Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Тема данного исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной. В современном глобализирующемся мире наблюдается тенденция к увеличению количества людей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Значительную часть среди них занимают лица с нарушениями психического развития. Учеными доказано, что у лиц данной категории наблюдается нарушение познавательной и эмоционально-волевой сфер, недостаточный уровень развития координационных способностей, гибкости, общей выносливости.
Адаптивное физическое воспитание (далее - АФВ) является новым направлением в отечественной системе образования и науки, которое изучает аспекты физического воспитания людей, имеющие в результате заболеваний или травм разные стойкие нарушения жизненно важных функций организма и связанных с ними ограничений физических возможностей. Основная цель АФВ - формирование и развитие двигательной активности, физических и психологических способностей, обеспечивающих адаптацию личности к своему состоянию здоровья, окружающей среде, обществу и различным видам деятельности.
Известный ученый С.П. Евсеев отмечает, что мировой опыт реабилитации таких больных говорит о том, что ограничение функциональности организма преодолеваются только путем активизации нервно-мышечного аппарата, и основное внимание исследователей в настоящий момент приковано к методике проведения различных комплексов лечебной физической культуры.
Комплексы упражнений предназначаются для стойкого сохранения эффекта реабилитации основных соматических и физиологических нарушений, характерных для заболевания, а также направлен на достижение восстановления нормальной жизнедеятельности и возвращения работоспособности организма в меру его возможностей.
Нарушения психического развития характеризуются наличием заболеваний и снижением работоспособности. Характерна скованность, плохая переключаемость различных действий.
Отрицательно сказывается на здоровье и то, что люди с нарушением интеллекта могут длительное время проводят в статическом положении. В связи с этим важно уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы им закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию.
Все вышеизложенное позволило приступить к мониторингу исследования возможностей использования современных средств, методов и формы организации физкультурно-оздоровительной работы с лицами с нарушениями психического развития.
Объект исследования - физкультурно-оздоровительная работа с лицами с нарушениями психического развития.
Предмет исследования - средства, методы и формы организации физкультурно-оздоровительной работы с лицами с нарушениями психического развития.
Цель курносой работы – оценить эффективность средств, методов и форм организации физкультурно-оздоровительной работы с лицами с нарушениями психического развития.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие, причины и раннюю диагностику лиц с нарушением психического развития.
2. Рассмотреть влияние двигательных нарушений на развитие детей с нарушением психического развития.
3. Проанализировать использование средств, методов и форм организации физкультурно-оздоровительной работы с лицами с нарушениями психического развития.
Методологическую базу исследования составили: научные труды по теории и методике физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры, монографии, профессиональные периодические издания.
Практическая значимость исследования определена тем, что основной упор делается на оздоровление детей с нарушением психического развития, улучшение их физических способностей. Материал может быть использован педагогами для работы с детьми и подростками с нарушением психического развития.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1.Понятие, причины и ранняя диагностика лиц с нарушением психического развития
1.1. Этиология и патогенез психического развития человека
Для пояснения особенностей данной категории людей необходимо обратиться к определению термина «умственная отсталость» или «психическое недоразвитие».
Второй термин, по мнению Д.Н. Исаева, является синонимом к первому и больше отражает особенности таких детей. Ребенок с умственной отсталостью (психическим недоразвитием) – это ребенок, у которого в процессе развития сформировалась совокупность дефектов (наследственных, врожденных или рано приобретенных), «стойких не прогрессирующих синдромов общей психической отсталости», которые проявляются в трудности социальной адаптации из-за «преобладающего в большей степени интеллектуального дефекта».
Умственно отсталым детям свойственны нарушения и особенности волевых процессов. На данную проблему обращали внимание специалисты еще в конце XVIII века при создании первых образовательных систем для детей данной категории.
Слабость волевых процессов включается в перечень диагностических критериев, которые свойственны умственно отсталым детям. Важно отметить, что в начале обучения дети данного контингента безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, не могут сосредоточиться на выполнении конкретных действий.
Нарушение психического развития остается актуальной медико-психологической проблемой уже на протяжение нескольких десятилетий. Общей закономерностью для нарушенного психического развития является нарушения двигательного развития, трудности формирования двигательных навыков.
Недостатки в формировании моторики наблюдаются у всех категорий проблемных детей, что служит одним из показателей в диагностике отклонений в развитии. (Потапчук С.П., Евсеев Мю, 2024).
Но важно отметить, что для каждой категории детей с проблемами развития есть свои специфические особенности нарушений двигательных навыков.
ЗПР является одной из наиболее распространённых форм психических расстройств в детском возрасте. Стоит отметить неуклонный рост количества детей с данным нарушением, на данный момент частота встречаемости составляет 1-2% (как самостоятельной группы состояний) и 8-10% в общ ей структуре психических расстройств (Бабаева В.А., Прибойченко А.С., 2022).
Обобщив материал различных авторов, можно сделать вывод, что двигательная сфера детей с ЗПР, в отличии от нормативно развивающихся детей, характеризуются следующими особенностями: трудности в усвоение навыков равновесия; особенности динамического праксиса:
-трудности в переключение с одного движение на другое, замедленный темп, недостаточная автоматизация двигательного навыка (несформированность серийной организации движений);
-особенности кинетического праксиса: недостаточность развития тонких и точных движений рук;
-отставание в моторном развитие; синкинезии.
Искаженное развитие чаще всего представляет собой расстройства аутистического спектра (РАС). Данные современных исследований также показывают неуклонный рост распространенности РАС. В СШ А проводились исследования, в результате которых было выявлено, что в 2020 году РАС встречается у каждого 54 ребенка, на 2021 же год РАС уже диагностируется у каждого 44 ребенка (Maenner MJ, Shaw KA, Baio J, et al., 2021).
