Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Страх в спектре человеческих эмоций и чувств – один из наиболее распространенных феноменов. Чувство страха различной степени выраженности (легкая тревога, страх, ужас) сопровождает человека, фактически, со времени его рождения и даже раньше. В частности, А.И.Захаров объединял страхи темноты, одиночества и замкнутых пространств в термин «перинатальная триада страхов», в основе которых лежит страх смерти и травмирующий родовой опыт [8]. При этом эмоция/чувство страха – часть нашей жизни, как и радость, гнев, удивление и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Изучение феномена страха и тревоги в психологии
Проблема исследования страхов имеет глубокие корни в науке. Большинство философских школ пытались в том или ином ракурсе рассмотреть страх в рамках определенной мировоззренческой концепции (Эпикур, Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Юм, Г. Гегель и др.). Научный анализ феномена страха восходит к древним временам. С самых первых попыток объяснения людьми своего предназначения в мире и смысла жизни, человечество сталкивалось с неизвестностью, которая во все времена вызывала тревогу и порождала страхи. С древних времен предпринимались попытки классифицировать страхи [9].
Страх с научной точки зрения – одна из базовых эмоций, которая актуализируется когда возникает воображаемая и / или реальная опасность физическому или психологическому (социальному) благосостоянию индивида. Как базовую эмоцию, связанную с ситуацией опасности его рассматривают большинство отечественных и зарубежных авторов (Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, У. Джемс, У. Макдауголл, М. Правдин, С.С. Степанов, А.И. Захаров, К. Изард, Е.П. Ильин, А.М. Прихожан и др.) [4].
Страх связан с какой-то ситуацией или объектом, будь то воображаемая, созданная индивидом ситуация или реальная. Это особое состояние психики, которое принадлежит всем живым существам. Его относят к инстинктам, которые существуют и у людей и у животных – страх это отражение инстинкта самосохранения, реакция на опасность. Это динамическое состояние, предполагающее стремление избежать опасности. Актуализация страха связана с двумя реакциями – «бей и беги» или «затаись и притворись мёртвым». Страх принято относить к одной из наиболее биологически обусловленных эмоций, присущих всем живым существам [21].
Представитель бихевиорально-поведенческого направления в психологической науке – И.П. Павлов говорил о том, что страх – это рефлекс и воплощение реакции при минимальном торможении коры больших полушарий. Его возникновение и связанные с ним состояния, реализуются за счет запуска нескольких систем человеческого организма, в связи с чем наблюдается изменение пульса, дыхания, давления и изменения на уровне ЖКТ [10].
А.И. Захаров, вслед за И.П. Павловым, также соглашается с тем, что страх имеет яркие проявления на физиологическом уровне и являет собой такое эмоциональное состояние, которое представлено в психике как ощущение опасности для жизни или для благополучного существования индивида. Автор делит страхи на: вызванные реальной опасностью и созданные сознанием индивида. Опасность, созданная в сознании, субъективно обусловлена [8].
Г.В.Старшенбаум дополняет выше обозначенные характеристики страха (принадлежность его к эмоциональной сфере, связь с представлением об опасности, вегетативные проявления) ещё и таким фактором как высокая интенсивность и острота этого проявления и его ощущения. Страх трудно выдерживать. Максимальной точки напряжения страх достигает в ситуации близкой опасности или конкретной опасности [19].
И.М. Стойко было выявлено в исследованиях, что для детей страх связан с восемью основными понятиями: темнота, чернота, отрицательная / неудовлетворительная оценка, испуг, высота и смерть [25].
Большинство авторов близкими понятиями к понятию страха называют тревогу, стресс, давление и т.д. При наличии различий между понятиями страха и тревоги, разделить их достаточно сложно. Страх может быть и динамическим процессом, отражающим меняющуюся амплитуду движения – интенсивнее, глубже, слабее и одновременно представляет собой состояние. Иногда можно говорить о наличии такой черты личности как боязливость, пугливость [9].
1.2 Специфика проявления детских страхов
Страх как явление эмоционального характера, зачастую, описывается на следующих уровнях, в отношении сопутствующих ему проявлений [3]:
физиологический уровень (дрожь, нарушения речи);
двигательно-моторный уровень (ускорение/замедление восприятия, экспрессивно-импрессивные реакции);
действия по совладанию.
Необычным, но эмпирически (М.В. Осорина, Л.С. Акопян и др.) и на житейском уровне проверенным явлением является тот факт, что дети склонны искусственным образом вызывать у себя состояние страха и переживать его.
