Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность развития детско-юношеского туризма в Российской Федерации обусловлена молодежными проблемами, к которым зачастую относятся: низкий уровень духовности, социальная лень, апатия, генерирующие правонарушения и преступное поведение молодых людей, усилившиеся в последние годы. В этой связи, патриотическое и экологическое воспитание, краеведческое просвещение молодого поколения, формирование социально ответственной личности нуждается в совершенствовании координации усилий государственных и общественных организаций.
К детско-юношескому туризму относится туристическая деятельность, в которую вовлечены дети в возрасте от 7 до 18 лет для отдыха, укрепления здоровья или образовательно-спортивной деятельности под руководством инструкторов-проводников или ответственных старших лиц.
В Стратегии развития туризма в РФ до 2035 г. развитию детского туризма уделяется особое внимание. И это не случайно, ведь детский туризм определяется как базовая форма жизнедеятельности детей, направленная на нормализацию их физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного состояния, укрепления здоровья.
Являясь частью социального туризма, детский туризм обеспечивает не только оздоровление, но и познание нового, формирование в школьниках патриотизма, гражданственности, социальной адаптации и профессиональной ориентации
Детский туризм является уникальной моделью воспитания личности, одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий и одним из самых массовых оздоровительных доступных видов спорта, способствующих формированию здорового образа жизни человека через общение с природой, альтернативой вредным привычкам, организации активного досуга и занятости, развитию культуры поведения на природе, бережного отношения к памятникам истории и культуры, практическому познанию родного края, а также социальной адаптации, профессиональной ориентации, воспитанию гражданственности и патриотизма, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.
Объект исследования - детский туризм.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и осуществления деятельности по организации туризма.
Задачи исследования:
1. Раскрыть исторические аспекты развития детского туризма.
2. Рассмотреть правовое регулирование детского туризма.
3. Проанализировать организацию детского туризма.
4. Определить новые формы организации детского туризма в современном обществе.
Методы исследования:
В ходе научной работы использовались следующие методы исследования:
- методологической основой исследования является комплекс подходов и методов научного познания.
Основным из них является диалектический метод, тема рассмотрена в историческом развитии и взаимосвязи с другими категориями, в единстве и взаимодействии его составляющих элементов.
Во время исследования учтены основные принципы диалектики, такие как: объективность, системность, историзм и др.;
- широко использованы общенаучные методы познания: наблюдение, описание и сравнение имеющихся разновидностей;
-в работе применены также логико-семантический и формально логический методы.
При помощи, которых исследованы ряд терминов, освещены дискуссионные аспекты в понимании их сущности.
Теоретическая значимость: заключается в углублении теоретических представлений об организации детского туризма.
Полученные в работе выводы, могут быть использованы для составления тестовых заданий, разработке плана практического занятия по учебной дисциплине «Туризм».
В работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части дипломного исследования.
Структура работы: содержание, введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Каждая наука имеет свою методологию, и свои методы, не противоречащие и конкретизирующие положения всеобщей теории познания применительно к предмету исследования. Методология делится на две части: первая - учение об исходных основах познания, непосредственно связанное с научной картиной мира, философией; вторая - учение о способах и приемах исследования, связанное с частными методами познания и общей методикой исследования. Вопросы методологии историко-педагогических исследований, в частности истории и теории развития той или иной науки.
Идея организации организованного праздника для подрастающего поколения зародилась в Швейцарии в 1873 году.
Инициатором был пастор Бион. В течение трех лет он собирал деньги, публикуя призывы в газетах. Затем он купил небольшое поместье и взял 68 детей на каникулы. Хорошая инициатива была поддержана во многих европейских странах. В первые годы детский туризм был в основном связан с частными лицами и меценатами. Первый международный конгресс детских лагерей состоялся в 1888 году. Обсуждались различные модели организованного детского отдыха. Германия предложила возможность родители+дети ,
Великобритания - спортивные лагеря (рассчитанные на прием тысячи и более человек), созданные Министерством обороны Великобритании для воспитания юных защитников страны.
