Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Термин "классический танец" используется во всем балетном мире, обозначая определенный тип хореографической пластики. Классический танец общепризнан как одно из основных выразительных средств современного балета. Это четко отработанная система движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. Эта система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, гибким и красивым, делает его чувствительным инструментом, послушным воле балетмейстера и самого исполнителя.
Классический танец – вечная тема дискуссий, а иногда и споров среди учителей хореографии, работающих в школах. Ответ на вопрос: "Нужен ли классический экзерсис на уроке?" всегда должен быть утвердительным. Да, это необходимо, потому что многовековая система занятий у станка и между ними, ежедневная тренировка артиста балета, проверенная и испытанная почти за триста лет жизни балетного театра, наилучшим образом подготавливает его к выполнению любых обязанностей балетмейстера. Спортсмен должен выполнять серию упражнений каждый день, чтобы всегда быть в форме. Пианист должен ежедневно играть гаммы, чтобы оттачивать свое мастерство. А тем, кто танцует, в той или иной степени необходимы и важны упражнения.
С помощью танца, в том числе классического, можно обеспечить такие условия человеческой деятельности, которые помогают раскрыть человеку его творческий потенциал и нравственные способности личности. Танец улучшает гибкость, тонус тела, развивает мышцы. Это помогает сформировать хорошую осанку, равновесие и координацию. На уроках классического танца начинается профессиональный танец и рождается профессиональный артист. Потребность в классическом обучении трудно переоценить. Занятия классическими танцами – это тяжелая и трудная повседневная работа, требующая сил, энергии, упорного труда, знаний и навыков, как от обучающегося, так и от учителя.
При этом с самого начала работы по развитию профессиональных навыков учащихся преподаватель классического танца должен уделять особое внимание характеру исполняемого движения, его музыкальной выразительности, а самое важное – учитывать возрастные особенности обучающихся.
Несмотря на сложность классической хореографии, ей стоит отдать предпочтение. Классический танец – это основа всего танцевального искусства, и чем бы ребенок ни занимался в дальнейшем, навыки классической хореографии ему пригодятся. Актуальность данной работы заключается в необходимости учитывать возрастные особенности обучающихся детской школы искусств в методике преподавания классического танца.
Цель исследования – изучение теоретических и практических основ учета возрастных особенностей обучающихся детской школы искусств в методике преподавания классического танца.
Объект исследования – процесс организации уроков классического танца.
Предмет исследования – учет возрастных особенностей обучающихся детской школы искусств в методике преподавания классического танца.
Задачи:
1. Рассмотреть классический танец как основу хореографии.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику обучающихся младших классов.
3. Выявить специфику преподавания классического танца с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
3. Описать преподавание классического танца в младших классах школы искусств
4. Рассмотреть приемы и методы обучения классическому танцу в детском коллективе.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы учета возрастных особенностей обучающихся детской школы искусств в методике преподавания классического танца
1.1 Классический танец – основа хореографии
В каждом виде искусства большое значение имеют техника исполнения и художественное исполнение танца. Этих качеств можно достичь только путем последовательной и систематической подготовительной подготовки. Чтобы быть красивым и выразительным, движения должны быть правильными, свободными, расслабленными. Овладение танцевальными движениями дается только в процессе систематических тренировок, тело ребенка приобретает стройность, становится более сильным и гибким, а его движения гармоничными и завершенными [5].
Классический танец – это определенный вид хореографической пластики. Этот термин используется во всем мире балета. Это тонкое сочетание движений, отличная гармония с классической музыкой и условия классического танца – выворачивание ног, большой шаг в танце, вращение, гибкость, свобода, пластичность, выносливость и сила.
Чтобы достичь результатов в других специализированных танцах, необходимо начинать с уроков классического танца. Его основы уникальны, даже самый опытный танцор разных направлений танца не останавливает этот многоступенчатый процесс классических занятий.
Глядя на разнообразие танцевальных тенденций, существующих в современном мире, трудно представить, что все они в чем-то едины. И все же это так. Он сочетает в себе их классические основы, которые можно увидеть в каждом стиле [7].
Классическая хореография – это исторически сложившаяся система танцевальных движений. Он формировался долгое время, и многие народы внесли свой вклад. Основы классического танца универсальны, что означает, что основа и все остальные стили составлены из них.
Кроме того, эта хореография основана не только на обучении танцам, но и на гимнастике, фигурном катании и акробатике.
