Фрагмент для ознакомления
2
Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте является, по мнению Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, одним из непременных условий успешного обучения в школе. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат - все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания [5].
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ обучение в дошкольных учреждениях обрело статус первой ступени начального образования. Дошкольное образование нацелено на формирование общей культуры, умственных, нравственных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста [1].
В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления, в этом случае организующее начало принадлежит речи. Развитие и усовершенствование внимания столь же важно, как и обучение графомоторным навыкам, счёту и познанию окружающего мира.
Внимание проявляется в деятельности через точное выполнение получаемых инструкций. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и эффективнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
В современной психолого-педагогической литературе накоплено достаточное количество эмпирических исследований и теоретических данных по проблеме внимания и его развития. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными, так и отечественными учёными несмотря на то, что проблеме развития внимания детей посвящён ряд исследований как зарубежных, так и отечественных учёных, многие её аспекты остаются недостаточно изученными, в том числе использование дидактической игры в качестве средства развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Данные положения позволили нам определить тему исследования и сформулировать категориальный аппарат следующим образом.
Объект исследования – развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Цель исследования – изучить особенности использования дидактической игры в развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме использования дидактической игры в развитии произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать использование дидактической игры в развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: сравнительный, эмпирический метод – анкетирование, методы обработки данных – количественный и качественный анализ, структурный метод – для интерпретации полученных результатов. Основным методом исследования выступил формирующий эксперимент.
База исследования МБДОУ р. п. Чунский детский сад № 1 В исследовании принимали участие 19 детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет посещающие подготовительную группу.
В современной психологии проблема произвольности, в частности, развития произвольного внимания занимает значительное место. Исследователи и учёные А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Н.Е. Веракса и др., произвольное внимание рассматривали как одну из значимых характеристик продуктивной деятельности человека.
По мнению А.В. Запорожца, для ребёнка важно в целом владеть произвольными формами поведения, поскольку это необходимо для регуляции собственных действий в соответствии с теми нормами и правилами, которые существуют в обществе и социуме.
Под произвольностью понимают способность субъекта целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведение. Именно произвольность внимания играет основную роль в этом процессе, на этапе становления волевого поведения личности. Такого рода процессы рассматриваются как характеристики высших психических функций [15].
Умение сознательно управлять своими намерениями и действиями психологи называют произвольностью или волевой регуляцией. Для старшего дошкольника формирование произвольности внимания является актуальной задачей всего последующего периода. Роль произвольности велика и её определяют, как одну из предпосылок будущей учебной деятельности.
Психологи рассматривают:
1. Произвольность внимания.
2. Произвольность восприятия.
3. Произвольность памяти.
4. Произвольность поведения.
Под произвольностью внимания понимают наличие сформированного умения направлять свое внимание и удерживать его на необходимых в данный момент предметах и явлениях, не отвлекаясь ни на что другое.
Произвольность восприятия – это умение самостоятельно и целенаправленно наблюдать, выделять наблюдаемый объект, или событие из всего остального. Произвольность памяти – это умение самостоятельно ставить цель и помнить об этом. Произвольность поведения – это умение управлять своим настроением, поступками, устремлениями.
Развитие произвольности обусловлено следующими причинами:
1. Психофизиологическая.
2. Социальная.
Умение регулировать свое поведение связано с созреванием лобных отделов головного мозга. Эти отделы формируются к 7 годам. Помогая ребёнку развивать его физические способности, двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, педагог тем самым стимулирует развитие мозговых структур. Это, в свою очередь, создаёт физиологические предпосылки развития воли.
Становление произвольности дошкольника опосредуется жизненным, игровым и деятельностным личным опытом. Всё это относится к воспитанию дошкольника. Если в дошкольный период ребёнку не были созданы условия для формирования его волевых качеств, в школе он будет испытывать достаточно серьёзные проблемы, поскольку ведущей деятельностью ребёнка должна будет стать учебная деятельность. Дети, не способные управлять процессом произвольности начинают отрицать учебную деятельность [14].
Они не способны поддерживать свои усилия в выполнении заданий и не проявляют познавательной самостоятельности. Они не способны преодолевать трудности, которые в любом случае возникают в начальной школе и не имеют интереса к учёбе. Это может привести к негативному восприятию как учителя, так и школы. Основной чертой произвольного поведения является осознанность. Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле.
Под произвольным вниманием понимают осознанно управляемую концентрацию на объекте или явлении. Это происходит в том случае, если субъект ставит перед собой определённые задачи и сознательно вырабатывает соответствующую программу действий. Решение такого рода задач требует от человека наличие определённых волевых усилий и способности концентрировать внимание на конкретных проблемах и задачах. Лишь в этом случае можно говорить о выполнении необходимых действий, которые потребуются для выполнения соответствующей работы.
К основной функции произвольного внимания относят активное регулирование собственных психических процессов. При развитом произвольном внимании у субъекта появляется возможность извлекать из памяти любую необходимую информацию и принимать, соответственно, правильные решения. Если, к примеру, человек способен сосредоточиться на чтении, он активизирует своё произвольное внимание, что позволяет ему удерживать мысли в заданном направлении [2].
В дошкольном возрасте у детей активно формируются произвольные действия и волевые качества. По мнению психологов – это именно те свойства и качества субъекта, которые играют главную роль в жизни дошкольника. Ведущей детельностью дошкольника является игровая деятельность. Е.О. Смирнова, Г.Г. Кравцов, О.М. Дьяченко и др. отмечали роль игровой деятельности при развитии произвольного внимания у дошкольников. Эти процессы играют особую роль при становлении эмоционально-волевой сферы субъекта.
