Фрагмент для ознакомления
2
По утверждению В.А. Бадил, инклюзивное образование предполагает создание необходимой адаптированной образовательной среды, целью которой является максимальная реализация индивидуальных способностей школьников с ОВЗ [2]. Следует отметить, что в последние десятилетия помимо традиционных классов появляются инклюзивные классы. Внедрение и обучение в инклюзивных классах осуществляется в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ), согласно которому ученики с ОВЗ получают право и возможность обучаться в условиях общеобразовательной школы. Согласно статье 2 указанного закона, к группе обучающихся с ОВЗ относится физическое лицо, которое обладает недостатками физического и (или) психологического развития, подтвержденными психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующими получению образования без создания специальных условий [7]. Основным в рамках данного вида образования является факт того, что учащиеся с ОВЗ принимают активное участие в жизни определенной социальной группы. Инклюзивное образование ориентируется на персонализацию процесса обучения. Одним из способов развития инклюзивного образования является создание инклюзивных классов и школ.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Среди таких учреждений можно выделить школу инклюзивного образования «Ковчег» в городе Москва, которая была открыта в 1991 году.
Термин «инклюзивное образование» используется для описания процесса обучения учащихся с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В соответствии с Саламанкской декларацией (1994), в основе инклюзивного образования лежит идеология, исключающая любую дискриминацию детей с особенностями развития, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [12; c. 11]. Таким образом, можно утверждать, что инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий его доступность для детей с особыми потребностями.
Следует отметить, что в Европе данный термин распространяется на достаточно обширную группу людей, которая включает не только людей с ограниченными возможностями здоровья. В России, согласно вышеназванному закону, инклюзивное образование представляет собой «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [7].
Для обучающихся с ОВЗ необходимо разработать индивидуальный учебный план, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного ученика. Помимо индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ должна быть разработана адаптированная образовательная программа, в которой будут учитываться особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные возможности, а также будет обеспечиваться коррекция нарушений развития и их социальная адаптация.
Следует отметить, что инклюзивное образование предоставляет всем обучающимся возможность в полном объеме принимать участие в жизни коллектива образовательной организации. Кроме того, в рамках инклюзивного образования присутствуют ресурсы, которые направлены на стимулирование равноправия обучающихся и их участие во всех делах коллектива. Помимо этого, инклюзивное образование направлено на развитие у обучающихся способностей, необходимых для общения.
Основными принципами инклюзивного образования можно назвать следующие:
• ценность любого человека не зависит от его способностей и достижений;
• каждый человек способен чувствовать и думать;
• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• все люди нуждаются друг в друге;
• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• все люди нуждаются в поддержке и дружбе сверстников;
• разнообразие усиливает все стороны жизни человека [3; c. 310].
Инклюзивное обучение школьников с ОВЗ совместно с их сверстниками – это обучение разных учеников в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту коррекционной работе уделяется большое значение, в том числе на уровне основного общего образования. Так, согласно ФГОС ООО, примерная основная образовательная программа обеспечивает:
1) выявление и удовлетворение потребностей детей с ОВЗ в процессе освоения ими программы основного общего образования, их дальнейшую социальную интеграцию;
2) реализацию комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учеников с ОВЗ в процессе обучения, учитывая индивидуальные психофизические особенности;
3) создание комфортных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, безбарьерной среды в образовательном учреждении; использование адаптированных образовательных программ и учебных материалов; соблюдение уровня допустимой нагрузки [6].
Как отмечают исследователи, для создания комфортной инклюзивной среды необходимо соблюдать ряд условий. В первую очередь, это проведение работы с педагогическим составом. Как правило, преподаватели проходят профессиональную переподготовку для работы с обучающимися с ОВЗ. Кроме того, педагоги должны вести регулярную работу как со школьным коллективом, так и с родителями. Преподавателю необходимо проводить мониторинг пребывания ученика с ОВЗ в группе сверстников, степень его адаптации и социализации. Для организации обучения особенных учащихся необходимо специальное оборудование. Например, установка пандусов и лифтов, адаптация учебного материала (пособия, программы и комплектующие для компьютеров, планшетов), наличие рекреационных зон.
