Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире информация играет ключевую роль в принятии управленческих решений и формировании стратегий развития организаций. Качественная финансовая отчетность является важнейшим инструментом, позволяющим заинтересованным сторонам - инвесторам, кредиторам, акционерам и другим пользователям - оценивать финансовое состояние и результаты деятельности компании. В связи с этим требования к качеству информации и принципы ее учета становятся особенно актуальными, так как они обеспечивают достоверность, сопоставимость и прозрачность финансовых данных.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ
1.1. Нормативное регулирование организации бухгалтерского учета в РФ
Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. (Закон №402-ФЗ), каждая компания обязана вести бухгалтерский учет с предоставлением соответствующей отчетности в налоговые органы, расположенные по ее фактическому месту нахождения [1].
Главной задачей нормативного регулирования бухгалтерского учета является создание условий для успешного, последовательного и рационального исполнения системой бухгалтерского учета ее целей, задач и функций.
Все действующие нормативно-правовые акты, в той или иной мере относящиеся к регулированию системы бухгалтерского учета в РФ, могут быть распределены по ряду критериев:
по юридической силе;
в зависимости от авторов документов (Правительство, Президент РФ, ИФНС и т.д.);
по содержанию;
по характеру их влияния на компании.
Классификация правовых актов по этим критериям позволяет расширить представление о правовых основах организации системы бухгалтерского учета на российских предприятиях, об их сложной структуре.
В РФ государственное регулирование предпринимательской деятельности является комплексным. Правовое регулирование предпринимательства можно рассматривать с позиции конституционного, гражданского, административного, налогового, уголовного и иного права.
Процесс нормативного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране в общем виде можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1.
Как видно из рисунка, нормативное регулирование бухгалтерского учета субъектов предпринимательства состоит из четырех уровней [29]:
1) законодательный;
2) нормативный;
3) методический;
4) внутриорганизационный.
Законодательный уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен следующими документами [9]:
утвержденные кодексы (Трудовой, Налоговый, Гражданский и др.);
федеральные законы;
указы президента России и постановления правительства России.
Документы этого уровня закрепляют обязанность ведения учета всеми хозяйствующими субъектами, описывают основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета.
1.2. Реформирование российского бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами
Ключевой целью развития дальнейшего современной системы бухгалтерского учета и отчетности выступает формирование достаточных условий и предпосылок для последовательного и эффективного исполнения данной системой функций, которыми наделило ее государство. В частности, здесь подразумевается такая функция, как формирование необходимого объема и высокого уровня достоверности сведений о финансовом состоянии различных хозяйствующих субъектов, которая будет полезна пользователям. Здесь следует упомянуть, что в современных условиях пользователи финансовой отчетности предприятия различны, поэтому и преследуют они разные, а нередко и противоположные цели. Обычно выделяют две укрупненные группы пользователей отчетности:
внешние по отношению к анализируемому предприятию, опосредованно заинтересованные в его деятельности;
внутренние, непосредственно заинтересованные в деятель¬ности предприятия.
Поэтому, с позиции пользователей финансовой отчетности, выделяют два вида анализа финансового состояния предприятия - внешний и внутренний (таблица 1).
Реформы бухгалтерского учета в России начались в 1990-х годах и продолжаются до сегодняшнего дня, отражая стремление страны к созданию прозрачной и эффективной системы финансовой отчетности, признанной на международном уровне.
Первый этап реформ был направлен на отход от советской системы учета, которая была ориентирована на плановую экономику, и переход к принципам, более близким к международным стандартам. Это включало введение новых законов и стандартов, а также обучение специалистов в области бухгалтерского учета.
Второй этап связан с принятием и адаптацией МСФО, что потребовало значительных изменений в законодательстве и практике ведения бухгалтерского учета. Этот процесс включал не только перевод международных стандартов на русский язык, но и их интерпретацию и применение в соответствии с российскими реалиями.
Третий этап характеризуется углублением интеграции МСФО в российскую практику, что включает в себя разработку методологических рекомендаций, обновление нормативной базы и повышение квалификации бухгалтеров.
Дальнейшее развитие систем учета и отчетности в РФ предполагается осуществлять по направлениям, которые схематично представленным на рисунке ниже.
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ИНФОРМАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ УЧЕТА ДЛЯ РАСКРЫТИЯ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1. Сущность и состав финансовой отчетности
В соответствии с нормами действующего законодательства РФ, практически все юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории страны, обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Основой для ее подготовки служит первичная документация бухгалтерского учета, которая создается в процессе любой хозяйственной операции [1].
Финансовая (финансовая) отчетность представляет собой единую систему данных о финансовом и имущественном положении организации, а также о результатах ее хозяйственной деятельности. Составление финансовой отчетности представляет собой завершающую стадию бухгалтерского учета и способствует формированию полной и достоверной картины о финансовых результатах работы организации за определенный (отчетный) период на определенную (отчетную) дату [1].
Отчетным периодом называется такой период, за который организация обязана составлять свою финансовую отчетность (месяц, квартал, первое полугодие, 9 месяцев, год). Отчетным годом является календарный год (с 01.01. по 31.12. включительно), за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица [5].
Первым отчетным годом для новых организаций является период от даты их государственной регистрации по 31.12. текущего года включительно (данное правило не применяется при изменении типа государственного (муниципального) учреждения), а для организаций, созданных после 30.09., - по 31.12. следующего года (включительно) [5].