Е.О. Смирнова, Е.А. Бугрименко и др., отмечали, что необходимость развития произвольного внимания у дошкольников является очевидной, поскольку на данном возрастном этапе развития личности в решающей степени определяется всё дальнейшее развитие человека. Проблемы развития личности детей дошкольного возраста рассматривали исследователи А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др. В дошкольном возрасте происходит первоначальное раскрытие творческих сил ребёнка. Он становится самостоятельным и проявляет свою индивидуальность [4].
Ребёнок развивается всесторонне и игровая деятельность, которая в данном возрасте является ведущей, способствует развитию всех сторон его личности. Произвольность в поведении в целом подразумевает наличие саморегуляции. Речь идёт об умении субъекта подчинить себя правилу. Для старших дошкольников это является наиболее актуальным, поскольку им предстоит идти в школу, и именно произвольность поведения, в особенности произвольность внимания является одним из ключевых компонентов психологической готовности старшего дошкольника к процессу обучения в начальной школе.
Психологи отмечают, что возраст 6-7 лет является критическим. В этом возрасте у дошкольников уже должны быть развиты произвольное поведение и произвольное внимание. Практика, тем не менее показывает, что далеко не все старшие дошкольники владеют этими личностными качествами.
Дошкольное образование рассматривается специалистами как сфера социокультурной человеческой деятельности. Это неизменно связано с целенаправленным и специально-организованным процессом становления личности ребёнка.
Социальный заказ государства дошкольному образованию - это воспитание подрастающего поколения и личностное развитие каждого ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО и, соответственно, каждая дошкольная организация обязана эти требования удовлетворять.
Старший дошкольник, пребывающий в ДОУ, включается в образовательный процесс (непосредственную образовательную деятельность) и погружается в атмосферу развивающего обучения и развития. ФГОС ДО регламентирует содержание основных образовательных программ для дошкольного воспитания и развития. В основной образовательной программе ДОУ выделено несколько направлений, среди которых важное место отводится социальной коммуникации, которая, в свою очередь оказывает непосредственное влияние на развитие произвольности внимания старшего дошкольника. В целом, эти направления включают в себя следующие задачи развития личности дошкольника:
-становление самостоятельности и стремление к познанию;
-развитие общения и взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками;
-развитию эмоционального интеллекта дошкольника;
-формирование уважительного отношения к окружающему миру;
-формирование коммуникативной и социальной компетентности детей [6].
Необходимость детального и углубленного изучения проблемы развития личности дошкольника, и в том числе, развитием произвольного внимания, диктуется сложившейся практикой работы дошкольной образовательной организации (ДОО). В ДОО всегда актуальна разработка программ и методик современных технологий личностного развития старших дошкольников в условиях непосредственной образовательной деятельности. Личностное развитие дошкольника предполагает овладение им умениями адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении.
Семья и ДОО выполняют свои особые функции в жизни каждого дошкольника и не могут исключить или заменить друг друга. Следовательно, они должны всегда взаимодействовать во благо полноценного развития каждого дошкольника.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 17.11.2024). – текст: электронный.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 17.11.2024). – (дата обращения: 17.11.2024). - текст: электронный.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - URL:https://ds146.tmn.prosadiki.ru/media/2023/03/31/1276768609/FOP.pdf. -(дата обращения: 17.11.2024). - Текст: электронный.
Список использованной литературы
1. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2017. – 49 с. – текст: непосредственный.
2. Афонькина, Ю.А. Развитие творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности / Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2020. – 92 с. – текст: непосредственный.
3. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с. – текст: непосредственный.
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с. – текст: непосредственный.
5. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. - URL: https://www.chitai-gorod.ru/product/lekcii-po-psihologii-uchebnoe-posobie-2107429 (дата обращения: 17.11.2024). – текст: электронный.
6. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности детей / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 17.11.2024). – текст: электронный.
7. Дьяков, С.И., Добряк, С.Ю., Кисин, К.А. Взаимосвязь понятий «Формирование» и «Развитие» и их роль в педагогической теории и практике // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 5А. С. 525-536. Текст: непосредственный.
8. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 17.11.2024). – текст: электронный.
9. Иванова, О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О.В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 17.11.2024). – текст: электронный.
10. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (старшая группа). — URL: https://market.yandex.ru/search?utm_source=yandex&utm_medium=search&utm_campaign=ymp_dp_generic_search_newurls_3_adv_dyb_search_rus&utm_content=cid%3A115558170%7Cgid%3A5508589191%7Caid%3A1858802273438726194%7Cph%3A53542642647%7Cpt%3Aother%7Cpn%3A1%7Csrc%3Ayandex.ru%7Cst%3Asearch%7Ccgcid%3A0&utm_term=yandex.ru&clid=1601&yclid=310495124852310015&text (дата обращения: 17.11.2024). – текст: электронный.
11. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 17.11.2024). – текст: электронный.
12. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2019. – 361 с. – текст: непосредственный.
13. От рождения до школы / под ред. Н. Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 336 с. - текст: непосредственный.
14. Сакулина, Н.И. Сайт педагога-психолога.— URL: https://nsportal.ru/sakulina-nadezhda-ivanovna (дата обращения: 17.11.2024). – текст: электронный.
15. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005916948 (дата обращения: 12.03.2024). – текст: электронный.