Говоря о преимуществах инклюзивных классов необходимо отметить их как для учеников с особенностями развития, так и для обычных обучающихся. Школьники с особенностями развития, которые учатся в инклюзивных классах, больше склонны к положительному социальному и эмоциональному поведению, чем те, которые занимаются отдельно. Например, обучение в обычном классе может вдохновить школьников с нарушениями интеллекта учиться лучше. Обучающиеся в процессе работы в обычной школе приобретают необходимые социальные навыки. Для того, чтобы ученики с особенностями не потеряли приобретенные навыки в период каникул, школы организуют инклюзивные лагеря.
В процессе обучения школьники с нормативным развитием становятся более понимающими и положительно относятся к особым учащимся. В школе повышается общий уровень толерантности, уменьшается частота случаев травли в отношении всех учеников, в том числе типично развивающихся сверстников. Обучающиеся становятся продуктивнее и активнее.
Таким образом, можно сказать, что инклюзивный класс является социальной возможностью реализации не только для школьников с ОВЗ, но и для их сверстников. Ученики с ОВЗ в рамках инклюзивного класса получают возможность социализироваться, быть частью коллектива. В свою очередь обучающиеся без особенностей развития учатся быть толерантными к особенным школьникам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабина, Н. Ф. Как развивать познавательную активность учащихся / Н. Ф. Бабина. – Текст : непосредственный // Методическая комплекс для учителей. – 2002. – № 3. – С. 34–36.
2. Бадил, В. А. Инклюзивные классы как вариант развития инклюзивного образования / В. А. Бадил, М. Л. Любимов. – Текст : непосредственный // Национальный психологический журнал. – №2 (8). – 2012. – С. 132–135.
3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд. стереотипное – Москва : Издательский центр "Академия", 2018. – 336 с.
4. Ерфимова, Р. Ю. Организационно-обучающие игры на уроках иностранного языка / Р. Ю. Ерфимова. – Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 6. – С. 58–64.
5. Золотова, М. В. Специфические особенности работы с заикающимися детьми младшего школьного возраста на уроках иностранного языка в рамках инклюзивного образования / М. В. Золотова, Е. В. Ганюшкина, В. Л. Лунина // Балтийский гуманитарный журнал. – 2024. – Т. 13, № 1(46). – С. 41-44.
6. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы / Минск : Четыре четверти, 2017. – 206 с.
7. Морозова, И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов – Текст : непосредственный // Иностранные языки. Теория и практика. – 2010. – № 1. – C. 25—35.
8. Назарова, М. Н. История специальной педагогики / М. Н. Назарова. – М. : Академия, 2017. – 357 с.
9. Нургалиева, А. С. Организация инклюзивного образования на уроках иностранного языка: понятие, сущность, особенности / А. С. Нургалиева, С. И. Шишлянникова // Ступень в педагогическую науку : материалы VII Международного форума работников образования : сборник научных трудов, Таганрог, 29 апреля 2016 года / Центр научной мысли. – Таганрог: Издательство "Перо", 2016. – С. 77-80.
10. Пантелеева, О. В. Особенности преподавания иностранного языка детям с ОВЗ / О. В. Пантелеева // Педагогический журнал. – 2022. – Т. 12, № 3-1. – С. 165-173.
11. Петручук, И. И. Еще раз об игре / И. И. Петручук. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 7. – С. 55–60.
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
13. Прима, А. М. инклюзивное обучение на уроках иностранного языка / А. М. Прима, А. В. Рудичева // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2024. – № 3(90). – С. 20-24.
14. Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка / Ю. Я. Пучкова. – М. : Астрель, 2018. – 94 с.
15. Трубина, З. И. Обучение английскому языку детей с особыми образовательными потребностями / З. И. Трубина // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-2. – С. 272-275.
16. Ульенкова, У. В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы / У. В. Ульенкова. – М. : Академия, 2020. – 176 с.
17. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 ""Ин. яз."" / С. Ф. Шатилов. – 2-е изд., дораб. – Москва : Просвещение, 1986. – 222 с.