Отчетной датой считается дата, по состоянию на которую организация обязана составлять свою бухгалтерскую отчетность. Такой датой является последний календарный день отчетного периода (включительно) [5].
Важно не путать понятия финансовой и налоговой отчетности. Как уже было сказано выше, под финансовой отчетностью понимается комплекс различного рода данных о финансовом положении и хозяйственной деятельности организации. Налоговая же отчетность составляется на основе финансовой, и представляет собой документацию, которая передается в ГНС для начисления налоговых сборов [9].
Формы финансовой отчетности состоят из специальных бланков, позволяющих выбрать и систематизировать наиболее важную информацию, полученную из первичной документации [4].
Данные отчетности используют внешние по отношению к организации пользователи для оценки эффективности ее хозяйственной деятельности, а также внутренние пользователи для проведения анализа финансового состояния (положения) организации, прогнозирования и планирования ее деятельности в будущем [5].
Все организации, обязанные вести бухучет, должны составлять и сдавать свою финансовую отчетность как минимум 1 раз в год. Составлять отчетность чаще (например, поквартально или ежемесячно) организации обязаны в том случае, если это прямо прописано в законодательных актах, учредительных документах или решении собственника(ов) [6].
Таким образом, исходя из сроков составления и представления, финансовая отчетность организаций подразделяется на промежуточную и годовую. Промежуточная отчетность составляется нарастающим итогом за все отчетные периоды, кроме года в целом. Годовая отчетность составляется также нарастающим итогом в целом за год [7].
Не вести бухгалтерский учет и не составлять финансовую отчетность имеют право индивидуальные предприниматели, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения иностранных организаций, в случае, если они ведут финансовый учет в порядке, установленном иностранным законодательством [5].
2.2. Требования к качеству информации и принципы ее учета для раскрытия в отчетности
Общие требования к финансовой отчетности организаций установлены федеральным законом от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно этому закону, информация в финансовой отчетности должна отвечать следующим критериям [1]:
достоверность. Отчетность должна давать полное и достоверное представление финансовых результатах деятельности организации, а также о ее имущественном и финансовом положении. Достоверной считается такая финансовая отчетность, которая была составлена и сформирована в соответствии с правилами, установленными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ;
целостность. В бухгалтерскую отчетность должны быть включены данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как самой организацией, так и ее подразделениями (представительствами, филиалами), в том числе выделенными на обособленные балансы;
существенность. Существенной считается та информация, без знания которой оценка деятельности хозяйствующего субъекта не будет являться полной, достоверной и объективной. При этом, решение о том, какие из показателей являются существенными, остается за руководством организации;
сопоставимость. Каждый показатель финансовой отчетности должен быть сопоставим с аналогичным ему показателем за любой отчетный период. Чаще всего организации подают данные за предыдущий и отчетный период, и при этом они должны быть приведены к единому, сопоставимому виду. Если организация принимает решение представлять данные более чем за 2 периода, то необходимо обеспечить их сопоставимость за все периоды. В случае, если данные за период(ы), предшествующий(ие) отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, они подлежат корректировке, согласно правилам, установленным специальными нормативными актами. Сведения обо всех произведенных корректировках в обязательном порядке должны быть отражены в пояснительной записке к отчету;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы была проведена комплексная оценка системы организации бухгалтерского учета в Российской Федерации и анализ требований к качеству информации и принципов ее учета, необходимых для раскрытия в финансовой отчетности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. Федеральный закон №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
5. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 471 с.
6. Бабаев Ю. А., Петров А. М. Финансовый учет. Учебник. — М.: Центркаталог, 2020. — 552 c.
7. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и аудит: Учебник и практикум для СПО / И.М. Дмитриева. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 323 c.
8. Богаченко В. М. Бухгалтерский учет. Учебник. — М.: Феникс, 2020. — 538 c.
9. Качкова О. Е., Баранова Е. Н., Алейникова М. Ю. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник. — М.: КноРус, 2020. — 552 c.
10. Керимов В.Э. Теория бухгалтерского учета. Учебник для бакалавров. 2-е изд., стер. — М.: Дашков и К, 2020. — 582 c.
11. Муравицкая Н. К., Корчинская Г. И. Бухгалтерский учет. Учебник. — М.: КноРус, 2021. — 598 c.
12. Поленова С. Н. Бухгалтерский учет и отчетность. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2021. — 402 c.
13. Полковский А.Л. Теория бухгалтерского учета. Учебник для бакалавров. 2-е изд., стер. — М.: Дашков и К, 2020. — 270 c.
14. Рогуленко Т. М., Бачуринская И. Н., Зонова А. В. Бухгалтерский учет и аудит. Учебник. — М.: КноРус, 2020. — 568 c.
15. Теория и организация бухгалтерского учета. Учебник / Алавердова Т. П. — М.: Издательский дом Университета «Синергия», 2020. — 196 c.
16. Теплая Н.В. Теоретические основы бухгалтерского учета. Учебное пособие для СПО. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2020. — 444 c.
17. Чувикова В.В., Иззука Т.Б. Бухгалтерский учет и анализ. Учебник для бакалавров. 2-е изд., стер. — М.: Дашков и К, 2020. — 246 c.
18. Шевелев А.Е. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник / А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева, Е.А. Шевелева. — М.: КноРус, 2022. — 64 c.