Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Робототехника становится все более популярным предметом в начальных школах, и на то есть веские причины. Робототехника не только помогает ученикам развить навыки 21 века, такие как решение проблем, критическое мышление и творчество, но и предоставляет уникальную возможность для межпредметных связей.
Уроки робототехники по своей сути междисциплинарны. Они объединяют элементы науки, технологии, инженерии, математики и даже искусства. Это позволяет ученикам увидеть взаимосвязь между различными предметными областями и понять, как они работают вместе в реальном мире.
Межпредметные связи помогают ученикам глубже понять изучаемый материал. Межпредметные уроки робототехники могут повысить мотивацию учащихся, поскольку они позволяют им применять свои знания в практических и увлекательных проектах. Когда ученики видят, как их знания по разным предметам объединяются для создания чего-то реального и работающего, это мотивирует их продолжать учиться.
В современном мире, где технологии играют все более важную роль, важно, чтобы ученики начальных классов развивали навыки и знания, необходимые для успеха в будущем. Межпредметные уроки робототехники закладывают основу для более глубокого понимания STEM-дисциплин и готовят учащихся к будущим возможностям в области науки, технологий, инженерии и математики.
Изучение выбранной темы имеет большое значение для подготовки учителей начальных классов к эффективному использованию робототехники в учебном процессе. Это позволяет учителям понять важность межпредметных связей, разработать эффективные уроки робототехники и создать благоприятную среду обучения для учащихся начальных классов.
Объект исследования – процесс реализации межпредметных связей.
Предмет исследования – уроки робототехники в начальных классах
Цель исследования – изучить межпредметные связи на уроках робототехники в начальных классах
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть историю развития межпредметных связей в процессе обучения;
2. Выявить значение межпредметных связей в теории и практике обучения
3. проанализировать особенности межпредметных связей в преподавании робототехники;
4. определить роль и место межпредметных связей в освоении обучающимися начальных классов робототехники
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения межпредметных связей в обучении
1.1. История развития межпредметных связей в процессе обучения
В советской дидактике интенсивно разрабатывались теоретические основы межпредметных связей, накапливалсяопыт по их реализации в практике обучения, высказывались различные мнения о перспективах дальнейшего решения этой проблемы. Значительное внимание вопросу взаимосвязи учебных предметов в преподавании уделяла в своих работах Н. К. Крупская. Она подчеркивала необходимость этой взаимосвязи для отражения целостной картины мира, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания. «Если мы хотим заложить у учащихся основу научного мировоззрения, – говорила Н. К. Крупская,- то мы должны давать не отрывочные знания, а давать их в определенной увязке и определенной связи между собой» .
Однако в период с 1930-х по 60-е гг. внимание к проблеме межпредметных связей в педагогической науке было ослаблено и, как следствие, в школьной практике. В 1960-х гг. в АПН СССР была создана специальная лаборатория, занимающаяся исследованиями по проблеме межпредметных связей в преподавании основ наук в школе под руководством профессора В. Н. Федоровой, затем В. С. Леднева. Одновременно в Президиуме АПН СССР этой проблемой занималась группа ученых под руководством академика И. Д. Зверева.
В 1970 г. этой проблеме была посвящена Всесоюзная конференция, проходившая в Алма-Ате. В эти годы исследованиями проблемы межпредметных связей занималась большая группа ученых Челябинского государственного педагогического института под руководством А. В. Усовой. Этой проблеме были посвящены четыре областные научно-практические конференции с участием в них ученых из разных регионов страны.
Проблеме формирования межпредметных связей в период с 1966 по 1974 гг. было посвящено около 20 диссертационных исследования. Из них лишь три (работы Н. М. Черкес-Заде, Ю. В. Васильева, Н. А. Лошкаревой) носят общий дидактический характер и рассматривают межпредметные связи как основное условие, способствующее раскрытию сущности понятий, законов, теорий. В других диссертационных исследованиях решаются вопросы преподавания смежных предметов на основе межпредметных связей.
Вопрос о влиянии межпредметных ассоциаций на процесс мышления школьников, на формирование понятий, умений и навыков, на создание у учащихся правильного научного мировоззрения и другие вопросы исследованы в работах психологов и дидактов, анализировались в диссертационных исследованиях.
В. Н. Максимова в своей работе рассматривает многоаспектность межпредметных связей, более конкретно и подробно останавливается на деятельностном подходе к межпредметным связям, ссылаясь на работы А. В. Усовой.
В книге «Межпредметные связи в процессе обучения» В. Н. Максимова пишет: «Межпредметные связи разрешают существующее противоречие между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике, трудовой деятельности и жизни человека» .
Межпредметным связям посвящены и исследования В. Р. Ильченко. Она обращает внимание на то, что умение учащихся выделять общие законы природы в значительной мере зависят от глубины МПС физики с химией. Автором выделены общие для курсов физики и химии идеи и доказано, что изучение законов, отражающих эти идеи, способствует не только систематизации и обобщению знаний по физике и химии, но и формированию умения применять эти знания для объяснения явлений природы .
В связи с обострением экологических проблем в мире проводятся исследования, направленные на экологическое воспитание и образование учащихся с помощью межпредметных связей. К таким исследованиям относятся работы Э. А. Турдикулова и его учеников: М. М. Мирбабаева, О. Нормурадова, А. Уразалиева и др., а также исследования А. Н. Захлебного, Е. В. Огородникова, Н. М. Масимова, С. М. Файзуллаева, В. А. Пановой и др.
Большое внимание межпредметным связям уделено в работах А. В. Усовой. Подчеркивая большое значение межпредметных связей, она определила основные направления в работе педагогов по осуществлению межпредметных связей, способы и организационные уровни их осуществления.
