Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Необходимость развития читательской компетенции субъектов в современной образовательной среде регламентирована многими нормативно-правовыми требованиями, в том числе, образовательными стандартами на каждой ступени образования, начиная с дошкольных образовательных организаций.
Услугами современных библиотечных центров сегодня пользуются практически все субъекты – участники образовательного процесса. Очевидно, что специалисты в области библиотечного дела должны использовать соответствующие средства и способы работы с потенциальными читателями, которые бы отвечали возрастным особенностям субъектов.
Игра как форма обслуживания в библиотеке позволяет сделать общение участников познавательного процесса интересным и позитивным. Библиотечное пространство предстаёт в качестве площадки активного интеллектуального общения. В связи с этим специалисты, работающие в библиотеке, осваивают актуальные сегодня игровые технологии. Здесь важно отметить, что игровые образовательные и развивающие технологии сегодня являются настолько популярными и распространёнными, что их использую практически для граждан любого возраста.
В нормативных документах нигде конкретно не раскрыто, как именно развивать у граждан читательские компетенции и навыки смыслового чтения. Проблемы развития читательской компетенции у детей рассматривали Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова и др.
В игре субъект способен удовлетворить свои желания и потребности в движении, общении, познании, самореализации и др. Игра при этом является эффективным средством формирования личности. Д.Б. Эльконин считал, что в игре у ребёнка присутствует сознательное желание учиться. Игры не ограничивается лишь тем, что у субъекта возникают новые мотивы игровой деятельности и связанные с ней задачи. В процессе игры возникает множество разнообразных мотивов. При этом может возникать переход от одних мотивов к другим. Это могут быть непосредственные желания играть, а в дальнейшем в процессе игры у субъекта могут возникать различного рода намерения. Различного рода игры позволяют развивать силу воли и работать с новой полученной информацией.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости организации игры как формы обслуживания в библиотеке.
Объект исследования: процесс организации игры как формы, в условиях библиотечного обслуживания.
Предмет исследования: игра как форма обслуживания в библиотеке.
Задачи:
1. Рассмотреть игру в практике современного библиотечного обслуживания.
2. Определить понятийно-классификационный аспект в игре как форме библиотечного обслуживания.
3. Предложить организационно-сценарный план игры в библиотеке.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
1. Игра в практике современного библиотечного обслуживания
Ведущей задачей современной развивающей среды является создание условий для качественного воспитания и развития субъектов. Перед каждой организацией стоят такие задачи как как учиться, научить жить, научить жить вместе. Приоритетной целью этого процесса можно обозначить необходимость учить каждого из заинтересованных субъектов читать, начиная с раннего детства.
Игры в практике современного библиотечного обслуживания используются достаточно давно, системно и реализуют при этом соответствующие цели и задачи. Чаще всего речь идёт о дидактических играх, поскольку специалист библиотечного центра всегда ставит перед проведением мероприятия дидактические цели и задачи. В этом заключается основное отличие от игр обыкновенных, которые служат средством проведения досуга, от игр дидактических, которые преследуют цели обучающие и развивающие [11, с. 228].
Игр существует достаточно много, и каждая из них формирует определённые личностно значимые качества субъекта. Положительное развивающее и воспитательное воздействие оказывают ролевые игры, ситуационные, игры со специальным обучающих материалом (лото, домино и др.), игры – драматизации и др.
Одним из путей решения проблемы реализации игровых технологий в развивающем процессе является правильно подобранные игры. Игры и игровые технологии повышают творческую активность субъекта и развивают его познавательные способности.
Исследователи отмечают, что интерес к чтению книг в настоящее время неуклонно снижается. Еще 20-30 лет назад чтение воспринималось как социальная ценность. Чтение - это способность воспринимать письменную информацию, передаваемую тем или иным способом, в том числе различными техническими устройствами, проблему его развития необходимо рассматривать, прежде всего, в контексте развития информационного пространства. Перспективы развития субъекта во многом связаны с состоянием чтения.
Назрела острая необходимость принятия мер на государственном уровне в поддержку детского и юношеского чтения, поскольку современное молодое поколение практически полностью заменило чтение на пользование гаджетами. Это неизбежно привело к отсутсвию развития способности читать, грамотно писать, анализировать художественные произведения и иную литературу. Важным при этом является нормативно оформленная, в виде планов и программ государственная образовательная политика. От того, что получит в свой багаж молодой человек, зависит степень его вхождения в современное социальное общество.
Основным принципом социокультурной политики в библиотечного обслуживания, является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих все эти особенности, способствующие социальной адаптации субъектов Современная библиотечная политика по отношению к молодёжи, базируется на совокупности ряда этических принципов. В нормативной сфере это - строгое соблюдение прав и действующего законодательства [4, с. 20].