В России детский туризм возник в середине XIX века. и это носило характер общеобразовательных экскурсий, организаторами и пропагандистами которых были передовые педагоги того времени.
Они рассматривали экскурсии как средство закрепления знаний, полученных на школьных уроках. Определенную роль в развитии студенческих экскурсий сыграло введение специального льготного тарифа для студенческих туристов в 1902 году, а также циркуляр министра народного просвещения от 1910 года, который отменил летние каникулы студентов и вместо этого рекомендовал организацию развлекательных прогулок и экскурсий для студентов во время каникул.
«В 1915-1917 гг. в стране происходил пересмотр учебных планов и программ почти всех типов школ разных ведомств».
В новой программе для высших начальных школ 1916 года было указано, что для каждого класса должен быть составлен план и программа экскурсий, которые должны проводиться в учебное время. Для поездок на дальние расстояния рекомендовалось выделять несколько полных тренировочных дней в течение года.
Таким образом, в российских школах экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны одной из форм школьной воспитательной работы.
Первые детские оздоровительные лагеря появились в России под Санкт-Петербургом, а затем и в Москве. Российские меценаты Павел и Сергей Третьяковы, Савва Морозов, Александр Бахрушин, графиня Софья Панина, Федор Эрисман активно способствовали развитию движения за здоровье детей.
Московская городская дума выделила средства на приобретение земельных участков для строительства оздоровительных лагерей для детей. Тем не менее, официально годом создания государственной системы детско-юношеского туризма считается 1918 г. когда по предложению Н. К. Крупской, Народный Комиссариат Просвещения РСФСР организовал Центральное бюро школьных экскурсий .
Органам управления образованием было поручено организовать экскурсии в школах, для чего они начали создавать пригородные естественнонаучные станции для проведения экскурсий со школьниками под руководством опытных учителей.
Организация экскурсии является одним из важнейших этапов проведения экскурсии, так как без должной подготовки проведения, полноценной экскурсией назвать нельзя будет. Что касается учебных программ и режима в начальных и средних школах, то было сказано о необходимости введения элементов краеведения в предметы школьной программы. В целях развития массового туризма и краеведения в школах совет народного комиссариата просвещения принял решение организовать в 1941 году всероссийскую туристическую экспедицию пионеров и школьников для изучения своего края и обязать все школы участвовать в ней. Около двух миллионов школьников присоединились к экспедиционным командам.
Война помешала дальнейшему развитию экскурсионно-туристической работы с детьми.
В 1946 году газета "Пионерская правда" объявила о массовой поездке пионеров и школьников на родину. Число школьников, принявших участие в этой поездке, составляло: в 1946-1 миллион, а в 1948-6 миллионов человек. В целях совершенствования туристско-экскурсионно-краеведческой работы с учащимися руководству государственных школ был рекомендован ряд мер, среди которых: разработать темы и маршруты экскурсий, экскурсий по родному краю, организовать такие походы и экскурсии в школах в конце учебного года под руководством учителей и пионервожатых.
В целях совершенствования управления утвердить в каждом райском уголке ответственных за проведение экскурсионно-туристических работ во всех семилетних и средних школах, выбрать из числа учителей организаторов этой работы в школах, 60-70-е годы характеризуются как период относительной стабилизации детского туризма.
Туристические соревнования становятся неотъемлемой частью встреч и соревнований по новому среднему предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), начинают функционировать всероссийские и местные лагеря юных спасателей, разрабатываются программы нового поколения для туристических и краеведческих объединений.
Всего на данный момент в туристических и краеведческих объединениях образовательных учреждений дополнительного образования детей ежегодно участвует более 300 тысяч учащихся; в экскурсиях, проводимых этими учреждениями ежегодно, принимают участие более 1,5 миллиона человек. В различных типах образовательных учреждений создано и функционирует 4780 сертифицированных школьных музеев .
Необходимо обозначить роль данных путешествий для подрастающего поколения.
