Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, увеличение числа инвалидов в Российской Федерации, эта незащищённая категория населения наиболее уязвима в медико-социальном отношении, поэтому ей требуется усиленная поддержка со стороны государства; во-вторых, важность пенсионного обеспечения. Пенсия по инвалидности является основным или одним из основных источников средств существования лиц с ограниченными возможностями; в-третьих, необходимость совершенствования пенсионной системы. Это важно как на уровне государства, так и на уровне регионов, так как уровень пенсионного обеспечения в РФ с позиции задач реформирования экономики и общества явно недостаточен; в-четвертых, внедрение цифровых технологий. Они призваны обеспечить удобство в реализации прав на получение социальных выплат гражданами.
Степень изученности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Бобровская Е.А., Григорьев И.В., Мачульская Е.Е., Сергеева Н.М., и другие авторы.
Объект исследования составили общественные отношения в сфере исследования правовых условий назначения пенсии по инвалидности в РФ.
Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации, регламентирующие отношения в сфере пенсионного обеспечения инвалидов в РФ.
Целью исследования является анализ правовых условий назначения й пенсии по инвалидности в РФ.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.раскрыть общую характеристику видов пенсий по инвалидности;
2.определить размер пенсий по инвалидности в РФ;
3.рассмотреть расчет размера пенсии по инвалидности, процедура получения пенсии и необходимые документы;
4.исследовать правила и сроки выплаты пенсии по инвалидности.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили: формально-юридический, системный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство; материалы правоприменительной и судебной практики.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты пенсий по инвалидности в РФ
1.1 Общая характеристика видов пенсий по инвалидности
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ, заложил основы современной правовой и социальной защиты инвалидов, определяемой как государственная политика в этой области - обеспечение равных возможностей инвалидов с другими гражданами при осуществлении гражданских прав, экономические, политические и иные права и свободы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации [5].
Получила законодательное оформление новая концепция социальной защиты инвалидов, которая основана на принципах и нормах международного права, принятых в отношении инвалидов. Система мер по социальной защите инвалидов, установленная федеральным законом, создает необходимые предпосылки для социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество [8].
Настоящий Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ рассматривает формирование доступной среды для людей с ограниченными возможностями как одно из направлений их реабилитации. В частности, в нем содержатся положения об обязательствах органа и организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, обеспечивать инвалидам условия для бесплатного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации.
В регионах России местные экспертные организации обеспечивают доступ лиц с ограниченными возможностями к зданиям и сооружениям для беспрепятственного доступа к спектру необходимых услуг. Несмотря на очевидные приоритеты и актуальность вопроса социальной поддержки людей с ограниченными возможностями, текущая ситуация в этой сфере в России является важной.
Аэропорты, железнодорожные и автобусные вокзалы, тротуары и дорожные перекрестки также должны быть оборудованы специальными устройствами, облегчающими жизнь людям с ограниченными возможностями [9].
Пенсионная система - это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов предоставления, видов предоставления и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в сфере пенсионного обеспечения.
Представляя собой целостное образование, пенсионная система, в зависимости от источников финансирования и субъектов предоставления, состоит из нескольких структурных элементов - частей, которыми являются:
-пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию;
-государственное пенсионное обеспечение;
-дополнительное пенсионное обеспечение.
Каждая из частей пенсионной системы, в свою очередь, представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Элементами каждой части пенсионной системы являются подсистемы: финансирование; управление; субъекты обеспечения; виды обеспечения; юридические.
Действующее российское законодательство в области пенсионного обеспечения населения представляет собой совокупность крупных нормативных правовых актов, принятых в форме федеральных законов. Российская Федерация в процессе осуществления социальных функций государства устанавливает порядок, предусматривающий социальное обеспечение всех граждан, относящихся к категории нуждающихся. Пенсионная система Российской Федерации - это совокупность законов, направленных на поддержку и организацию регулярных денежных выплат для тех, кто уже вышел на пенсию [10].
Инвалид - это человек, который имеет ограниченные возможности жить, общаться (включая работу) и адаптироваться к обществу из-за психического, физического или психопатического заболевания или состояния.
Соотнося степень нарушения функций организма, степень нарушения способности передвигаться без помощи других лиц или специальных приспособлений, способность ориентироваться в пространстве, времени и месте, а также способность общаться, учиться и работать, инвалиды классифицируются как инвалиды I, II или III группы соответственно.
В соответствии с пунктами 5-10 Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 условиями для признания инвалидности, которые вызывают необходимость в социальной защите, являются [7]:
-нарушение здоровья, связанная со стойким расстройством функционирования организма, вызванным заболеванием, травмой или дефектом;
-ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата способности или возможности заниматься самообслуживанием, самостоятельной мобильностью, перемещением, общением, контролем поведения, обучением и трудовой деятельностью);
-потребность в реабилитационных и абилитационных мероприятиях.
