Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Государственное регулирование экономики - одна из самых актуальных проблем в современной России. Понятно, что для устранения структурных «дисбалансов» и создания конкурентных рынков экономики нуждаются в радикальных изменениях в своих производственных структурах. Действительно, такая работа была бы невозможна без участия государства в перераспределении ресурсов и вмешательства государства в регулирование инвестиций и занятости.
Рассматривая общие особенности российского тарифного регулирования, стоит дополнительно указать на высокую роль правовых механизмов регулирования тарифов в энергетической и коммунальной сферах, обусловленную необходимостью использования тарифного источника финансирования инвестиций, объем которых ограничен в силу малой прибыльности и не соответствует реальным потребностям снабжающих компаний сферах энергетики и ЖКХ, что предопределяет необходимость государственного (императивного) тарифного регулирования в этих сферах деятельности особенность российского тарифного регулирования определяется внесением специальных правовых механизмов тарифного регулирования в соответствующие отраслевые законы в качестве основных инструментов ценообразования сфер электроэнергетики, водоснабжения, концессии, теплоснабжения, энергоэффективности, страхового дела.
Цель исследования: изучить роль государства в регулировании цен.
Задачи исследования:
изучить систему цен и тарифов в государстве;
рассмотреть государственное регулирование цен и тарифов;
проанализировать нормативно-правовая основа государственного регулирования цен и тарифов в РФ;
проанализировать формы и методы воздействия государства на цены в РФ.
Предмет исследования: роль государства в регулировании цен.
Объект исследования: регулирование тарифов и цен.
Методы исследования: наблюдение, анализ, обобщение.
Курсовая работа включает две самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ
1.1 Система цен и тарифов в государстве
Теория, связанная с возникновением цен, расценок и тарифом в реалиях нынешнего развития экономика довольна многогранна и комбинирована. Классификационно экономическую конструкцию можно представить такими макросферами как оптовая, отражающая промышленный сектор, закупочную, представленную таким крупным сегментом как сельское хозяйство, налоговую, розничную, а также сметную и тарифную, которые применимы в строительстве и транспорте соответственно .
Цена (тариф) - элемент системы ценовых ставок, согласно которым проводится расчет за электроэнергию (мощность), за услуги, которые оказываются на розничном, оптовом рынках электроэнергии.
Независимый тариф на рынке обусловлен как спросом, так и предложением и подчиняется реалиям рынка, его нынешним положениям и порядкам. Обращение к независимой, самостоятельной форме выражения тарифа и отказ от установленной внутригосударственной нормы обозначается понятием либерализация. Часть специалистов в области ценообразования вводят в данный порядок цен такой тип как контрактные. Однако большинство все же просто признает взаимосвязь между независимой и договорной ценами .
Основная цена рыночной экономики установлена на:
продукты организаций-монополистов;
основные ресурсы;
общественно ценные товары.
Государственный порядок устройства цен на ранке представлен двумя основными долями:
1. установленные цены;
2. корректируемые цены.
Установленный тип определяется на локальном, муниципальном ярусе власти. Обычно, данный тип цен применим к первостепенным товарам, обозначенных продуктовой группой. При этом товаропроизводитель принимает из местного госбюджета помощь в виде дотации на предотвращение, а также погашение возникших трат, не отраженных в уже установленной, зафиксированной цене. Важно осознавать, что при установлении факта изменения цен на данный вид товара как в сторону уменьшения, так и повышения, производитель может быть подвергнут санкционным мерам со стороны государства .
Корректируемый тип предполагает постоянное регулирование стоимостного значения по средством регистрации актуальной ситуации на рынке со стороны госучреждений, отвечающих за экономический сегмент власти. Обычно коррекция представляет собой регулирование стоимостных пределов .
Контрактный тип предполагает выражение стоимости через заключенное соглашением по предварительному действию по факту покупки или продажи с проведением операции в виде контракта между всеми сторонами, задействованными в соглашении .
Мировая цена, то есть международная стоимость товара, должна быть выражена в денежном выражении, потому что уровни цен одинаковый вид товара различаются.
Предыдущая цена - это специализированная, международная цена. Чаше всего используемая для проведения финансовых соглашений в рамках взаимодействия транснациональных организаций внутри собственной структуры или же за ее пределами.
В результате постоянной динамике, присущей финансовому сегменту, окончательная, финальная цена в масштабных соглашениях определяется с учетом оценки качества продукта относительно нынешней нормы и мирового прогресса, а также инфляции.
