Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Организация творческой деятельности субъектов является неотъемлемой частью любой образовательной организации, как в системе общего и профессионального, так и дополнительного. Вопрос о профессиональной компетенции педагога, специалиста, в той, или иной области искусства неизменно предполагает наличие педагогического и творческого аспекта в его общей компетентности.
Сегодня любой современный квалифицированный специалист должен владеть глубокими профессиональными знаниями, необходимыми профессиональными умениями и навыками, а также сформированными группами профессиональных компетенций, что является требованием соответствующей нормативно-правовой базы, в том числе, профессиональным стандартом специалиста и федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) того уровня, по которому идёт обучение.
Многие из образовательных результатов, которые регламентируют ФГОС, к примеру, СПО, и Основная профессиональная образовательная программа, разработанная на основе заявленных ФГОС, можно получить за счёт реализации инновационных образовательных технологий, которыми сегодня владеет каждый специалист в области педагогики.
От способности своевременно принимать грамотные профессиональные решения зависит не только деятельность самого специалиста. От этого зависит успешность функционирования всех субъектов образования, которые принимают участие в образовательном процессе.
Профессиональная деятельность руководителя любительского творческого коллектива этнохудожественной направленности предполагает использование разнообразных форм учебной и методической деятельности, которые не противоречат нормативно-правовой базе, как федерального уровня, в виде профессионального и образовательного уровня, так и локального уровня, который учитывает региональные особенности учебного и творческого процесса.
Специалист в области искусства работает на достижение планируемых результатов, которые заявлены в программно-планирующей документации. Его профессиональные компетенции формируются исходя из понимания общепрофессиональной, общеотраслевой и специальной компетенции. Он владеет содержанием предметов «Искусство», «Мировая художественная литература», «Изобразительное искусство» и др.
Проблемами педагогической компетентности занимались учёные и исследователи А. Маркова, Л. Митина, М. Резниченко, Ю. Варданян, Л. Гарбузенко и др. Структуру профессиональной компетентности специалиста в области искусства рассматривали исследователи Л. Гарбузенко, О. Гудим, О. Данилюк и др. В настоящее время отечественной и зарубежной наукой накоплен определённый теоретический и практический опыт по проблеме профессиональной компетентности педагога, однако отдельного изучения структуры профессиональной компетентности узких специалистов в области отдельных направлений в искусстве в современных условиях, недостаточно.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования различных форм учебной и методической деятельности руководителя любительского творческого коллектива этнохудожественной направленности.
Объект исследования: профессиональные компетенции руководителя любительского творческого коллектива этнохудожественной направленности.
Предмет исследования: формы учебной и методической деятельности руководителя любительского творческого коллектива этнохудожественной направленности.
Задачи:
1. Провести анализ понятия учебная и методическая деятельность специалиста в современной образовательной среде.
2. Изучить особенности реализации учебной и методической деятельности руководителя любительского творческого коллектива.
3. Описать организационно-педагогические условия использования форм учебной и методической деятельности руководителя любительского творческого коллектива этнохудожественной направленности.
4. Предложить методические рекомендации по использованию форм учебной и методической деятельности руководителя любительского творческого коллектива этнохудожественной направленности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Формирование профессиональной компетентности специалиста любой отрасли является сегодня одной из приоритетных целей общества и социума. Многогранные исследования в области современного профессионального становления специалиста позволяют характеризовать профессиональную компетентность специалиста как интегративное качество его личности, характеризующееся готовностью к решению профессиональных проблем и задач.
Проблемами профессиональной компетентности занимались учёные И.А. Зимняя, А.В. Кирьякова, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др. ведущие признаки профессиональной деятельности определены в работах Э.Ф. Зеера, ЕА. Климова, П.Ф. Кубрушко, В.Д. Шадрикова и др. При всём этом, понимание профессиональной компетентности специалиста в области деятельности культуры наполнено специфическим содержанием [19].
Под профессиональной компетентностью субъекта понимают способность сотрудника выполнять обязанности на необходимом работодателю уровне. Для каждой должности существуют требования профессионального стандарта и должностной инструкции.
Одним из главных принципов обучения остаётся принцип активности обучающихся. Чтобы активизировать учебные действия субъектов, педагоги используют различные технологии, методики и приёмы. В современной образовательной среде инновационные технологии играют достаточно большую роль. В качестве альтернативных образовательных технологий, к примеру, для профессиональных образовательных организаций (ПОО) могут выступать проектные технологии, технологии полного усвоения знаний, проблемные, технология критического мышления и др. Такого рода инновационные технологии актуальны для теоретических занятий.
Использование инновационных образовательных технологий в образовательном процессе позволяет говорить об индивидуализации и дифференциации обучения субъектов. В связи с этим учебная деятельность студентов будет являться мотивирующей средой для формирования соответствующих образовательных результатов [7].
Современный образовательный процесс регламентирован требованиями ФГОС СПО. В качестве образовательного результата в ФГОС рассматриваются знания, умения, практический опыт и сформированные общие и профессиональные компетенции. Под знаниями понимаются полученные в процессе обучения теоретические и практические знания, которые позволят в дальнейшем обучающемуся наиболее эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Под умениями понимают практическое применение полученных в процессе обучения знаний и способность выполнения осознанных профессиональных действий [11].