Наличие одного из условий, указанных в п.5 Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 № 588, не является достаточным основанием для признания гражданина инвалидом. В зависимости от степени выраженности стойкого расстройства функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, гражданам, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданам в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год [11].
Группы инвалидности без срока переосвидетельствования устанавливаются на основании перечня согласно приложению и на основании, изложенном в п.13 Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 № 588.
Категории "дети-инвалиды" устанавливаются на один, два или пять лет до достижения ребенком-инвалидом возраста 14 или 18 лет. Категория "дети-инвалиды" устанавливается сроком на два года гражданам со стойкими, выраженными или значительно выраженными ограничениями жизнедеятельности вследствие заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений и нарушений функций органов и систем организма, не включенных в приложение к Постановлению Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 [12].
Категория "дети-инвалиды" устанавливается сроком на пять лет гражданам с заболеваниями, дефектами, необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма, указанными в пунктах I, II и III приложения к Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 № 588, до достижения ими возраста 14 или 18 лет.
Так, I группа инвалидности присваивается как тем, кто потерял 100% трудоспособности, так и тем, кто способен выполнять определенные трудовые действия в специально созданных условиях труда (слепые и глухие).
Вторая группа инвалидности присваивается лицам, которые постоянно или длительно не могут работать, а также лицам, у которых на момент освидетельствования нарушения физических функций не столь серьезны (недостаточно серьезны для определения первой группы инвалидности), но заболевание которых может прогрессировать под влиянием трудовой деятельности и, таким образом, противопоказано им заниматься определенными видами трудовой деятельности в течение длительного периода времени. Вторая группа инвалидности - это первая группа обесценения, которая включает в себя следующее [13].
Третья группа инвалидности присваивается лицам, имеющим инвалидность, связанную с работой, если:
-когда человека необходимо перевести на другое рабочее место в другую рабочую категорию или наиболее низкую должность.
-когда существует необходимость значительного изменения условий труда в текущей профессии человека, что приводит к снижению производительности;
-когда возможности трудоустройства значительно затруднены из-за существенного нарушения физических функций менее квалифицированных лиц и лиц, которые ранее не работали.
Представитель ответчика ООО, не признавая требования, в пояснении указал, что структурные подразделения филиала находятся на промышленных площадках обслуживаемых объектов, которые являются опасными производственными объектами с вредными условиями труда, и что создать соответствующие условия труда для инвалидов. Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что на части вакантных рабочих мест, созданных для инвалидов, имеются вредные производственные факторы. Судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции как соответствующим обстоятельствам дела, подтвержденным собранными доказательствами [14].
Указанная в жалобе ссылка на то, что наличие вредных и опасных производственных факторов не позволяет ответчику принимать на работу инвалидов, не может быть принята во внимание, поскольку Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ». В итоге решение нижестоящего суда было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
В том случае, если трудовой договор не будет содержать все необходимые условия о сокращенной продолжительности рабочего времени, режима труда и отдыха, условия труда на рабочем месте инвалида II группы, общество может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, что подтверждается также судебной практикой.
В зависимости от категории лиц, к которой относится инвалид, устанавливается один из следующих видов пенсии по инвалидности:
1.Страховая пенсия по инвалидности. Её выплачивают инвалидам 1, 2 или 3 группы, которые имеют хотя бы один день страхового стажа. Размер пенсии зависит от стажа, зарплаты и наличия иждивенцев.
2.Пенсия в рамках пенсионного обеспечения, в том числе:
-пенсия по инвалидности, назначаемая по Закону № 166-ФЗ, в частности, военнослужащим, ставшим инвалидами при прохождении военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (далее - государственная пенсия по инвалидности);
-пенсия по инвалидности, назначаемая по Закону № 4468-1, в частности, военнослужащим, ставшим инвалидами при прохождении военной службы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (далее - военная пенсия);
-социальная пенсия по инвалидности (назначаемая нетрудоспособным гражданам, а также военнослужащим, указанным выше в пп. "а", ставшим инвалидами вследствие совершения ими преступления). Её назначают, если у россиянина с инвалидностью полностью отсутствует страховой стаж либо его недостаточно для страховой пенсии. Как правило, получают её дети, подростки, недееспособные лица. Социальная пенсия имеет фиксированную сумму, которую индексируют 1 апреля каждого года [14].
Все выплаты назначает и выплачивает Социальный фонд России.
Государственная пенсия по инвалидности - это пенсия по государственному пенсионному обеспечению для отдельных категорий граждан. Её размер выше, чем у социальной пенсии.