А.М. Прихожан описала страх как переживание дискомфорта и ощущения грозящей опасности. Страхи имеют яркую возрастную специфику, которая обусловлена его источниками, содержанием, формами проявления компенсаторных эмоций. Каждый возрастной этап связан с возникновением страхов определенных объектов и явлений, которые у большинства детей вызывают опасения, вне зависимости от существования объективной угрозы. Эти «возрастные этапы для возникновения страхов» обусловлены изменениями социальной ситуации развития. А.М. Прихожан исследовала возрастные особенности появления страхов и тревоги у детей и разработала батарею методик для их диагностики и измерения в детском возрасте [15].
2. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ КЛИЕНТАМ СО СТРАХАМИ
2.1 Когнитивно-поведенческое направление в коррекции и терапии страхов
Одним из наиболее эффективных направлений в работе со страхами рассматривается когнитивно-поведенческая терапия.
За последние десятилетия последователями когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) для различных клинических, терапевтических случаев и ситуаций было разработано и внедрено целое содружество терапий – схема-терапия, ДБТ, Майндфулнес терапия, сфокусированная на снижении стресса (MBSR), терапия принятия и ответственности, когнитивно-поведенческая модификация и многие другие.
Во второй половине XX века, А.Бэк предложил обновленную форму психотерапии. Изначально она была названа когнитивной терапией, а сегодня это направление в науке и практике рассматривается как когнитивно-поведенческая терапия. В 60-х годах А.Бэком когнитивная терапия была предложена как систематизированная, структурированная технология и концепция, которая предполагает относительно быстрый результат. Ее привлекательность во многом заключалась и заключается в ее эффективности и краткосрочности. Это терапия, применимая в кризисных состояниях, при депрессивных расстройствах, страхах, фобиях. Работа в терапии ориентирована на разрешение текущих проблем, трансформацию неэффективных / деструктивных / искажённых когнитивных схем мышления и поведенческих проявлений [14].
Этот подход в терапии был весьма успешно внедрён, хорошо себя зарекомендовал и стал использоваться в широком спектре проблем в самых разных направлениях работы.
Когнитивно-поведенческая терапия, продолженная последователями А.Бэка, в основе своей содержит модель (предложенную А.Бэком), лечения, которая строится на выявлении и трансформации деструктивных массивных формулировок и убеждений. А также, поведенческих реакций, которые касаются той или иной сферы. В основе терапевтического эффекта – понимание уникальности случая и личности клиента, индивидуальный подход, анализ убеждений его поведенческих схем клиента. КПТ имеет своей целью модифицировать когниций человека и обучить более адаптивным способам реагирования. В двух словах можно сказать так: когнитивная модель предполагает, что дисфункциональное мышление (которое влияет на настроение и поведение индивида) характерно для всех видов психических нарушений. Когда люди обучаются оценивать свой образ мыслей более реалистично и адаптивно, улучшается их эмоциональное состояние и поведение.
2.2 Арт-терапия как метод психотерапевтической и коррекционной помощи клиентам со страхами
В работе по коррекции и компенсации страхов вообще и детских страхов в частности, весьма эффективной зарекомендовало себя арт-терапевтическое направление. Это рисование страхов, лепка, скульптура, сказкотерапия, игротерапия, пение. Самые разные элементы работы и методы арт-терапии.
Когда речь идет о последних, подразумевается терапия искусством в том или ином его проявлении. Именно оно помогает бережно выразить свои эмоции без травмирования, но с возможностью обесценить гиперзначимость страха, в частности.
Так, арт-терапия, рисование, позволяет придать страху предметность, для того, чтобы дальше работать с ним в направлении его обесценивания, уменьшения и переключения ребенка с болезненных переживаний на функциональные формы эмоционального реагирования [27].
Это направление фактически являет собой сочетание медицинской реабилитации и социально-психологической помощи с ориентацией на развитие и восстановление коммуникативных навыков, социальных навыков коммуникации и т.д. [22].
Арт-терапевтическая деятельность (рисование), согласно А.Хиллу, способна оказывается следующие воздействия: отвлекать ребенка от болезненных переживаний, помогать отреагировать свои эмоции, сосредоточиться на положительном решении проблемы.
Впервые данное направление как терапия была применена М.Намбург. Именно со спонтанного рисунка, началась терапевтическая деятельность. На основе анализа и интерпретации рисунка можно было работать с конкретными ситуациями в жизни человека.