Сначала к классическому танцу прибегали только тогда, когда нужно было изображать благородных персонажей. В эту категорию входили боги Олимпа, герои, цари. Но после того как искусство продолжило свое развитие, система обучения танцам была изменена, у танцоров появился более широкий круг персонажей. Тогда его талант раскрылся в полной мере. Сейчас классическая хореография способна выразить множество чувств и эмоций, передать всю сложность отношений между людьми и миром. Уроки классического танца очень важны для начинающих танцоров [11].
В них будущие таланты учатся правильной позе тела, основным положениям рук и ног, вырабатывают прямую осанку. Преподаватели знакомят их с историей танца и его терминологией. В процессе обучения обязательно готовьте небольшие постановки, в которых учащиеся смогут продемонстрировать свои навыки. Кроме того, классический танец развивает осанку, развивает ответственность, уважение к искусству, развивает гибкость и легкость. Он учит выражать свои чувства с помощью танца, чувствовать себя уверенно и смело, способствует развитию интеллекта и культуры.
Классический танец неразрывно связан с музыкой, и поэтому те, кто отважится освоить такую сложную хореографию, дополнительно разовьют свою собственную музыкальность [14].
Классическая хореография основана на двух основных принципах: выворачивании и выпрямлении. На основе выворачивания бедра сустава состоит из 5 положений ног, и выпрямление является основой хорошей осанки. Любой танцор знает, что всегда нужно стремиться ввысь, растягиваться. Хорошее усвоение этих и многих других принципов помогает в работе на станке. Этого нельзя избежать, но как много дает танцору эта работа. По сути, это тяжелая и кропотливая работа. Но сделав это, танцор сможет гордиться красотой своих правильных движений, грацией и необыкновенной пластикой.
Основой танцевальной подготовки обучающихся является система подготовительных упражнений классического танца. Она считается основной в процессе подготовки исполнителей. И это естественно, поскольку классический танец и его школа – единственная целостная система воспитания человеческого организма, существующая уже более четырехсот лет. Упражнение, основанное на классическом танце, давно доказало свое право на первое место в освоении танцевального искусства. Эта система является наиболее развитой, стройной и продуманной. Упражнения классической системы очень последовательны, каждое из них имеет свою конкретную задачу. Упражнения классической системы не только тренируют тело ребенка, но и обогащают его серией движений, которые становятся выразительным средством танца. Ошибочно думать, что обучение классическому танцу необходимо только будущим классическим танцорам и танцорам. Он обеспечивает развитие и навыки, необходимые для всех видов сценических танцев. В системе хореографии он остается основой основ, и его преподаванию следует уделять пристальное внимание [8].
Выполняя упражнения, обучающийся разогревает суставно-связочный аппарат, тем самым предотвращая растяжение и вывих, разучивая и выполняя сложные танцевальные движения.
Классический экзерсис на тренажере важен для танцоров, прежде всего потому, что он обеспечивает правильную постановку и устойчивость тела, которое во время экзерсиса должно удерживаться на опорной ноге с выпрямленной прямой спиной. Таким образом, задача классического тренажера – добиться правильной посадки тела и спины.
Таким образом, основная задача классического упражнения – помочь учащимся развить тело и научиться контролировать свои движения свободно и пластично с помощью правильно подобранных и повторяемых тренировочных упражнений.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся младших классов
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе (от 6 до 11 лет). Этот период характеризуется повышенным физическим и психофизиологическим развитием ребенка, что обеспечивает ему систематическое обучение в школе.
Начало школьного обучения приводит к изменению социальной ситуации развития ребенка. Теперь у него есть социально значимые обязанности, он становится социальным субъектом.
Оценивается образовательная деятельность ребенка. В психологии отношений с окружающими также происходят изменения. Авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста сверстники начинают приобретать для ребенка все большее значение, роль детского сообщества значительно возрастает [3].
Психология начальной школы формируется под влиянием обучения. В результате у детей развивается память, улучшается вербально-логическое и семантическое запоминание. А младший школьный возраст заканчивается способностью самостоятельно рассуждать, сравнивать, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.
Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и немедленно, часто бездумно, не взвешивая всех обстоятельств. В любых предполагаемых начинаниях, трудностях или целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, которые могут представлять собой своеобразную форму протеста против требований школы.
Отсутствие семейного воспитания может значительно усугубить проблему. В этом возрасте ребенок уже беспокоится не только об успехах в школе, но и об отношениях с одноклассниками, сверстниками, учителями и родителями. Моральное состояние ребенка влияет на его уровень успеваемости, где похвала и мнение учителя занимают не последнее место. В конце концов, во время обучения у детей должен быть новый, более качественный "взрослый" тип отношений с учителями и одноклассниками [1].