Государственную пенсию могут получать инвалиды из числа: космонавтов и членов их семей; граждан, проходивших военную службу по призыву как солдаты, матросы, сержанты и старшины; участников Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда; граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Размер государственной пенсии зависит от группы инвалидности и обстоятельств получения инвалидности:
Инвалидам III группы государственная пенсия составляет до 175% от социальной.
Инвалидам II группы - до 250% от социальной.
Инвалидам I группы - до 300% от социальной.
Для космонавтов и лётчиков-испытателей сумма выплат рассчитывается не в процентах от социальной пенсии, а от средней заработной платы. Пенсия составляет 80% от зарплаты для инвалида первой и второй групп и 50% для инвалида третьей группы.
Жителям северных регионов размер государственной пенсии по инвалидности увеличивается на районный коэффициент, применяемый в месте проживания [15].
Государственная пенсия по инвалидности в 2025 году зависит от профессии или звания человека, группы инвалидности и причин её получения. Размер государственной пенсии рассчитывают от базового размера социальной пенсии - 7 689,83 рубля, либо от денежного довольствия.
Без учёта доплат за иждивенцев и районного коэффициента государственная пенсия по инвалидности в 2025 году для разных категорий составляет:
Военные-инвалиды I, II, III группы - от 150 до 300% социальной пенсии.
Пострадавшие от радиационных или техногенных катастроф - от 125% до 250% социальной пенсии [17].
Участники ВОВ - от 150% до 250% социальной пенсии.
С 1 апреля 2025 года государственные пенсии будут проиндексированы на 14,75%. В результате индексации социальные пенсии инвалидам III группы будут проиндексированы до 7,5 тыс. рублей, II группы - до 8,82 тыс. рублей, а I группы - до 17,65 тыс. рублей в месяц.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о правах инвалидов (CRPD), принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. (Резолюция A/RES/61/106) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru Дата обращения: 21.02.2025 г.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563
6. Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ".
7. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом" (вместе с "Правилами признания лица инвалидом") // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 15. - Ст. 2506.
8. Воривода, А. С. Социальная защита и поддержка инвалидов в Хабаровском крае / А. С. Воривода, О. А. Палагина // Ученые заметки ТОГУ. – 2022. – Т. 13, № 2. – С. 178-186.
9. Григорьева, В. А. Социальная защита инвалидов и льгота на ЖКХ / В. А. Григорьева // Крымский Академический вестник. – 2021. – № 18. – С. 44-49.
10. Жаворонков Р.Н. Системные проблемы правового регулирования социальной защиты инвалидов и пандемия COVID-19 // Социальное и пенсионное право. 2021. № 2. С. 9 - 13.
11. Жаворонков Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты): монография. М., 2020. С. 129.
12. Жерихова, И. А. Защита прав инвалидов (социально-правовой аспект) / И. А. Жерихова // Научное образование. – 2023. – № 1(18). – С. 277.
13. Исмаилова, К. А. Судебная защита прав и законных интересов инвалидов с психическим расстройством / К. А. Исмаилова // Гуманитарий и социум. – 2022. – № 2. – С. 52-56.
14. Какие льготы и гарантии предусмотрены для инвалидов? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
15. Какие существуют виды пенсий? // Азбука права: электрон. журн. 2024. – С.7.
16. Козлитин, Г. А. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации / Г. А. Козлитин, А. Ю. Мыльникова // Либерально-демократические ценности. – 2019. – Т. 3, № 1-2. – С. 7.
17. Колесник, А. П. Пенсионная система мобилизационной экономики / А. П. Колесник // Социальное и пенсионное право. – 2023. – № 2. – С. 16.
18. Котова, А. С. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации, как обязанность государства / А. С. Котова, И. Е. Николаева // Студенческий вестник. – 2022. – № 10-2(202). – С. 25.
19. Макаров, Д. А. Пенсионная система в условиях нестабильной экономики: проблемы и их решения / Д. А. Макаров, Т. Е. Малышева // Счисляевские чтения: актуальные проблемы экономики и управления. – 2024. – № 12(12). – С. 204.
20. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 449 с.
21. Нартшаева, М. А. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации / М. А. Нартшаева // Chronos: общественные науки. – 2020. – № 1(18). – С. 41.
22. Серегина Л.В. Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью // Журнал российского права. 2022. № 6. С. 105.
23. Рубанова, М. П. Защита прав слабовидящих и инвалидов по зрению как потребителей финансовых услуг / М. П. Рубанова // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2020. – № 4(53). – С. 104.
24. Торушко, Е. А. Развития пенсионной системы в России / Е. А. Торушко // Фокус знаний. – 2019. – № 1(1). – С. 17.
25. Что влияет на размер страховой пенсии по инвалидности? // Азбука права: электрон. журн. 2024. – С.5.
26. Шакирова Э. Инвалиды и условия труда - травмы и инвалидность. Анализ споров в судах // Трудовое право. 2020. № 1. С. 47 .