Фрагмент для ознакомления
2
Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие.
Физическое воспитание – образовательный процесс, характеризующийся всеми общими чертами, свойственными педагогическому процессу: главная роль педагога-специалиста, основное направление работы педагога и детей – выполнение учебных задач, система занятий, основанная на дидактических и общепедагогических принципах.
Физическое воспитание – это вид обучения, содержанием которого является двигательная тренировка, развитие физических качеств, приобретение специальных знаний в области физического воспитания и формирование осознанной потребности в физическом воспитании.
В то же время физическое воспитание имеет особенности, отличающие его от других видов деятельности. Прежде всего, оно формируется на основе закономерностей процессов, обеспечивающих упорядоченное формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, а также оптимизацию физических качеств человека, определяющих его общие физические возможности.
Обучение - это процесс, направленный на организацию деятельности учащихся таким образом, чтобы учащиеся овладевали знаниями, навыками, умениями и компетенциями, приобретали опыт деятельности, развивали способности, приобретали опыт использования знаний в повседневной жизни и формировали у учащихся мотивацию к получению образования на протяжении всей своей жизни.
Физическая культура – органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет все то, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию.
Приобщение к физической культуре – одна из важнейших программных задач воспитания.
Обучение физической культуре - это организованный процесс передачи и усвоения специальных информационных систем и двигательных действий (физических упражнений), направленных на интеллектуальное и физическое развитие человека: «обучение физическому упражнению» = «обучение двигательному действию» = «обучение движениям».
Писатель Алхасов Д.С. дал определение «физической культуры» следующим образом: «Физическая культура - это часть общей культуры общества, совокупность достижений, достигнутых человечеством, и деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей, направленных на физическое развитие человека» [1, c. 69].
Основная форма организации учебно-воспитательной работы в школе - урок. Урок физической культуры - это форма занятий, которая в обязательном порядке проводится всеми учащимися школы. Занятия проводятся с определенным фиксированным составом учащихся определенного класса. Занятия по физической подготовке проводятся по строгому графику в течение определенного периода времени в определенные дни и время недели. Они обеспечивают систематическое изучение минимальных знаний и навыков, предоставляемых программой, и составляют основу всестороннего физического воспитания учащихся. Правильное проведение занятий обеспечивает успешность самостоятельной работы и выполнение различных педагогических заданий, связанных с развитием навыков и умений, приобретенных учащимися на уроках.
Понятие «урок физической культуры» определяется как ограниченная по времени единица учебно-воспитательного процесса, направленная на достижение завершенной, но частичной цели предмета «Физическая культура».
Такое толкование урока физической культуры согласуется с тенденцией, возникшей в общей дидактике, определять урок как элемент учебного процесса.
Урок физической культуры отличается от уроков по другим дисциплинам спецификой функций, назначением, задачами данного предмета, особенностями содержания, связанными с этой особенностью, формами организации деятельности учащихся, методами обучения, методами обучения и развития, сложным характером их применения. На уроках физкультуры видно, что задачи образования-обучения, оздоровления, отдыха и образования-развития выполняются во взаимосвязи и взаимозависимости. Учебно-воспитательный процесс дифференцирован с учетом особенностей возраста, пола, физического развития, состояния здоровья, двигательной подготовленности учащихся. Занятия могут быть организованы на площадках, в тренажерных залах, в бассейне, на территории со специальным оборудованием и оборудованием в различных температурных условиях [5].
Таким образом, курс физической культуры, являющийся основной формой организации учебного процесса по данной дисциплине, выступает в качестве одного из элементов дидактической системы, представленной в структуре дидактических процессов.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Важное значение в физическом воспитании отводится методам оценки и развития физической подготовленности. Физическая подготовленность школьников – это соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Для определения уровня физической подготовленности в общеобразовательных школах используют пробы, как косвенные показателями. Это тесты, которые определяют уровень развития двигательных способностей. По изменению отдельных признаков функционального состояния организма и сформированных двигательных умений и навыков судят об уровне физической подготовленности. Хорошая физическая подготовка является основой высокой работоспособности.
В процессе занятий физической культуры школьники учатся осваивать различные двигательные навыки, такие как: дыхательная гимнастика, строения ходьба, ходьба быстрым шагом, ходьба в присяге, бег, в том числе с препятствиями, прыжки в длину с места и с разбега, в высоту, овладевают навыками работы с мячом (ловить, бросать, подбрасывать, перекидывать, метать), учатся лазать, ползать, осваивают различные элементы спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол) [25].
Таким образом, физическое воспитание – это наука об общих закономерностях, регулирующих процесс физического совершенствования человека.
1.2 Возрастные особенности обучающихся средних классов
Для обучающихся средних классов характерно резкое повышение познавательной активности, любознательности, познавательных интересов. В этот период подростки интересуются многими вещами, далекими от их повседневной жизни. Обучающихся интересуют проблемы прошлого и будущего, войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные проблемы, возможности познания мира. Этот период можно назвать «самым любознательным» периодом.