Вместо понятия навык сегодня говорят про сформированные компетенции, поскольку навык – это есть умение, доведённое до автоматизма и выполняемое в заданную единицу времени. Под компетенцией понимают способность и готовность к выполнению конкретного заданного вида профессиональной деятельности (ВПД). В ФГОС каждый из ВПД представлен соответствующим профессиональным модулем, освоив который, специалист, при выполнении определённых аттестационных процедур, будет иметь сертификат, подтверждающий сформированность у него совокупности необходимых компетенций.
Под учебно-методическим обеспечением учебного процесса понимают создание и применение соответствующих учебно-методических документов, пособий, рекомендаций, методических материалов, дидактических средств и эффективных методик, способов и приёмов обучения. Учебно-методическое обеспечение любого образовательного процесса позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и гарантированно достигать поставленных учебных целей. Учебно-методическое обеспечение процесса фиксирует и раскрывает требования к содержанию изучаемых дисциплин, к знаниям, умениям и практическому опыту субъектов.
В процессе обучения всегда возникает закономерный вопрос как именно заинтересовать обучающихся более продуктивно осваивать все те знания и умения, которые обязан выдать педагог на теории и на практике. Сегодня всё чаще отходят от традиционных форм обучения и применяют инновационные формы обучения. В некоторых случаях для этих целей привлекают специалистов узких областей профессиональной деятельности. При этом требования к современному педагогу и специалисту предъявляются такие, согласно которым он должен владеть актуальным перечнем образовательных технологий и методик.
Подготовка квалифицированного специалиста качественно нового уровня является сегодня важной задачей, которая стоит перед системой профессионального образования. Современные ФГОС СПО регламентируют процессы освоения профессий и специальностей [22].
В качестве конечного образовательного результата они предусматривают наличие сформированных у обучающегося общих и профессиональных компетенций, которые студент должен продемонстрировать в ходе освоения каждого из профессиональных модулей, заложенных в каждом конкретном ФГОС СПО. При этом, сам руководитель должен владеть содержанием того, или иного образовательного стандарта, учебным планом, образовательной программой, методическим сопровождением образовательной программы, которое может быть представлено в виде методических указаний, или методических рекомендаций.
В целом, когда речь идёт об учебно-методическом комплексе (УМК) специалиста, предусматривают наличие дидактических материалов, методически, диагностических и контрольно-оценочных.
Требования к результатам освоения образовательной программы представлены в формате общих и профессиональных компетенций, которые могут рассматриваться как конечный образовательный результат обучающегося. При этом все промежуточные результаты в виде полученных знаний и формируемых умений, и навыков направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2018. – 162 с.
2. Абубакирова, К.Э. Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры / К.Э. Абубакирова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 556-558.
3. Азбука форм воспитательной работы: Справочник / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
4. Аванесова, Г.А. Культурно - творческая деятельность: теория и
практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А.
Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
5. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – Москва, 2015. – 587 с.
6. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – Москва: Просвещение, 2015. – 247 с.
7. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход / М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - № 8. - С.21-28.
8. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-
ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // М.: Педагогика. – 2001. – N 1. – С. 17–24.
9. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
10. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата
обращения 16.11.2024).
11. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки / А. Д. Жарков // Образование и общество [Электронный ресурс]. URL: http://www.education.rekom.ru/2_2007/98.html (дата обращения 16.11.2024).
12. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 4-6.
13. Использование метода проектов в обучении и воспитании школьников / Проект «Инфоурок». - 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения 16.11.2024).
14. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
15. Клубная деятельность как фактор развития гражданского общества [Электронный ресурс]. URL: http://www.student-site.ru (дата
обращения 16.11.2024).
16. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – Москва: Академия, 2006. – 456 с.
17. Никитич, Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник для студентов вузов / Л.А. Никитич. – Москва, 2015. – 559 с.
18. Пафилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Метод. пособ. / А.П. Пафилова. – М.: Академия, - 2010. – 368 с.
19. Российская культура глазами молодых ученых: сб. науч. ст. молодых ученых / Под ред. Е.Р. Рубиловой. – Санкт-Петербург: Культ. информ. пресс. – Вып. 17. – 2016. – 226 с.
20. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) / П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
21. Синецкий, С.Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту будущего: моногр / С.Б. Синецкий. – Челябинск: Энциклопедия, 2011. – 288 с.
22. Социум. Культура. Нравственность. Досуг: материалы науч. конф. / науч. ред. Е.М. Акулич. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 216 с.
23. Степанова, Т.П. Досуговое общение как синергетическая педагогическая система / Т.П. Степанова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – N 4 (24). – С. 44–51.
24. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов, В.Г. Даниленко. – Санкт-Петербург, 2013. – 204 с.
25. Струкова, О.П. Совершенствование материально-технических ресурсов учреждений культуры как фактор повышения качества услуг / О.П. Струкова // Дом культуры. – 2013. – N 1. – С. 16–22.
26. Социоклубная деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://referat.ru/referats/view/23900 (дата обращения 16.11.2024).
27. Хохлова, Е.В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е.В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения 16.11.2024).