Нейромоторная сфера детей с РАС, в отличии от нормативно развивающихся детей, характеризуются следующими особенностями:
-слабый контроль равновесия;
-особенности динамического праксиса:
- двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, трудности в целенаправленной организации движений, отсутствие плавности при переключении; особенности кинетического праксиса: трудности при произвольном воспроизведение поз; нарушениями крупной и мелкой моторики движений; обилие стереотипных движений (Емельянцева Т.А., Смычек В.Б.., 2022).
В физическом развитии заметно уступает нормально развивающемуся ребенку. У таких детей замедленно формируются координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и навыки, а также сила, быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и другие качества.
Отмечено, что у них с раннего детства наблюдаются задержки естественных двигательных рефлексов, как правило, они позднее начинают сидеть, ходить (Потапчук С.П., Евсеев Мю, 2024).
1.2. Психофизические особенности лиц с нарушением психического развития
В психомоторном развитии лиц с нарушением психического развития выявляются трудности в регуляции сложно координированных двигательных действий из-за отставания в развитии высших психических функций.
Для таких детей характерным является снижение познавательной активности; неустойчивость и истощаемость внимания; нарушение темпа восприятия сенсорной информации; недостаточный объем зрительной и слуховой памяти, уменьшение скорости запоминания; неспособность в полной мере управлять эмоциями, поведением и собственным телом в пространстве (Штрекер Н.Ю., Старостина А.Н., 2023).
Эта категория детей имеет нервно-психическое недоразвитие из-за необратимого поражения головного мозга, у детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мышление, речь, память,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптивная физическая культура : учебное пособие / Р. И. Айзман, Ю. С. Филиппова, О. Я. Бойко [и др.] ; под ред. Р. И. Айзмана, Ю. С. Филипповой. М.: Кнорус. 2024.-342 с.
2. Аканова О.И. Роль коррекционных подвижных игр для детей с задержкой психического развития /О.И. Аканова //Физическая культура, спорт, туризм: Наука, образование, технологии. 2022. С. 26.
3. Арнст Н.В. Коррекционно-педагогическое сопровождение тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта /Н.В. Арнст [и др.] //Ученые записки университета имение П.Ф. Лесгафта.- 2023. -6. С.27.
4. Бабаева В.А., Прибойченко А.С. Состояние высших психических функций у детей с ВПС и психологическая реабилитация // Бюллетень НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Сердечнососудистые заболевания. 2023. Т. 24. № S6. С. 197 – 205.
5. Белопольская Н. Л. Современные проблемы клинико-психологической диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей / Н. Л. Белопольская // Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков : межпрофессиональное взаимодействие ; под общ. ред. О. Н. Усановой. – 2021. – № 1. – С. 224–227.
6. Боброва А. А., Бунькова К. М. Особенности развития физических умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Сту денческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037109 (дата обращения: 16.11.2024).
7. Велиева С. В., Велиев А. Р. Стратегии поведения и саморегуляции подростков при разных психических состояниях // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 7 (121).
8. Воронкова В.В. Олигофренопедагогика: учебник для вузов / В.В. Воронкова, И.В. Евтушенко; под науч. ред. В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2024. – 447 с.
9. Губарева Д. С. Адаптивное физическое воспитание детей с синдромом Дауна на основе музыкально-двигательных средств : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04/ Губарева Дарья Сергеевна. – Волгоград, 2021. – 23 с.
10. Дудьев В. П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / В. П. Дудьев. — Барнаул: АлтГПУ, 2022. — 360 с.
11. Емельянцева Т.А., Смычек В.Б. Нарушения психомоторных функций у детей с психическими расстройствами // Медицинские новости. 2022. № 4 (331). С. 62 – 67.
12. Кузьмина Л.И. Методы физического воспитания // Теория и методика физического воспитания: пособие /А.Г. Фурманов, М.М. Круталевич, Л.И. Кузьмина; под общ.ред А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича. – Минск: БГПУ, 2024. -156 с.
13. Родин Ю.И. Физические упражнения и подвижные игры на прогулке для детей дошкольного возраста с нарушением психического развития /Ю.И. Родин// Инструктор по физической культуре. 2022. №5. С.6.
14. Физическое воспитание в реабилитации детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития / Под ред. Коростелевой Т.М., Макаренковой Г.Г., Новицкого П.И., Поляковой Т.Д. Сборник статей. Витебск. Издательство Витебского госуниверситета им. П.М. Машерова, 2024.- 96 с
15. Фомина Н. А. Интеллектуально-познавательное развитие детей в процессе музыкально-двигательного физического воспитания / Н. А. Фомина, С. Ю. Максимова. – Волгоград : Общество с ограниченной ответственностью "Сфера", 2021. – 184 с.
16. Частные методики адаптивной физической культуры. Учебник /Под ред. А.А. Потапчук, С.П. Евсеева, М. 2024.-296 с.
17. Шипачева К.Г. Особенности использования игр в физическом воспитании детей с легкой степенью нарушения интеллекта /К.Г. Шипачева //Научные достижения и инновационные подходы: Теория, методология, практика. 2023. С.14.
18. Штрекер Н.Ю., Старостина А.Н. К вопросу о дефицитарных психических функциях у детей с нарушением формирования навыка чтения // Школьный логопед. 2023. № 3 (87). С. 9 – 16.
19. Maenner MJ, Shaw KA, Baio J, et al. Prevalence o f autism spectrum disorder among children aged 8 years— Autism and Developm ental Disabilities M onitoring Network, 11 sites, United States, 2021.
20. M M W R Surveill Summ 2021;69 (No. SS-4) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.15585/m m wr.ss6904a1 (дата обращения 12.04.2023