В этом возрасте школьные интересы уступают место внеклассной деятельности: лишь у части учащихся есть интересы, связанные с внеклассными предметами, но у большинства они выходят далеко за пределы школьной программы. Характерной чертой подростковых интересов является невнимание к увлечениям, внимание, часто случайное и ситуативное, внезапно переоцененное и преувеличенное. Особенность интереса в том, что в большинстве случаев подростку интересно то, чем интересуются его друзья, и если он хочет влиться в компанию, если он хочет с кем-то подружиться, ему становится по-настоящему интересно, что интересует эту компанию. Это связано со свойственным подросткам «порывом интереса», когда какое-либо увлечение вдруг охватывает весь класс, выглядит похожим и внезапно исчезает.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алхасов, Д. С. Методика обучения физической культуре в начальной школе. В 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / Д. С. Алхасов. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 256 с. (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06116-1. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL : https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-fizicheskoy-kulture-v-nachalnoy-shkole-v-2-ch-chast-1-514892 (дата обращения 10.12.2022).
2. Астахова, М. В. Волейбол / М.В. Астахова, В.Ф. Стрельченко, Д.П. Крахмалев. - Пятигорск : ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный ун-т", 2014. - 113 с. - ISBN 978-5-600-00812-0.
3. Волейбол : энциклопедия : А - Я / [автор-составитель В. Л. Свиридов] ; Всероссийская федерация волейбола. - Москва : Человек : Спорт, 2016. - 589 с. : ил., портр.; ISBN 978-5-906131-79-9.
4. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) : учебник для институтов физической культуры / Иваницкий М. Ф. , Под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой , Ф. В. Судзиловского. - Изд. 9-е. - Москва : Человек, 2014. - 624 с. - ISBN 978-5-906131-19-5. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента". - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906131195.html (дата обращения: 10.12.2022)
5. Иорданская, Ф. А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования) : монография / Ф. А. Иорданская. - Москва : Советский спорт, 2011. - 142 с. - ISBN 978-5-9718-0496-3. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента". - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785971804963.html (дата обращения: 10.12.2022)
6. Иорданская, Ф. А. Функциональная подготовленность волейболистов / Ф. А. Иорданская - Москва : Спорт, 2016. - 176 с. - ISBN 978-5-906839-69-5. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента". - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906839695.html (дата обращения: 10.12.2022)
7. Карпушин, Б. А. Педагогика физической культуры : учебник / Б. А. Карпушин - Москва : Советский спорт, 2013. - 300 с. - ISBN 978-5-9718-0648-6. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента". - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785971806486.html (дата обращения: 10.12.2022)
8. Макарова, Г.А. Медицинское обеспечение детского и юношеского спорта : краткий клинико-фармакологический справочник / Г. А. Макарова, Л. А. Никулин, В. А. Шашель. - Москва : Советский спорт, 2009. - 271 с. - ISBN 978-5-9718-0339-3.
9. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта : учеб. для студентов вузов физкультур. профиля / А. В. Родионов. - М. : Фонд Мир : Акад. проект, 2004 (Киров : ОАО Дом печати - Вятка). - 570, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Gaudeamus) (Учебник для вузов).; ISBN 5-8291-0321-4.
10. Уколов, А.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты : монография / А. В. Уколов, С. К. Рябинина, В. В. Пономарев ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Сибирский гос. технологический ун-т". - Красноярск : Сибирский гос. технологический ун-т, 2013. - 122 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-8173-0535-7.
11. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н. И. Федюкович. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 573 с. : ил., табл.; 21 см. - (Среднее медицинское образование).; ISBN 978-5-222-27049-3.
12. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта : учебное пособие для использования в образовательных учреждениях, реализующих программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 034500.68 и 49.04.03-"Спорт" / В. Д. Фискалов, В. П. Черкашин. - Москва : Спорт, 2016. - 350, [1] с. : ил., табл.; 26 см.; ISBN 978-5-906839-21-3.
13. Физическая культура : учебное пособие [для бакалавров] / [О. П. Кокоулина, С. И. Бочкарева, Т. П. Высоцкая и др.] ; под редакцией А. Г. Ростеванова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова" (ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г. В. Плеханова"). - 2-е изд., стер. - Москва : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017. - 236 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-7307-1160-0.
14. Фомин, Е.В. Волейбол. Начальное обучение / Е.В. Фомин, Л.В. Булыгина. – Москва : Спорт, 2015. – 88 с., ил. (Спорт в школе). – ISBN 978-5-9906578-2-3.
15. Шпаковская, Е. Ю. Анатомия и физиология человека : учеб. пособие / Шпаковская Е. Ю. , Яковлева Л. А. - 3-е изд. , стер. - Москва : ФЛИНТА, 2020. - 40 с. - ISBN 978-5-9765-2280-0. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента". - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859765228001.html (дата обращения: 10.12.2022)