Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В рамках данной работы проведено изучение технологии продаж и разработка проекта информационной системы в условиях магазина игр. Актуальность выбора темы заключается в необходимости удержания клиентской базы компаниями, работающими в сфере продаж. Специфика данного рынка связана с наличием большого количества игроков и для сохранения своих позиций на рынке необходимо для клиентов создавать условия, позволяющие проводить продажи и максимально качественно обслуживать клиентов.
1. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (ИС)
1.1 Идентификация предметной области автоматизации
В рамках данной работы проведена разработка системы автоматизации магазина для компании, работающей в сфере продаж игр. Компания производит продажи товаров, получаемых от производителей и оптовых поставщиков. Клиентам предлагаются услуги консультирования по вопросам подбора товаров, оказывают услуги по поставкам под заказ необходимых моделей. На рисунке 1 показана схема организационной структуры компании.
Компания имеет линейно-функциональный тип организационной структуры, для которого характерно наличие иерархии подчиненности, при этом в рамках реализации отдельных проектов возможно создание рабочих групп с внутренней системой управления.
Руководство компанией осуществляется генеральным директором, в компетенцию которого входят вопросы координации взаимодействия отделов компании, подписания договоров, платежных поручений, актов выполненных работ, решение вопросов, связанных с принятием управленческих решений по основной деятельности организации, определение кадровой политики и политики развития.
В компетенцию специалистов по работе с клиентами входят вопросы, связанные с осуществлением продаж, консультированием клиентов по вопросам, связанным с работой с заказами, проведением оплат, условиями доставки приобретенных товаров, а также составлением аналитической отчетности по работе с клиентами.
Специалисты экономического отдела курируют вопросы организации проведения платежей, расчётов с поставщиками, компаниями-партнерами, оплаты налоговых и арендных платежей, а также транспортных расходов. Специалисты по бухучету осуществляют начисление заработной планы, учет основных средств, работу с банками в части проведения платежей по расчётному счету.
Сотрудники отдела закупок курируют вопросы работы с поставщиками, организации поставок реализуемых товаров, определения условий проведения взаиморасчётов.
Сотрудники общего отдела курируют вопросы ведения документооборота и кадрового учета.
В таблице 1 приведены результаты SWOT-анализа деятельности компании.
1.2 Выбор методологии и технологии концептуального моделирования ИС
В качестве методологии моделирования бизнес-процессов выбрана IDEF0, посредством которой обеспечиваются возможности учета данных по входным, результатным информационным потокам, проведение декомпозиции изучаемого бизнес-процесса на составляющие до момента, позволяющего полностью разбить изучаемую технологию на элементарные компоненты, что позволяет выявить резервы повышения эффективности [2].
Также определяются исполнители по каждому из этапов, управляющие воздействия. Существуют возможности построения моделей с различных точек зрения, представлять модель в формате дерева процессов.
В методологии IDEF0 реализованы возможности декомпозировать бизнес-процессы в рамках проведения анализа прикладных задач, что позволяет выявлять резервы совершенствования, что связано со снижением трудозатрат, стоимости, а также исключением дублирования функций. Существуют возможности построения моделей с различных точек зрения, построения моделей реинжиниринга, проведения функционально-стоимостного анализа [4].
В рамках данной работы изучение бизнес-процессов складского учета проведено с использованием указанной нотации. В качестве источника данных выступают должностные инструкции специалистов, технологические карты и паспорта рабочих мест.
1.3. Разработка и анализ модели бизнес-процесса «Как есть»
В рамках анализа деятельности торговой организации проведено построение модели бизнес-процессов. На рис.2 приведена контекстная диаграмма.
Как показано на рис.3, основные бизнес-процессы компании включают:
работу с поставщиками;
учет складских операций;
работу с клиентами;
учет продаж.
На рис.4 приведена диаграмма процесса «Учет поставщиков», на рис.5 – процесса учета складских операций. Как показано на рис.4, технология учета поставщиков включает: ведение картотеки данных о компаниях, учёт платежных реквизитов, заключение договоров, формирование актов сверки расчётов. Как показано на рис.5, учет складских операций включает: учет приходных накладных, учет данных о реализации и списании товара, формирование отчётности о наличии товара для реализации.
1.4 Разработка модели бизнес-процесса «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»
По итогам проведённого анализа бизнес-процессов учета продаж игр было показано, что в отсутствие автоматизации в технологии работы специалистов ООО «МАГАЗИН ИГР» имеются следующие недостатки:
невозможность оперативного расчета стоимости покупки с учетом бонусов, предоставляемых клиентам;
невозможность получения данных по складским запасам товарной продукции;
невозможность автоматического формирования кассовой отчётности;
отсутствие инструмента, позволяющего формировать аналитическую отчётность по продажам игр.
1.5 Разработка требований к ИС
В качестве способа модернизации бизнес-процесса выбрано внедрение информационной системы, задачи которой включают:
учет данных по реализуемым товарам;
учет операций по продажам игр;
программная поддержка маркетинговых систем;
формирование отчётности по продажам, платежам, товарным позициям.