Различные досуговые учреждения для школьников и дошкольников представляют собой комплекс программ, обеспечивающих полноценный отдых и ориентированных на воспитание, обучение, оздоровление ребенка. Детский туризм дает возможность для саморазвития, самосовершенствования, освоения новых навыков и получения бесценного опыта.
Он подразделяется на несколько видов, благодаря чему ребенок не ограничивается одним родом занятий, и это позволяет ему раскрыть себя как разностороннюю личность.
Важным для исследования является изучение детского туризма, его состояние на сегодняшний день. На Рисунке 1.1. представлена статистика детского туризма за 2022 г. Указано количество человек, совершивших туристические поездки на территории РФ. Их общая численность составляет 5,5 млн чел. .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулхаиров А.З. Исторические трансформации и современное состояние детско-юношеского туризма в Крыму /А.З. Абдулхаиров // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018. №1.
2. Аигина Е.В., Тульская Н.И. Современное состояние и развитие детского туризма в Российской Федерации // Современные исследования социальных проблем. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennoe-sostoyanie-i-razvitie-detskogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 11.11.2024).
3. Воловик А.Ф. Педагогика досуга Текст / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М. : Флинта, 2017. 315 с.
4. Герилович, Д. В. Проблемы и перспективы организации детского туризма в Республике Беларусь / Д. В. Герилович ; науч. рук. Е. Н. Карчевская // Сборник материалов III Междунар. межвуз. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и магистрантов, Гомель, 24-25 апр. 2003 г / М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. техн. ун-т им. П. О. Сухого. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2003. – С. 374-375.
5. Голубева И.В., Заярская Г.В., Фодоря А.Ю. Международный и Российский опыт стандартизации детского отдыха 2019. С. 166-180.
6. Журавлев В.В. Развитие детского туризма как фактор повышения эффективности предприятий сферы индустрии гостеприимства // Известия высших учебных заведений. Уральский регион - Челябинск: ИзЛиТ, 2013. - С. 51-59
7. Каменец А.В. Организация социально-культурной деятельности. Молодежный туризм: учебное пособие для СПО / А.В. Каменец, М.С. Кирова, И.А. Урмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 192 с.
8. Квартальнов В. А. Туризм / В. А. Квартальнов // Все о туризме. – URL: https://tourlib.net/ books_tourism/kvartalnov_tourism1.htm (дата обращения: 11.11.2024)
9. Константинов, Ю. С. Детский туризм в России: очерки истории: 1918-1998 гг. / Ю.С. Константинов. - М.: ЦДЮТур, 2018. 259 с.
10. Кудинов В. А. История детского и юношеского движения в России (до 2017 года) : учебное пособие для вузов / В. А. Кудинов ; ответственный редактор Л. И. Тимонина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. 242 с. (Высшее образование). Текст: непосредственный.
11. Кургина С. О. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионного продукта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. №3. С. 231-233.
12. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // Рос. газ. 1996. 25 нояб.
13. Семенчукова, М. А. Детский туризм: основные понятия, проблемы, перспективы развития / М. А. Семенчукова // Отдых. – С. 1–6. – URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018020268/ (дата обращения: 11.11.2024).
14. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года [Электронный реурс]. Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/news/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-do-2035-goda (Дата обращения: 11.11.2024.
15. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года [Электронный реурс]. Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/news/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-do-2035-goda (Дата обращения: 11.11.2024).
16. Хидиров Г. Требования к исполнителям услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению // Прогосзаказ.рф. – 2022. – № 3. – URL: https://xn--80alqgor.xn-- 80aahqcqybgko.xn--p1ai/trebovaniya-k-ispolnitelyam-uslug-po-organizacii-otdyha-detej-i-ihozdorovleniju/?ysclid=lh4orzayo3970954280 (дата обращения11.11.2024).
17. Число детей, отдохнувших в детских и подростковых летних оздоровительных учреждениях // ЕМИСС. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/37313/ (дата обращения: 11.11.2024)