Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы в том, что для включения детей с синдромом Дауна в социум педагогами должна разрабатываться адаптированная образовательная программа в соответствии с особыми образовательными потребностями детей, при этом необходимо учитывать особенности их психофизического развития и индивидуальные возможности.
Высокая рождаемость детей с патологией синдрома Дауна и высокий темп развития современного общества ставит много вопросов о высокоэффективных способах обучения и реабилитации детей с синдромом Дауна. Задача специалистов в области адаптивной физической культуры – грамотно подойти к поиску и разработке новых методик, для успешной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Характерной особенностью детей с синдромом Дауна является наличие лишней хромосомы, и как следствие – задержка функциональной латерализации коры больших полушарий, поражение ассоциативных зон коры головного мозга, которое влечет за собой умственную отсталость различной степени, а также нарушения физического, морфофункционального и психического развития (Блинова Н.Г., 2016).
Вопросами методик развития физических и физиологических качеств у лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и у лиц с синдромом Дауна, занимались такие учёные, как Н.С. Айрапетова [1], Е.Г. Антонен [3], Ю.И. Барашнев [4], П. Лаутенслагер [10] и другие.
Исследования Левченко И.Ю. и Приходько О.Г. рассматривают вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что является важным аспектом в жизни ребенка с синдромом Дауна. Также важны работы Дубровиной И.В. и Шевелевой Д.Е., которые предлагают различные методики психологической поддержки.
Теоретические исследования данной проблемы являются недостаточными, так как современные реалии говорят о наличии таких проблем в данной области, как недостаточность в квалифицированных кадрах, недостаточное обеспечение данного направления в техническом и методическом аспектах, доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья существующих методик.
Объект исследования – особенности лиц с Даун-синдромом.
Предметом исследования являются клинико-педагогические особенности лиц с Даун-синдромом.
Цель – на основании научной литературы раскрыть клинико-педагогических особенностей лиц с Даун-синдромом.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, причины и ранняя диагностика лиц с Даун-синдромом.
2. Проанализировать влияние двигательных нарушений на развитие детей с Даун-синдромом.
3. Раскрыть методику адаптивного физического воспитания как метод коррекции особенностей развития при Даун-синдроме.
Структура работы: содержание, введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. Понятие, причины и ранняя диагностика лиц с Даун-синдромом
1.1. Этиология и патогенез Даун-синдрома
История исследования рассматриваемого нами синдрома Дауна началась с середины XIX века. От самого первого описания «монголоидного» типа так называемой умственной отсталости, которое было опубликовано Джоном Лэнгдоном Дауном в 1866 г.
Так, Джон Даун изначально отметил в группе своих пациентов ряд некоторых особенностей, среди которых было строение языка, а затем он стал изучать состояние и форму черепа, и на этом основании сгруппировал пациентов в пять подгрупп, одной из этих подгрупп была «монгольская»
Кроме подробного перечисления внешних черт, присущих людям с синдромом Дауна, он также отметил, что у них часты пороки сердца и эндокринной системы, и что такие люди обучаемы и их обучение даёт очень хорошие результаты; указал на важность артикуляционной гимнастики для развития речи людей с синдромом Дауна, а также на склонность таких людей к подражанию, что может способствовать их обучению (Кажгалиева А.Х., 2021).
Синдром Дауна является заболеванием, которое имеет в своем начале генетическую природу, что выявил в 1959 году прошлого столетия Ж. Лежен, при этом показав, что у людей с синдромом Дауна в хромосомном наборе (кариотипе) имеется «лишняя» хромосома, и которая относиться к 21 паре, то есть вместо двух хромосом 21 проявляются три хромосомы 21.
Итак, в связи с вышесказанным это нарушение относят к группе хромосомных болезней и выступает в своем большинстве случаев полной трисомией хромосомы 21 (дополнительная хромосома будет находиться всех клетках организма).
Следует отметить, что около 2% случаев трисомия 21 может встречаться не во всех клетках, а также тканях человеческого организма (мозаичная форма), а около четырех случаев свое происхождение синдрома будет связано с так называемыми перестройками хромосом, не редко присутствующие у самих родителей.
Синдром Дауна является самым распространенным хромосомным синдромом. Так, примерно в среднем может встречаться один случай на 700—800 детей новорожденных. Так, как мальчики, так и девочки поражаются с одинаковой вероятностью.
Все клинические проявления Даун-синдрома в настоящее время в науке хорошо известны и изучены.
Итак, следует отметить, что в первую очередь, люди с этим синдромом Дауна будут иметь довольно специфические внешние особенности, что их делает очень похожими друг на друга. Наиболее характерно строение глазных щелей – это очень раскосые глаза и присутствие вертикальной кожной складки, которая прикрывает сам внутренний угол глаза.