В последние десятилетия в изучении проблемы межпредметных связей можно отметить новые направления: изучение влияния межпредметных связей на формирование обобщенных знаний и умений, выявление новых форм обучения на основе межпредметных связей, разработка средств и способов реализации межпредметных связей.
Уже в 1981 г. в содержание программы 11-летней школы был включен специальный раздел «Межпредметные связи», что подчеркивает необходимость и актуальность данной проблемы.
В современных условиях возникает необходимость в формировании у школьников «не частных умений, – отмечает А. В. Усова, – а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе ка кого-либо предмета, затем свободно используются при изучении других предметов, и в практической деятельности» .
Таким образом, данная проблема до сих пор актуальна, несмотря на многочисленные публикации, работы психологов, дидактов, методистов, педагогов, и требует дальнейшего исследования.
1.2. Значение межпредметных связей в теории и практике обучения
В школьном образовании предметы естественнонаучного цикла играют важную роль в развитии учащихся. Они формируют базовые знания, умения и навыки, охватывающие несколько дисциплин. Интеграция знаний из различных наук способствует всестороннему развитию личности и учит применять полученные знания в реальной жизни.
Исследования показали, что реализация межпредметных связей в рамках естественнонаучных предметов приводит к более высоким результатам обучения. Это особенно заметно при изучении физики и математики, тесно связанных между собой дисциплин.
Физика и математика являются основополагающими инструментами для понимания окружающего мира. Поэтому учителя должны стремиться развивать у школьников с ранних классов способность применять знания этих предметов для решения практических задач. Интеграция физики и математики способствует повышению эффективности обучения и формирует у учащихся целостное представление о естественнонаучных закономерностях.
Профессор Ш. И. Ганелин отмечает в своей научной работе , что школьники часто воспринимают физические законы как абстрактные и далекие от реальной жизни. Они не всегда понимают, как эти законы применяются в практической деятельности. Например, зная физические
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286. 59 с.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования // Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г. [Режим доступа]: https://fgosreestr.ru/uploads/files/3552e66fab822e54cc1b5fb22086eb43.pdf (дата обращения: 25.11.2024)
3. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для учителя. LEGOGroup, перевод ИНТ, – 134 с.
4. Анисимова, Т. Формирование проектно-исследовательских компетенций у будущих учителей в рамках STEAM-образования [Электронный ресурс] / Т. Анисимова, Ф. Сабирова, О. Шатунова // Международный журнал новых технологий в обучении. – 2020. – № 15 (2). – С. 204–217. – [Режим доступа]: https://www.learntechlib.org/p/217163 (дата обращения: 25.11.2024)
5. Ганелин, Ш.И. О преемственных и межпредметных связях / Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5-7 классах / Ш.И. Ганелин / Под ред. Ш.И. Ганелина, А.К. Бушли. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С. 5-24.
6. Донченко, Н.Т. Осуществление взаимосвязи в обучении физики и математики в средней школе (8-10 классы): дис. … канд. пед. наук / Н.Т. Донченко. – Киев, 1983. – 250 с.
7. Дубинчук, Е.С. Вопросы межпредметных связей курса математики и трудового обучения / Е.С. Дубинчук, Г.Н. Цибульская // Математика в школе,1981. – №6. – С. 10-14.
8. Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120с
9. Ибрагимов, В.Н. Межпредметная связь робототехники и математики. Внедрение математики в программу внеклассной деятельности по робототехнике [Электронный ресурс] / В.Н. Ибрагимов, Б.Б. Мурзалин // Молодой ученый. – 2021. – № 21 (363). – С. 388-389. – [Режим доступа]: https://moluch.ru/archive/363/81181/ (дата обращения: 25.11.2024)
10. Ильченко В. Р. Формирование естественно-научного миропонимания школьников: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
11. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 6 т. / под ред. А. Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1980. Т. 5. 495 с – С. 108.
12. Кузьмина, Н.В. Взаимосвязь с другими предметами естественного цикла, как необходимое дидактическое условия формирования общих естественно-научных знаний (на материале курса физики первой ступени): дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Кузьмина. – Челябинск, 1985. – 175 с.
13. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с. – С. 77.
14. Максимова В. Н. Интеграционное образование как педагогическая проблема // Проблемы интеграции в естественно-научном образовании: Тез. докл. СПб., 1994. Ч. 2. – С. 8-11.
15. Максимова В. Е. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 191 с. – С. 30.
16. Никитина Т.В. / Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества учащихся. - Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2014. - 169 с.
17. Протасова, М.Е. "Основы робототехники" в условиях дополнительного образования на примере детского центра образовательной робототехники / М.Е. Протасова, Т.Т. Газизов // Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы: материалы Международной научно-методической конференции. – Томск, 2019. – С. 90-92.
18. Ульданов, А.Н. Развитие интереса к робототехнике путем включения элементов робототехники в соревнования и конкурсы / А.Н. Ульданов // Робототехника в школе как ресурс подготовки инженерных кадров будущей России: сборник методических материалов для работников образования по итогам областных семинаров и курсов повышения квалификации по образовательной робототехнике для работы в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. – Киров, 2017. – С. 109-114.
19. Усова А. В. Роль межпредметных связей в развитии познавательных способностей учащихся // Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе: межвузов. сб. науч. трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1982. С. 10-20.
20. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей, Санкт-Петербург «Наука» 2010. – 195 с.
21. Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. - Москва: Лаборатория знаний, 2017. - 176 с
22. Хавронина О.В. Основы робототехники / Управление образования и молодёжной политики администрации города Рязани. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр мониторинга и сопровождения образования». – Рязань: Образование Рязани, 2015. – 68 с