Фрагмент для ознакомления
2
Основной целью существования банков с государственным участием является постепенное проникновение государства во все сферы экономической деятельности страны посредством выкупа определенных коммерческих структур и последующего управления ими.
На рис. 2.1 представлены основные задачи, которые стоят перед функционированием банков с государственным участием .
Рис. 2.1. – Основные задачи, которые стоят перед функционированием банков с государственным участием
Учитывая то обстоятельство, что банки с государственным участием характеризуются специальным статусом, который связан с возможностью управления ими не только собственными финансовыми потоками, но и финансовым сектором в целом, в научной литературе рассматриваются различные функции таких банков, которые не выполняют коммерческие банки в силу своей нацеленности на прибыль и обособленность в принятии управленческих решений.
В первую очередь, рассмотрим те функции банков с государственным участием, которые являются универсальными для всех существующих в Российской Федерации финансовых учреждений банковского характера. Таких функций можно выделить 5 .
Основной можно назвать аккумулирующую функцию банков, которая состоит в постоянном накоплении финансовых средств, полученных от экономических субъектов, в том числе физических лиц, формировании единой финансовой базы, которая составляет государственный капитал. Также важна и стимулирующая функция, связанная с тем, что банки с государственным участием постоянно привлекают экономические субъекты к различным финансовым операциям, что обеспечивает постоянных оборот финансовых средств .
Для физических и юридических лиц крайне важна защитная функция банков с государственным участием, которая заключается в том, что если у банка начинаются финансовые проблемы и он объявляет себя банкротом, каждый субъект, который осуществил вклад в этот банк, на основании закона и договорных отношений, должен получить соответствующую компенсацию.
Для различных секторов национальной экономики очень важна рационалистическая функция банков с государственным участием, которая заключается в том, что имеющийся запас финансовых средств, которые получены от вкладов и сбережений клиентов, они распределяют в качестве инвестиций в те сферы экономической деятельности страны, которая в данный момент особенно в этом нуждается, после чего вкладчики получают свой процент от результатов инвестиционной деятельности банков.
Также очень важной для людей и государства в целом можно назвать посредническую функцию банков с государственным участием. Она представляет собой комплекс различных мер, которые банки предпринимают для разрешения множества экономических и социальных проблем, которые возникают в российском обществе. В частности, речь идет о кредитовании физических и юридических лиц, выполнение роли проводника между государством и обществом на экономическом уровне.
Банки с государственным участием выполняют также специфическую социальную функцию, которая недоступна коммерческим банкам. Она включает в себя оказание помощи государству по формированию и развитию грамотной и эффективной социальной политики, а также комплекс мер по выстраиванию доверия населения страны и коммерческих организаций к финансово-кредитной системе Российской Федерации, что помогает более эффективно управлять их денежными активами и выполнять рационалистическую функцию .
Также уникальными для банков с государственным участием являются развивающая и оздоровительная функции. Первая связана с финансовой поддержкой плохо развивающихся сфер экономики, в которую инвесторы отказываются вкладывать средства, а вторая – дополнение к развивающей, направлена на осуществление финансового оздоровления тех экономических отраслей, которые по различным экономическим или социально-политическим причинам претерпевают сложности и могут ликвидироваться из-за отсутствия должной поддержки государства .
В Российской Федерации на сегодняшний день существует несколько крупных банков. Основными на сегодняшний день российскими банками с государственным участием можно назвать :
– Сбербанк, 51% акций которого напрямую принадлежит Российской Федерации;
– Газпромбанк, долевое участие в уставном капитале которого представляется довольно сложным, в частности, это комплекс управленческих решений, которые принимаются коллегиально концерном «Газпром», Агентством по страхованию вкладов и Министерством финансов Российской Федерации;
– Россельхозбанк, которым полностью управляет Росимущество как представитель государства;
– Промсвязьбанк, все акции которого принадлежат Центральному Банку России как представителю государства;
– Почтабанк, который находится в совместном управлении Почтой России и банком ВТБ;
– ВТБ – банк со сложной структурой, с долей собственного уставного капитала размером более 60%, но с наличием 92% специальных акций, которые позволяют государству полностью управлять его деятельностью;
– Всероссийский банк развития регионов – это корпоративный тип банка, большая часть акций которого принадлежит нефтяной компании «Роснефть».