Также кроме этого, у больных с Даун-синдромом плоское лицо и плоский затылок, короткий нос и короткая шея, синдромом Дауна плоские лицо и затылок, короткие нос и шея, открытый рот и большой язык, у больных деформированы ушные раковины, имеются пигментные пятна на радужке глаз.
Отметим наиболее часто встречающиеся признаки синдрома Дауна: имеются искривления мизинцев, присутствуют поперечные складки на их ладонях, довольно коротки пальцы на руках, а также косоглазие. Родничок у таких детей закрывается несколько позже. Черты лица, как правило, немного мельче, небо уже, уши иногда располагаются чуть ниже, чем обычно. Волосы, как, правило, негустые, мягкие и прямые.
Итак, отметим, что все выше сказанные выше признаки следует отнести к малым аномалиям развития. Так как ряд выше перечисленных признаков уже заметен специалистами при рождении ребенка, диагноз практически уже сразу можно поставить в роддоме.
Ребенок с синдромом Дауна, как правило, рождается в основном в установленный срок. Следует отметить, что при рождении у детей с синдромом Дауна ниже масса тела, чем в сравнении со здоровыми их сверстниками. Кроме этого, при рождении и в основном в самые первые месяцы жизни у многих детей можно наблюдать пониженный мышечный тонус. Для данного синдрома будут характерны и грубые пороки развития внутренних органов организма, чаще всего разные виды врожденных пороков сердца, а также пороки развития почек и пищеварительной системы. У детей с данным синдромом понижен иммунитет, а также такие дети склонны к инфекционным заболеваниям, а также к различным заболеваниям крови (Демикова Н.С., 2018).
1.2. Психофизические особенности развития детей с Даун - синдромом
Итак, структура психофизического развития детей с Даун-синдромом своеобразна.. У больных речь возникает довольно поздно и на протяжении всей своей жизни будет оставаться недоразвитой, само понимание речи так сказать недостаточное, а словарный запас очень бедный. У таких детей довольно часто встречается звукопроизношение в форме дизартрии или же дислании.
Следует отметить, что в независимости от тяжести интеллектуального или умственного дефекта, эмоциональная сфера у них остаётся практически сохраненной.
Большинство из детей с синдромом Дауна очень любопытны, а также имеют хорошую подражательную способность, что в свою очередь содействует привитию навыков самообслуживания, а также трудовых процессов. Сам уровень навыков, а также умений, что могут достигнуть дети с Даун-синдромом, очень разный, что генетическими, а также средовыми факторами.
Существует множество стереотипов, связанных с интеллектуальными возможностями таких детей. Часто «даунами» называют глупых людей. Но дети с Даун-синдромом такие же талантливые, как и обычные дети (Алехина А.В., 2000).
В среднем «даунисты» имеют интеллект от 20 до 75 единиц IQ, в то время как нормой считается значение выше 75.
Ученые заметили, что такие дети лучше развиваются и достигают жизненных успехов, если растут и воспитываются в семье.
Многие из них способны освоить профессию, достичь оптимального качества жизни и заботиться о себе самостоятельно (Мамайчук И.И., 2023).
В целом объективные возможности реабилитации и адаптации детей с синдромом Дауна зависят как от их физического здоровья, так и от степени нарушения умственного развития. Но не менее важным моментом является правильное воспитание и обучение ребенка. Только комплексная медико-педагогическая помощь помогает раскрыть все потенциальные возможности ребенка и адаптировать его к жизни в обществе.
1.3. Существующие методики реабилитации детей с Даун-синдромом
Под дефиницией реабилитация следует понимать весь комплекс медицинских, психологических и профессиональных, а также социальных мероприятий, которые в первую очередь направлены на предупреждение прогрессирования ряда патологических процессов, восстановление здоровья, нарушенных функций, трудоспособности, а также создание особых условий для введения их и возвращения в общество.
Далее отметить основные виды реабилитации: - медицинская; - физическая; - психологическая; - профессиональная реабилитация; - социальная реабилитация.
Современная медицинская реабилитация направляется на полное или же частичное восстановление, а также компенсацию тех или же иных нарушений в организме, или же какой-либо утраченной функции, а также на замедление прогрессирования болезни
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айрапетова Н.С. Комплексные методы физической реабилитации / Н.С. Айрапетова. – Москва : Физиотерапия, реабилитация, 2006. – 164 с.
2. Алехина А. В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.10 – коррекционная психология / Алехина Анна Васильевна; РГПУ им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2000. – 22 с. – Текст : непосредственный.
3. Антонен Е.Г. Хромосомные болезни / Е.Г. Антонен. – Петрозаводск: Петрозаводский гос. университет, 2004. – 106 с.
4. Барашнев Ю.И. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический аспект / Ю.И. Барашнев. – Москва : Триада Х, 2019. – 280 с.