Для экономического анализа, планирования и статистики используются сопоставимые или постоянные цены в сочетании нынешними, современными. Применения такого рода цен справедливо и оправданно из-за существующей инфляции.
Реально существующие цены также корректируются в связи с актуальным положением рынка и нормой цен. Данная динамика обязательна к анализу и использованию, поскольку рядовой потребитель чаще всего при совершении выбора использует метод сравнения предложений конкурентных сторон не только в рамках отдельно взятого сектора продаж, а в объеме всего регионального рынка или даже зарубежного.
Биржевые, а также аукционные типы цен чаще всего формируются соответствующим рынком, который регистрирует большинство цен в виде принятых прайс-листов. Такого рода цены считаются прейскурантными . Состав ценообразования чаще всего завязан на себестоимости товара. Также товаропроизводитель может реализовать свою продукцию с учетом акцизного налога, который учитывается в договоре и представляет собой косвенный тип налогообложения на конкретные продукты общего использования.
Ценообразование, завязанное на расходах и капиталовложении, предполагает в своей конкреции минусы, отражаемые в финансовых корректирующих факторах, а также исключает формирование здорового стимула к ведению деятельности с рациональной тратой ресурсов и запасов.
Частота использования такого стратегического построения свой деятельности объясняется ее теоретической ясностью и простотой, что совершенно не соотноситься с практической составляющей ее реализации. Проблема заключается в субъективном анализе и последующей оценки продуктивности и выгоды отдельных качеств реализуемого продукта.
Таким образом изменение и даже перестройка порядка цен не считается обильной мерой для осуществления процесса либерализации. Необходимо комбинировать такого рода реформы с изменениями сегмента налогообложения, а также результативно функционирующего и удачно спроектированного рынка.
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов
Реальные цены формируются по принципу учета себестоимости и желаемой прибыли, что и задает изначальное значение оптовой финансовой ценности .
Реализуя политику финансовых взаимодействий, используются регулирующие методы корректировки цены с учетом инфляции, имеющихся стимулов на рынке и реальных положений конкурного рынка .
Существует девять основополагающих форм корректирования тарифов со стороны государства.
1. Контроль правительственными ведомствами. Чаще всего осуществляется основным статистическим отделом, основополагающей задачей которого считается нахождение путей достижения положительной динамики в росте материального благосостояния посредством выявления фиктивного показателя увеличения оплаты труда, пенсионных выплат. Также данные ведомства путем анализа экономического сегмента выявляются и анализируют значение цен в формировании издержек на производстве и государственной конкурентной среды.
2. Косвенное влияние. Применяются дополнительные или же, наоборот аннулируются, ценовые и тарифные запреты и лимит на внешнюю торговлю, меняются ставки дисконтирования, другие налоги, а выбросы увеличиваются или уменьшаются.
3. Мешающее состояние процесса. Это подразумевает завышение стоимости продукции, утвержденной государственным органом. Ожидаемые (нереальные) производственные затраты настолько высоки для всех компаний в результате объявленных государством стимулов, что рост цен неизбежен.
4. Ценообразование и первенство в сформированных тарифах. Данная ситуация может наблюдаться в тех регионах или странах, которые занимают значительную долю рынка любой взятой отрасли. Другими словами, большой потребитель или производитель способен значительно корректировать рынок своим потребностями и действиями, тем самым сформированная цена на контрактных началах с таким субъектом может стать эталонной в отрасли, тем самым опережая рынок и задавая динамику стремления именно к данному финансовому показателю .
5. Линейное правительственное воздействие. Речь идет об субсидиях, нивелирующих затраты отраслевых изготовителей.
6. Характерная тенденция –это авторитетное воздействие со стороны государства на тарифы во внешней среде путем кредитования, предоставления льгот и выгодных тарифов. Внутри рынка регулирование реализуется за счет также контроля уровня импортных поступлений и общего уровня его качества. Для осуществления данного контроля используется инструменты по продвижению экспортного потока национального продукта, тем самым повысив потенциальную динамику и авторитетность на мировом рынке.
Способность уверенно реализовывать свой продукт в условиях конкурентного рынка позволит избежать монополии, приблизиться к модернизации инвестиционного капитала. Для успешного проведения реформ в сфере рыночной экономике необходима отлаженная система налогообложения и рыночного потока.
7. Зафиксированный предпочтительный курс финансовой ценности на продукцию, выпускаемую в национальном сегменте экономики (электроэнергия, добыча ископаемых, ж/д, телефония) помогает снизить себестоимость продукции в частном секторе.