Также можно выделить еще несколько функционирующих в 2024 году как банки с государственным участием финансово-кредитных организаций, таких как Генбанк (региональный, крымский банк), Новиком банк (полное владение государственной организацией «Ростех»), «Драйв Клик банк» (полное владение Сбербанком – фактическим представителем государства в банковской сфере) и т.д.
Роль и место банков с государственным участием в банковской системе Российской Федерации целесообразно проанализировать с помощью изучения некоторых статистических данных.
Для проведения анализа примем за основу доминирование на сегодняшний день в России таких подобных банков как Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Новиком-банк, Почта-банк, а также Газпромбанк и рассмотрим их основные показатели за 2021–2023 годы, которые представлены на серии диаграмм .
На рис. 2.2 представлена динамика величины активов нетто банков с государственным участием России за 2021–2023 годы.
Рис. 2.2. – Динамика величины банковских активов банков с государственным участием России за 2021–2023 годы, трлн. руб.
Из рис. 2.2 видно, что у Сбербанка, Новиком-банка и Россельхозбанка наблюдается медленный, постепенный рост величины банковских активов за рассматриваемый период, тогда как у ВТБ рост сменяется уменьшением активов к 2023 году, а у Газпромбанка медленный рост сменяется большим скачком к 2023 году. Почта-банк сохраняет показатели величины активов нетто на протяжении рассматриваемого периода.
Нужно отметить, что свободное обращение акций ВТБ в некоторых случаях негативно влияет на его деятельность, которая оказывается нестабильной и зависит от ряда факторов. Небольшая доля государственного участия в деятельности ВТБ и существенный контроль над акциями определяет гарантированность высоких экономических показателей, однако точное планирование деятельности вызывает ряд проблем.
Скачки в экономических показателях Газпромбанка связаны с положением определенных отраслей экономики. В ситуации экономических санкций Запада растут темпы импортозамещения, а потому многие производственные организации, объекты промышленности начинают работать более активно, а именно Газпромбанк обслуживает разные сферы российского производства, их корпоративные программы, что дает ему возможность постоянно расширять свои денежные обороты и зачастую выходить в лидеры банковской сферы.
На рис. 2.3 представлена динамика объема привлеченных средств по банковской системе банков с государственным участием России за 2021–2023 годы.
Рис. 2.3. – Динамика объема привлеченных средств по банковской системе за 2021–2023 годы, трлн. руб.
Из рис. 2.3 видно, что у всех рассматриваемых банков с государственным участием в рамках изучения динамики от 2021 до 2023 года наблюдается достаточно активный рост объема привлеченных средств по банковской системе. Однако наибольший рост выявлен у Газпромбанка и Почта-банка.
Рост привлеченных средств у Газпробанка связан с уже описанными выше причинами. Посредством Газпромбанка некоторые инвесторы поддерживают определенные сектора российской экономики. Кроме того, само государство инвестирует средства для развития тех отраслей, которые наиболее востребованы в период военных действий. Газпромбанк обеспечивает хранение и оборот этих инвестиционных средств, что повышает его активность и финансовые показатели.
Развитие малого бизнеса и маркетплейсов оказывает позитивное влияние на постоянный рост привлеченных средств в Почта-банке. Здесь осуществляются движения денежных средств, которые поступают от ритейлеров и маркетплейсов. Есть вероятность, что к 2025–2026 годам данный банк (при сохранении его статуса, связанного с обеспечением малого и микробизнеса) войдет в пятерку лидеров российской банковской сферы.
На рис. 2.4 представлена динамика объема вкладов физических лиц у банков с государственным участием России за 2021–2023 годы.
Рис. 2.4. – Динамика объема вкладов физических лиц за 2021–2023 годы, трлн. руб.
Из рис. 2.4 видно, что у всех рассматриваемых банков с государственным участием в рамках изучения динамики от 2021 до 2023 года наблюдается достаточно активный рост объема вкладов физических лиц. Однако наибольший рост снова выявлен у Газпромбанка и Почта-банка.
Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и отсутствие полного доверия населения страны к банковской системе, в сфере вкладов физических лиц наблюдаются некоторые проблемы. Прежде всего, вкладчики перестали доверять Сбербанку, в деятельности которого в последнее время наблюдаются сбои и все чаще фиксируются различные махинации со стороны мошенников, получающих данные физических лиц и использующие их для краж денежных средств со счетов. Несмотря на системы защиты счетов, которые есть в Сбербанке, махинации все равно происходят, а потому вкладчики (физические лица) снизили свою активность в отношении данного банка.