5. Гиренко Л. А. Гимнастика - основа для развития физических качеств в физкультурной и спортивной деятельности / Л. А. Гиренко, К. А. Оськин // Актуальные вопросы современной науки: теория, методология, практика, инноватика : Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Уфа, 10 января 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. – С. 73-78.
6. Голова Е. В. Формирование оздоровительной двигательной культуры средствами корригирующей гимнастики / Е. В. Голова // Теория и практика научных исследований : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Астана, 27 сентября 2018 года / под общей редакцией А.И. Вострецова. – Астана: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2018. – С. 85-94.
7. Демикова Н.С. Синдром Дауна: клинико-этиологический аспект (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.sfera-podpiska.ru/stati-vdou/sindrom-dauna-kliniko-etiologicheskij-aspekt (Дата обращения: 15.12.2024).
8. Зайцева Е. А. Применение средств общей физической подготовки для развития крупной моторики у детей с синдромом Дауна / Е. А. Зайцева // Шаг в науку : сборник статей по материалам VI научно-практической конференции молодых ученых (IV всероссийской), Москва, 23 декабря 2022 года. – Москва: Б. и., 2023. – С. 420-423.
9. Иванов В.А., Долгих М.А. Комплексная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья вследствие хромосомных нарушений / В.А Иванов, М.А. Долгих. 2016. Курский государственный университет. 2016. 10 с.
10. Кажгалиева А.Х. Синдром дауна / А.Х. Кажгалиева, А.В. Климов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. - № 126 - С. 99
11. Колотилова Е. Ф. Особенности физической подготовки в спортивной гимнастике детей с синдромом Дауна / Е. Ф. Колотилова, О. Н. Соловьева, А. В. Коромыслов // Инновационные виды двигательной активности для лиц с ОВЗ и инвалидностью : Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Вологда, 26 ноября 2021 года / Отв. редакторы А.С. Лопухина, Н.Н. Мелентьева. – Вологда: Вологодский государственный университет, 2021. – С. 34-38.
12. Лаутеслагер Петер Е.М. Двигательное развитие детей с синдромом Дауна. Проблемы и решения. – Москва : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. – 360 с.
13. Лебедева Н.В. Физиологический статус детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями / Н.В. Лебедева // Сб.: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции, Курск, (27-28 марта 2015 года). – Курск: «Индивидуальный предприниматель Бескровный Александр Васильевич», 2015. – С. 58-63.
14. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учебное пособие для вузов / И. И. Мамайчук. – Москва : Юрайт, 2023. – 318 с. – Текст : непосредственный.
15. Мурзина О. Г. Психическое развитие личности ребенка с синдром Дауна / О. Г. Мурзина, Г. Г. Вербина // Социальная защита и здоровье личности в контексте реализации прав человека: наука, образование, практика : Материалы научно-практической конференции, Минск, 26–27 ноября 2015 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2016. – С. 453-456.
16. Новицкий П. И. Подвижные игры адаптивной физической культуры : пособие для учителей адаптивной физической культуры / П. И. Новицкий ; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П. М. Машерова". — Витебск : УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2023. 147 c.
17. Почему даунов называют детьми солнца // mks-onlain.ru: сайт. – Текст : электронный. – URL: https://mks-onlain.ru/pochemu-daunov-nazyvayut-det-mi-solntsa/?ysclid=lo7 gmgf3cz 734605603 (дата обращения: 13.11.2024).
18. Скоробогатова, Н.П. Развитие моторных функций у детей с синдромом Дауна / Н. П. Скоробогатова // Работник социальной службы. – 2017. – № 9. – С. 114–118.
19. Солдатова И.Н. Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения: из опыта работы / И.Н. Солдатова, Ю.Н. Харламова // Сб.: Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой, Москва, (26-27 июня 2014 года). – Издательство "Спутник+", 2014. – С. 244-248.
20. Степанова В.А. Коллегиальное консультирование как одна из форм сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна / В.А. Степанова // Дефектология. – 2017. – № 3. – С. 49–56.
21. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : книга для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. – Москва : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 180 с. – Текст : непосредственный.
22. Субботина Е. А. Адаптивная коррекционно-развивающая гимнастика как средство коррекции психофизического состояния подростков с задержкой психического развития / Е. А. Субботина, И. А. Мищенко, К. И. Засядько // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Серия МИФЕ: математика, информационные технологии, физика, естествознание. – 2012. – № 2(3). – С. 74- 86.
23. Федотова И.В. Изучение воздействия средств вестибулярной гимнастики на формирование физических качеств у детей с синдромом Дауна / И.В. Федотова, Н.Л. Горячева, А.А. Смирнова // Сб.: Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и пути решения: сборник материалов II-й Международной научно-практической конференции. Под общей ред. Горбачевой В.В., Борисенко Е.Г., Волгоград (19-20 октября 2022 года). – Издательство: Волгоградская государственная академия физической культуры (Волгоград), 2022. – С. 417-422.