В начале своего становления арт-терапия испытала большое влияние от психоанализа, который трактовал результаты творчества человека как проекцию вне неосознаваемых психических процессов. Поэтому арт-терапия в психоанализе, в частности у К.Г. Юнга, дополнительно выступала и как метод изучения и «выведения» бессознательного. И действительно, арт-терапевтические методы в коррекции страхов, помогают «вывести» страх наружу. Помогает обозначить его и осознать тот факт, что он не так страшен, как кажется (сделать его смешным, маленьким, добрым, веселым и т.д.) [23].
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ПОМОЩИ
3.1 Цель, задачи, методика исследования
На этапе планирования эмпирического исследования, были поставлены следующие цели и задачи.
Цели эмпирического исследования:
анализ особенностей привязанности к родителям и страхов у детей.
выявление взаимосвязи типа привязанности и страхов у детей.
Гипотеза эмпирического исследования:
дети с ненадежным типом привязанности к матери в целом в большей степени подвержены страхам, чем дети с надежной привязанностью;
у детей с ненадежным типом привязанности больше распространены страхи смерти, темноты и кошмарных снов, чем у детей с надежным типом привязанности.
Диагностика проводилась психологом с детьми младшего школьного возраста, с которыми психолог работала индивидуально по запросу «избавиться от страхов».
Помимо указанных ниже стандартизированных методик, использовалось включенное наблюдение, беседа с детьми, для выявления особенностей привязанности и страхов детей.
Методики исследования:
1. Методика «Страхи в домиках» А.И. Захаров.
2. Проективная методика «Мои страхи» А.И. Захаров.
3. Методика «Рисование птичьего гнезда» Д. Кайзер.
Методики исследования подробно описаны в Приложении 3.
Обработка результатов проводилась с помощью применения статистических методов исследования – оценка значимости различий в группах по U-критерию Манна-Уитни.
2.2 Результаты исследования
В группе из 50 школьников было выявлено 60% (30 человек) детей с надежным и 40% (20 человек) детей с ненадежным типом привязанности.
В рисунках детей с надежной привязанностью преобладают зеленые, желтые цвета. Родители-птицы высиживают в гнезде птенцов или кормят своих птенцов, которые находятся в гнезде, которое расположено ровно горизонтально, оно устойчиво, птицы крепкие сытые, сильные – птенцы также ухоженные.
У детей с ненадежной привязанностью птицы-родители могут отсутствовать, гнездо может упасть – «Птичка бросила гнездо, когда началась гроза и т.д.». Черные коричневые цвета мы можем видеть на рисунках детей с ненадежным типом привязанности (коричневый цвет – косвенный показатель амбивалентной привязанности).
Признаком ненадежной привязанности выступал сильный нажим на обилие штриховки. О высокой тревожности и неуверенности может также говорить и обильная штриховка, и с сильным и с очень слабым / неравномерным нажимом («паутинка» / «перепады») – такие рисунки также встречались. Тревожным показателем являлись также стереотипные, Дети, повторяющиеся линии только по форме круга как показатель невроза и навязчивого состояния.
Кроме того признаком ненадежной привязанности являлось пустое гнездо. Тревожным признаком являлось гнездо без дна, как сигнал того, что ребенок ощущает одиночество, ему не хватает тепла, поддержки и заботы со стороны близких взрослых.
Как совокупный показатель ненадежной привязанности рассматривалось также гнездо «под наклоном», не устойчиво расположенное, готовое упасть даже если дети рисовали для поддержки дерево, гнезда здесь размещались на слабых тонких ветках или на конце ветки. Гнездо балансирует и может упасть. Если ребенок не изобразил дерево, он ощущает недостаток поддержки и стабильности, не уверен в себе.
Гроза, ветер, хищные птицы вокруг, тревожная обстановка на рисунке – также интерпретировалась как восприятие ребенком окружающего мира как тревожного и опасного.
Как поиск дополнительной поддержки выступали фразы детей: «Гнездо надо поднять повыше, чтобы охотники его не увидели», «Сова будет охранять птенцов, когда мама-птица улетит за едой. Так орел не сможет напасть», «Птичкам надо жить в стае, тогда на них никто не нападет» и т.д.