Популярность Газпромбанка и Почта-банка позволяет тем физическим лицам, которые умеют анализировать экономические процессы в стране, понимать, что эти финансовые организации на сегодняшний день являются наиболее привлекательными для вкладов, поэтому к 2025 году можно спрогнозировать существенный рост показателя объема вкладов физических лиц именно в эти банка.
На рис. 2.5 представлена динамика объема выдачи кредитов физическим и юридическим лицам у банков с государственным участием России за 2021–2023 годы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Банковская система России 2023. Текущие задачи кредитования экономики. – 2024. – URL: https://asros.ru/upload/iblock/7ae/8q0etcshf8lpzniekw05suv1p5r84g1s/AB_broshyura_N7_v.1.2_postranichno_190523.pdf (дата обращения: 16.11.2024).
2. Банковское дело и банковские операции. Учебник. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета, 2021. – 567 с.
3. Васильева, О.В. Основные тенденции развития современных финансовых технологий в банковской сфере России / О.В. Васильева // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях». – Брянск, 2024. – URL: https://brgu.ru/science/publikatsii/sborniki-trudov/+ВСЕРОССИЙСКАЯ%20КОНФЕРЕНЦИЯ%20ФиС%202024%20Том%202.pdf (дата обращения: 16.11.2024).
4. Витязев, А.Д., Далбаева, В.Ю. Банковская система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / А.Д. Витязев, В.Ю. Далбаева // Журнал прикладных исследований. – 2023. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskaya-sistema-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-perspektivy-razvitiya?ysclid=m3mthr14v1858230719 (дата обращения: 15.11.2024).
5. Давыдова, Ю.В., Зверев, А.В. Оценка современного механизма денежно-кредитного регулирования / Ю.В. Давыдова, А.В. Зверев // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях». – Брянск, 2024. – URL: https://brgu.ru/science/publikatsii/sborniki-trudov/+ВСЕРОССИЙСКАЯ%20КОНФЕРЕНЦИЯ%20ФиС%202024%20Том%202.pdf (дата обращения: 16.11.2024).
6. Золотова, Е.А., Манукян, М.А. Банки с государственным участием: роль в экономике России, проблемы и совершенствование регулирования на современном этапе / Е.А. Золотова, М.А. Манукян // Гуманитарный научный вестник. – 2024. – № 1. – С. 41–49.
7. Конягина, М.Н. Банки с государственным участием в банковской системе Российской Федерации. Дисс. на соиск. уч. ст. д.э. н. – СПб., 2013. – 290 с.
8. Криушина, Т.В., Езангина, И.А., Харламова, Е.Е. Банки с государственным участием: роль и место в банковском секторе России / Т.В. Криушина, И.А. Езангина, Е.Е. Харламова // Экономика и социум. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/banki-s-gosudarstvennym-uchastiem-rol-i-mesto-v-bankovskom-sektore-rossii?ysclid=m3murs4y8y986278500 (дата обращения: 16.11.2024).
9. Лапаев, Д.Н., Рамазанов, С.С. Инновационные преобразования банковской системы России под влиянием цифровых технологий / Д.Н. Лапаев, С.С. Рамазанов// Экономическая безопасность. – 2024. – Т. 7. № 6. – URL: https://1economic.ru/lib/121244 (дата обращения: 16.11.2024).
10. Руднева, А.О. Банковская система России: новая реальность после пандемии / А.О. Руднева // Финансовые рынки и банки. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskaya-sistema-rossii-novaya-realnost-posle-pandemii?ysclid=m3mu1pilt7668924980 (дата обращения: 16.11.2024).
11. Симеонова, А.В., Пятницкая, С.М., Шурыгина, М.В. Основные классификационные признаки для дифференциации современных банков: теоретико-методологические подходы / А.В. Симеонова, С.М. Пятницкая, М.В. Шурыгина // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2024. – С. 69–80.
12. Тулупникова, Ю.В. Роль банковской системы в развитии экономики России / Ю.В. Тулупникова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – Т. 13. № 6А. – URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2023-6/d28-tulupnikova.pdf (дата обращения: 16.11.2024).
13. Центральный банк Российской Федерации. Официальный сайт. – 2024. – URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 16.11.2024).