8. Правительство контролирует цены, фиксируя цены или устанавливая лимиты на повышение. Это типичный способ административного регулирования экономики. Он редко используется и обычно неэффективен в долгосрочной перспективе в рыночной экономике.
9. Выражение возможности утверждать и проверять курс цен на особо интересующую продукцию в национальном сегменте производства, реализуемую на внешнем рынке. Чаще всего это относится к ресурсному продукту.
Разделение настоящей экономики на независимые секторы влияния, включающие самостоятельные процессы и основополагающие способы регулирования, представляется наиболее выгодным подходом в вопросе ценообразования .
Таким образом, контроль способствует устанавливать цены в интересах как национального рынка, так и международного.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (Дата обращения: 16.11.2024)
2. Агапова, И. И. Институциональная экономика / И.И. Агапова. М.: Магистр, 2023. 272 c.
3. Анисимов А. А. Макроэкономика / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О.Б. Тихонова. - М.: Юнити-Дана, 2022. – 600 c.
4. Базылев Н. И. Макроэкономика / Н.И. Базылев. - М.: Современная школа, 2020. – 288 c.
5. Булатов А. С. Макроэкономика. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 245 с.
6. Вечканов Г. С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - М.: Питер, 2022. – 432 c.
7. Гутерман А. Е. Формирование благоприятной конкурентной среды как цель антимонопольного регулирования // Юрист. 2020. № 3. С. 42-46.
8. Дубровин О. В. Развитие конкуренции и антимонопольная политика // Предпринимательское право. 2022. № 1. С. 29-46.
9. Капогузов Е. А., Богданова А. С. Роль государства в экономике: от традиционной к новой парадигме // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2020. № 3. C 29-41.
10. Макроэкономика. Учебник. – М.: Юрайт, 2020. – 464 c.
11. Марыганова Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – Москва: Гостехиздат, 2020. – 296 c.
12. Марыганова, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс. Учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – Москва: СИНТЕГ, 2020. – 409 c.
13. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник и практикум (комплект из 2 книг). - М.: Юрайт, 2020. – 844 c.
14. Мировая экономика / Под редакцией Б.М. Смитиенко. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2022. – 590 c.
15. Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2 частях. Часть 1 / Под редакцией Р.И. Хасбулатова. - М.: Гардарики, 2022. – 672 c.
16. Перспективы и ограничения устойчивого социохозяйственного развития России: экономические и правовые аспекты / под. ред. Г.Б. Клейнера, Х.А. Константиниди, А.О. Иншаковой. – М.: Научно-исследовательский институт истории, экономики и права, 2020. – 366 с.
17. Рязанов В.Т. Постлиберальная экономика и ее возможности в преодолении кризиса в России. – СПб: СПбГУ, 2021. – 66 с.
18. Сорокожердьев В.В. Новое интеграционное общество: закономерности становления // Проблемы достижения хозяйственной устойчивости и социальной сбалансированности: императивы экономической политики: монография / под. ред. Г.Б. Клейнера, Х.А. Константиниди, – М.: Наука. 2020. – С. 20 – 42
19. Абузярова М.И. Методологические основы структурных сдвигов в экономике // Экономические науки. 2022. №4 (77). – С. 181–185
20. Акаев А.А. Анализ и моделирование стратегических возможностей модернизации российской экономики // Мир России. 2020. Т. 21. № 2. – С. 27-61
21. Акаев А.А. О возможности предсказания нынешнего глобального кризиса и его второй волны (Памяти Е. Т. Гайдара) // Экономическая политика. 2020. №6. – С. 39 – 46
22. Долгопятова Т.Г. Промышленные предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение // Общество и экономика. 2020. № 9. – С. 19 – 32
23. Константиниди Х.А. Стратегическое партнерство в процессе преобразования государственной экономической политики // Современная научная мысль. 2020. № 5. – С. 162 – 167
24. Капогузов Е. А., Богданова А. С. Роль государства в экономике: от традиционной к новой парадигме // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2020. № 3. C 29-41.
25. Медведев Д. А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. 2022. № 10. – С. 5 – 30
26. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник для магистратуры / Е. В. Маркина [и др.] 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 486 с.
27. Хубиев К. А. Проблемы структурной перестройки экономики на новой промышленной основе // Экономист. – 2021. – № 8. – С. 12 – 21
28. Историко-экономические аспекты государственного регулирования экономики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-ekonomicheskie-aspekty-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki (Дата обращения: 16.11.2024)
29. Роль государства в регулировании ценообразования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=39136861 (Дата обращения: 16.11.2024)