Требования к защите информации от несанкционированного доступа
В системе должно быть предусмотрено разграничение доступа по ролям: координатора с правами учета данных о клиентах, формирования групп, оплатах, учета проведённых занятий. Администратора в части учета данных о тренерах, видах тренировок, доступе пользователей к системе, настройки ролевой модели. В системе необходима реализация доступа посредство ввода логина и пароля [5].
Требования к надежности
Разрабатываемая система должна иметь высокую вероятность безотказной работы, должна поддерживать свои эксплуатационные показатели в процессе работы и хранения. Средний срок службы системы должен быть максимально большим.
Потеря работоспособности может произойти по причине [6]:
выхода из строя программного обеспечения;
выхода из строя технического обеспечения;
непредвидимые обстоятельства.
Требования по сохранности информации
Сохранность всей информации автоматизированной системы должна обеспечиваться администратором путём резервного копирования и архивирования. В случае сбоя работы какой-либо подсистемы или при возникновении неполадок текущее состояние системы на момент резервного копирования должно быть восстановлено без проблем и её дальнейшее функционирование должно продолжиться в штатном режиме.
1.7 Постановка задачи на разработку новой ИС
Назначение разработки
Автоматизированная информационная система предназначена для повышения эффективности деятельности ООО «Магазин игр».
Требования к программе
Требования к функциональным характеристикам
Данная система предназначена для учета продаж товаров и хранения информативно-справочной информации. Пользователями являются сотрудники ООО «Магазин игр», которые вносят данные о товарах, о продажах, приходных накладных и ведут учет информативно-справочной информации.
Программное обеспечение должно выполнять следующие функции:
учет данных о товарах;
учет данных о поступлении товаров на склад;
учет данных о клиентах, бонусном балансе;
учет данных о продажах товаров;
учет данных о поставщиках.
2 РАЗРАБОТКА ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИС
2.1 Выбор методологии и технологии логического моделирования ИС
В проектной части работы в соответствии с поставленными задачами автоматизации проведена разработка структуры данных информационной системы, что включает стадии концептуального моделирования, построения логической модели и далее физической модели в выбранной среде [7].
Выбор технологии моделирования производится из диаграмм потоков данных, логической модели данных, построения диаграмм в нотации UML.
Моделирование в рамках данной работы проведено через создание концептуальной модели, в которой определен перечень сущностей информационной системы, установку связей, определение ключей. Далее проводится построение логической модели данных, в которой фигурируют атрибуты сущностей, описаны типы связей. Использованы программные средства: MS Visio, ERWin Data Modeler [12].
2.2 Разработка диаграмм логической модели ИС
Далее в соответствии с поставленными задачами автоматизации проведён выбор перечня информационных объектов, включающий:
2.3 Разработка логической модели данных ИС
В рамках анализа информационной системы специалиста по продажам, определены ключевые сущности информационной системы, их атрибуты, установлены связи между ними.
Нормативно-справочная информация в работе системы включает следующие сущности:
данные о товарах;
поставщики;
производители;
дисконтные карты;
сотрудники;
поставка товара;
продажа товара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной работы проведена реализация информационной системы управления продажами. В теоретической части работы проведён анализ технологических аспектов моделирования предметных областей. Рассмотрены особенности построения моделей для решения прикладных задач, проведён обзор методологий построения функциональных моделей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Астапчук, В. А. Корпоративные информационные системы: требования при проектировании: учебное пособие для вузов / В. А. Астапчук, П. В. Терещенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 113 с.
2 Волкова В. Н. Теория информационных процессов и систем: учебник и практикум для вузов / В. Н. Волкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 432 с.
3 Волкова В. Н. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 562 с.
4 Гвоздев В.Е. Управление программными проектами: учебное пособие для вузов / В. Е. Гвоздев. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 167 с.
5 Григорьев М. В. Проектирование информационных систем: учебное пособие / М. В. Григорьев, И. И. Григорьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 318 с.
6 Грекул В. И. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для вузов / В. И. Грекул, Н. Л. Коровкина, Г. А. Левочкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 385 с.
7 Громов А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы: монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 367 с.
8 Гутгарц Р. Д. Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления: учебное пособие для вузов / Р. Д. Гутгарц. —Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 351 с.
9 Долганова О. И. Моделирование бизнес-процессов : учебник и практикум для вузов / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 289 с.
10 Зараменских Е. П. Информационные системы: управление жизненным циклом: учебник и практикум / Е. П. Зараменских. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 431 с.
11 Лычкина Н.Н. Информационные системы управления производственной компанией: учебник и практикум для вузов / под редакцией Н. Н. Лычкиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 249 с.
12 Казарин О. В. Надежность и безопасность программного обеспечения: учебное пособие для вузов / О. В. Казарин, И. Б. Шубинский. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 342 с.