В самом раннем школьном возрасте учебная деятельность становится основной. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие вербально-логического, рассудительного мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Образование в младших классах имеет одну особенность: обучением младших обучающихся руководит учитель, который оказывает очень сильное влияние на своих обучающихся.
Особенности младших школьников, детей 7-9 лет, заключаются в том, что они нуждаются в покровительстве взрослых, поэтому для них вполне естественно следовать указаниям учителя. В принципе, учебная деятельность обучающихся заключается в подчинении учителю и выполнении всех его указаний [11].
Эти особенности детей (уверенное выполнение, подражание, вера в истинность полученных знаний) являются довольно важными предпосылками для обучения в начальной школе. Активность обучающихся во многом обусловлена тем, что ребенку (за крайне редкими исключениями) нравится посещать школу: его привлекает возможность оказаться в положении обучающихся и привлекает сам процесс обучения.
Учебная деятельность школьников младших классов сопровождается активной реакцией на непосредственные впечатления. А поскольку дети этого возраста также очень импульсивны, занятия часто становятся быстрыми, насыщенными и напряженными. Детям ни в коем случае нельзя скучать – необходимо довольно часто менять характер упражнений, не затягивать перерывы и держать внимание детей в напряжении. Следует понимать, что такие малыши не могут концентрироваться на одном деле более 20 минут. Очень показательным является тот факт, что младшие обучающиеся уже не так заинтересованы в выяснении причин и смысла информации, которую им представляет учитель, в отличие от обучающихся с их вопросом «почему?» [2].
Еще одна особенность психологии ребенка в младшем школьном возрасте заключается в том, что память обучающихся приобретает произвольность, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Еще одно новообразование в психологии младших школьников – это выработка волевого поведения, планирование результатов действия и рефлексии. Обучающийся становится самостоятельным, формируются моральные ценности, которым он старается следовать. Наиболее отчетливо в младшем школьном возрасте проявляется мотив успеха, иногда – мотив избежать неудачи.
Важным аспектом в психологии ребенка становится его смысловая направленность в своих действиях, которая связана со страхом изменить отношения с окружающими.
Развитие личности ребенка в самом раннем школьном возрасте во многом зависит от успеваемости в школе, оценки взрослыми. Психология школьника в этом возрасте сильно подвержена внешним воздействиям, он эмоционален, подвержен перепадам настроения.
В младшем школьном возрасте дети переживают свою уникальность, осознают себя личностями, стремятся к совершенству и лидерству. Школьники ищут новые групповые формы деятельности, занятий, стараются принадлежать к детскому сообществу.
Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель для них авторитет, поэтому он должен создавать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности [15].
У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому эти психические особенности необходимо учитывать при обучении младших школьников.
Учеба, являясь основным видом деятельности, предъявляет ряд требований к младшему обучающемуся: происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию навыков и умений, необходимых для успешной учебы.
Младший школьник учится правильно распределять свое время, взаимодействовать с коллективом, общаться с большим количеством сверстников и преподавательского состава.
Ребенок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки теперь связаны с умственной деятельностью, но у него все еще есть потребность в игровой деятельности. В школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, тем не менее, играет важную роль в умственном развитии ребенка.
Основой воспитания и образования подрастающего поколения является начальная школа, именно здесь дети учатся читать, писать, считать, слушать, слушать, говорить, сопереживать [13].
Образовательный процесс начальной школы является одной из фундаментальных составляющих формирования личности обучающихся.
Личность учителя играет очень важную роль в этом процессе, потому что он является стандартом для младших обучающихся. Младшие школьники стараются во всем походить на учителя. Им кажется, что все их действия имеют положительную направленность.
Именно в школе ребенок проводит большую часть своего времени. Таким образом, формирование личности ребенка младшего школьного возраста происходит в школьном учреждении.
Процесс личностного становления детей младшего школьного возраста напрямую связан с "развитием волевых качеств, учебной мотивацией, формированием мышления".
Формирование личности младшего школьника напрямую зависит от учебной деятельности, второстепенное значение личностного становления ребенка обусловлено отношениями с взрослыми, их образцами и оценками, соблюдением правил и усвоением научных понятий.
Именно в процессе обучения ребенок усваивает знания, формируются интеллектуальные силы, ориентируется в новом объективном мире, происходит процесс социализации личности ребенка. Именно в учебной деятельности ребенка происходит формирование всех психологических процессов, интеллектуальное развитие учащегося.