта с методической структурой урока
Ход урока
Этап урока Характеристика этапа Время, мин Технология обучения Деятельность преподавателя Деятельность учащихся Результат использования технологии Форма контроля
Подготовительный Приветствие студентов 1 Словесный метод Приветствует студентов, отмечает отсутствующих Откликаются на свои фамилии/имена Проверка готовности к занятию -
Организационный Сообщение темы и целей урока 3 Объяснительно-иллюстративный метод Объявляет тему урока, описывает цели и задачи Осмысливают значимость темы, готовятся к работе Обучающиеся осмысливают цель занятия Ответы на вопросы
Целеполагание Обозначение цели урока на доске 2 Объяснительно-иллюстративный метод Поясняет содержание и значимость линейных сооружений связи Записывают тему и цель урока Организация деятельности студентов на самостоятельное формирование мотивации обучения. Записи в тетради
Мотивация Описание роли линейных сооружений в телекоммуникациях 4 Проблемный метод Поясняет значимость линейных сооружений в области связи Осмысливают применение знаний в профессиональной деятельности Отвечают на проблемные вопросы Ответы на вопросы
Изучение нового материала Лекция по основным видам сооружений 25 Объяснительно-иллюстративный метод Показывает презентацию с изображениями различных видов сооружений связи Конспектируют основные понятия и виды сооружений Осознание нового материала Конспект в тетради
Закрепление знаний Вопросы по основным видам линейных сооружений 10 Беседа, дискуссия Задает вопросы по типам сооружений и их особенностям Отвечают на вопросы, обсуждают преимущества каждого типа Закрепление нового материала Ответы на вопросы
Итоговый контроль Краткий тест по пройденному материалу 5 Контрольно-оценочная Выдает тесты, оценивает знания по теме урока Выполняют тест, сдают на проверку Взаимоконтроль в парах. Выполнение тестов
Заключительный этап Подведение итогов занятия 5 Рефлексивный метод Обобщает основные моменты, хвалит за активность, подводит итоги Участвуют в рефлексии, анализируют пройденное Самоанализ. Самокоррекция Устные ответы
Домашнее задание Изучение дополнительного материала 2 Объяснительный Даёт задание: подготовить краткий доклад о типах линий связи Записывают домашнее задание Мотивация выполнения домашнего задания -
Подробнее остановимся на той части урока, где используется элемент проблемного обучения.
На этапе мотивации учитель задает вопрос обучающимся: «Какой тип линейных сооружений связи - подземные или воздушные линии - вы бы выбрали для прокладки в городе с плотной застройкой и интенсивным движением? Какие факторы нужно учесть, чтобы принять правильное решение?»
Предполагаются следующие варианты ответов.
Подземные линий связи. Подземные линии обеспечивают лучшую защиту от погодных условий и механических повреждений. В условиях плотной застройки необходима высокая надёжности связи. У подземных линий высокая стоимость прокладки и обслуживания, сложность доступа для ремонта.
Воздушные линий связи. Воздушные линии проще и дешевле в установке и обслуживании, что может быть удобнее в городских условиях. Быстрота ремонта, меньшие затраты на установку, простота доступа к кабелям. Подвержены воздействию погоды и повышен риск повреждений из-за транспорта и других факторов в городской среде.
В некоторых случаях целесообразно комбинировать, чтобы был баланс между стоимостью и надёжностью. Сочетание подземных и воздушных линии позволяет учитывать плотности застройки в разных районах города, доступность для ремонта и особенности прокладки.
На этапе контроля учитель предлагает учащимся выполнить тест. Предлагаем использовать два варианта теста и последующую взаимопроверку тестов в парах.
Вариант 1
1. Что относится к линейным сооружениям связи?
А) Телевизоры и радиоприёмники
B) Линии электропередач
C) Подземные и воздушные линии связи
2. Основное преимущество подземных линий связи:
A) Простота установки
B) Защищённость от погодных условий
C) Низкая стоимость