В первую очередь анализировалась привязанность к матери, при том, что, в нескольких случаях было очевидно наличие некоторой инверсии – роль матери «выполняет» отец или бабушка (мать отвергающая, физически отсутствует (уехала на заработки). При этом, отмечается нарушение привязанности к матери, бабушка и отец не всегда могут полноценно заменить мать, т.к. у каждого свои определенные роли. Тем не менее, в случаях, где заботящийся родственник «теплый», эмоционально безопасный и принимающий, поддерживающий, в ряде случаев отмечался вариант надежной привязанности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теоретической части исследования рассматриваются основные научные подходы к изучению страха в психологии и педагогике, определение и характеристика страха, особенности и причины проявления страхов у детей младшего школьного возраста, дана характеристика развития ребенка младшего школьного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Астапов, В. Тревога и тревожность. Хрестоматия / [сост. и общ. ред. В. М. Астапова]. – М.:PerSe, 2008. – 239 с.
2. Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей: тренинг / Т.А.Арефьева. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 269 с.
3. Гарбузов В.И. Детская и подростковая психотерапия: неврозы у детей / Ю. А. Фесенко, В. И. Гарбузов. – М.:Юрайт, 2020. – 330 с.
4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / сост.: С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2001. – 799 с.
5. Дилео, Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация / Дж.Дилео / Пер. с англ. Е. Фатюшиной. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 262 с.
6. Жукова, Л.В. Особенности социальных страхов студентов-менеджеров в процессе профессионализации / Л.В.Жукова. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика. — Институт мировых цивилизаций. — Москва, 2019. — 214 с.
7. Зубанова С.Г., Зубкова А.С. Детские страхи. – М.: Научная Книга, 2007. – 96 с.
8. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И.Захаров. – СПб.: Союз, 2000. – 447 с.
9. Ильин, Е.П. Психология страха / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – 352 с.
10. Малахова, А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей /А.Н.Малахова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 202 с.
11. Миланезе, Р. Обманчивый страх не быть на высоте. Стратегии признания собственной ценности / Р.Миланезе. – М: Психология и жизнь, 2023. – 146 с.
12. Мацца, М.Т. Терапия принятия и ответственности при ОКР. Навыки осознанности, принятия и экспозиции для победы над обсессивно-компульсивным расстройством / М.Т.Маца. – Киев: Диалектика, 2022. – 288 с.
13. Нардонэ, Дж. Страх принятия решений. Как найти мужество, чтобы сделать выбор / Д.Ж.Нардоне. – И-трейд, 2022. – 45 с.
14. Нардонэ, Дж. Терапия панических атак. Освободитесь навсегда от патологического страха / Дж.Нардонэ. – М.: Психология и жизнь, 2021. — 195 с.
15. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М.Прихожан. СПб.: Питер, 2015. – 192 с.
16. Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах / А.М.Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 380 c.
17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е.И.Рогов. – М.: И Юрайт, 2020. – 412 с.
18. Розенова, М.И. Особенности женских страхов в начальный период пандемии коронавируса и самоизоляции (на материале российской выборки) / М.И.Розенова и др.// Международная междисциплинарная коллективная монография. — М.: Энциклопедист-Максимум, 2021. – 654 с.
19. Старшенбаум, Г.В. Самая полная энциклопедия психотерапевта. Клиническая психология / Г.В.Старшенбаум. – М.:Медкнига, 2020. – 480 с.
20. Толстых, Н.Н. Психология подросткового возраста / Н.Н.Толстых, А.М.Прихожан. – М.:Юрайт, 2020. — 406 с.
Статьи, научные публикации
21. Акопян, Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов). – Автореферат дисс. доктора психологических наук. – Самара: СамГУ, 2011. – 52 с.
22. Вараксина, А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии / А.В.Вараксина // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 700-703.
23. Деркач, О. Феномен и исторические источники развития арт-терапии / О.Деркач // Мастер класс: Теория, практика, поиск. – №1. – 2010. – С. 8-9.
24. Миронова, Н.А. Коррекция страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Н.А.Миронова, Н.Л.Лихачева // Материалы международной научно-практической конференции, 22 марта 2019 г. — Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет (ШГПУ), 2019. — 226 с. – С.201-207.
25. Стойко, И.М. Концепты радость и страх в языковой картине мира старших подростков / И.М.Стойко // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 22 –24 апреля 2010 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О. Ю. Щелковой – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – С. 247-249.
26. Хлыста, Е.А. Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста / Е.А.Хлыста // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 181-185.
27. Mancini G., Agnoli S., Baldaro B., Pio E. Ricci Bitti, Surcinelli P. Facial Expressions of Emotions: Recognition Accuracy and Affective Reactions During Late Childhood. The Journal of Psychology, 2013, 147(6), 599–617.