Игры и игровые технологии направлены на реализацию такого рода целей. Применение игровых технологий в библиотеке способствует решению следующих задач:
-привлечение в библиотеку самого разнообразного круга читателей;
-создание интересного и развивающего пространства;
-продвижение особых видов и форм работы с детьми, подростками и молодёжи юношеского возраста;
- реклама библиотечных услуг, продуктов, создание положительного имиджа библиотеки;
-развитие инновационных форм работы с читателями;
- реализация культурно-досуговой функции библиотечного учреждения.
В современных библиотечных центрах сегодня организуются специальные игротеки. Под игротекой понимают специально организованную среду для проведения различных игр. При этом специалисты используют фонд тех игр, которые наиболее востребованы у посетителей библиотечных учреждений. К таким играм можно отнести:
-классические, шашки, шахматы, нарды, лото, интеллектуальные карты и др.;
-игры на развитие формальной логики, типа «Элиас», «Эрудит», «Ассоциации»;
-игры, нацеленные на реализацию заданной игровой стратегии (стратегические игры), к примеру, игра «Монополия» как классика;
-игры-квесты, подразумевающие преодоление препятствий и наличие увлекательного сюжета;
-кооперативные игры, требующие участия большого количества человек;
-традиционные народные и этнические игры, которые являются наследием национальной культуры.
Также в библиотеке могут быть использованы инсценировки, работа над отрывками литературных произведений. Организаторы игр могут устраивать соревнования юных иллюстраторов, создавать рисованные фильмы и мультфильмы по книге и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте / Л.Р. Адидова. - Дошкольное воспитание. – 2018. – N 11. – С. 54-57. – Текст: непосредственный.
2. Бартенева, Т.П. Использование информационных компьютерных технологий в образовании / Т.П. Бартенева, А.П. Ремонтов – М.: Просвещение, 2003. – 350 с. – Текст: непосредственный.
3. Бородина, В.А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении / В. А. Бородина - Москва: Школьная библиотека, 2016. - 204 с. – Текст: непосредственный.
4. Бражников, А.И. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению / А. И. Бражников. - Библиотечка «Первое сентября». Серия «Библиотека в школе. - 2006. - № 6. - 32 с. – Текст: непосредственный.
5. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Н.В. Бордовская. - кол. авторов; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432 с. – Текст: непосредственный.
6. Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / М.Ю. Бухаркина. - под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с. – Текст: непосредственный.
7. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е.А. Голд. Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 15.11.2024). – Текст: электронный.
8. Григорьева, Т.П. Развитие речи младших школьников / Т.П. Григорьева. - Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — Режим доступа. – URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 15.11.2024). – Текст: электронный.
9. Голубева, Н.Л. Семейное чтение в детской библиотеке: учебно-методическое пособие / Н.Л. Голубева. - Москва: Либерия-Бибинформ, 2016. - 88 с. – Текст: непосредственный.
10. Детский библиотекарь: профессиональное развитие в Сети: [повышение квалификации библиотекарей, работающих с детьми] / Наталия Дзюба // Библиотека в школе. - 2013. - № 10. - С. 23-26. – Текст: непосредственный.
11. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку и литературному чтению в начальных классах Академия / Т.И. Зиновьева. -М. - 2007. — 304 с. – Текст: непосредственный.
12. Карпова, А.А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 133-138. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения: 15.11.2024). – Текст: электронный.
13. Краткий справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, Т. И. Полякова, Ю. В. Лисовская; под общ. ред. Г.И. Позняковой. - Санкт-Петербург: Профессия, 2011. - 352 с. – Текст: непосредственный.
14. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений школьников / О.Г. Коник, С.А. Борцова // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения: 15.11.2024). – Текст: электронный.
15. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) // Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина - режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_4.html (дата обращения: 17.01.2024). – Текст: электронный.
16. Лорсанова, А.А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы / А.А. Лорсанова. - Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч.конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-11. – Текст: непосредственный.
17. Пудовкина, Н.В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку / Н.В. Пудовкина, Л.П. Нестерова // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 809-813. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25975/ (дата обращения: 15.11.2024). – Текст: электронный.
18. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000»– Режим доступа: http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ (дата обращения: 15.11.2024). – Текст: электронный.
19. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г. УМК «Школа 2100» - Режим доступа: http://school2100.com/uroki/elementary/rus.php#m5-3 (дата обращения: 15.11.2024). – Текст: электронный.
20. Хижнякова, О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе / О.Н. Хижнякова. - Ставрополь: СКИПКРО, 2016. -56 с. – Текст: непосредственный.