Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Эстетическая культура играет значительную роль в формировании личности и общественного сознания. В условиях современного информационного общества, где доступ к информации стал более легким, важно не только предоставить пользователям книги и материалы, но и развивать их способность воспринимать и оценивать художественные и культурные ценности.
Связь эстетической культуры с библиотеками многогранна и проявляется в нескольких аспектах. Библиотеки не только хранят и предоставляют доступ к информации, но и играют важную роль в формировании и развитии эстетических ценностей общества. Библиотеки традиционно являются центрами культурной жизни общества. Они не только хранят и предоставляют доступ к литературным произведениям, но и организуют мероприятия, выставки, лекции, которые способствуют развитию эстетического восприятия и критического мышления у пользователей.
Современные технологии и развлечения (интернет, социальные сети, видеоигры) могут отвлекать пользователей от чтения и культурного досуга. Это создает необходимость в разработке новых подходов к привлечению пользователей к библиотечным ресурсам и формированию у них интереса к литературе и искусству.
Библиотеки могут играть активную роль в образовательном процессе, формируя у пользователей навыки анализа и интерпретации художественных произведений, что способствует развитию их эстетического вкуса. Это особенно актуально для молодежной аудитории, которая находится на этапе формирования своих культурных предпочтений.
В условиях глобализации библиотеки становятся местом встречи различных культур и традиций. Формирование эстетической культуры пользователей библиотек может способствовать пониманию и уважению к многообразию культурных выражений, что особенно важно в многонациональных обществах.
Исследование формирования эстетической культуры может помочь библиотекам разработать более эффективные программы и мероприятия, направленные на привлечение пользователей, а также адаптировать свои ресурсы под современные запросы и интересы аудитории.
Библиотеки играют важную роль в развитии эстетической культуры, предлагая доступ к знаниям, ресурсам и культурным мероприятиям. Они способствуют формированию эстетического вкуса у пользователей и создают пространство для творчества и самовыражения. В современном мире библиотеки становятся не только хранилищами информации, но и активными участниками культурной жизни общества. Таким образом, работа на эту тему имеет высокую актуальность как для теоретического осмысления роли библиотек в обществе, так и для практического применения в библиотечной практике.
Степень изученности темы исследования. Теоретические основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Бойнякшиной Е.Н., Гениевой Е.Ю., Ежовой П. А., Лазаревой Г. Р., Мотульского Р. С. и многих др.
Объект исследования – социальная практика формирования эстетической культуры пользователей библиотек в современном обществе.
Предмет исследования – методы и формы работы библиотек по формированию эстетической культуры у пользователей.
Цель исследования – изучить особенности формирования эстетической культуры пользователей библиотек.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятия «эстетическая культура»;
2. Рассмотреть Задачи и основные направления работы библиотек по формированию эстетической культуры пользователей;
3. Дать общую характеристику библиотеки ГБУК «Областная детская библиотека имени А. М. Горького» г. Новосибирска;
4. Проанализировать формы и методы библиотечной работы по формированию эстетической культуры пользователей.
Методы исследования. Систематизация, теоретический анализ литературы, обобщение, синтез, составление библиографии, реферирование, цитирование.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список информационных ресурсов и приложение.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕК
1.1 Сущность понятия «эстетическая культура»
Первые попытки определить сущность понятия «эстетическая культура» относятся к началу XX века и связаны с именем немецкого философа, педагога и психолога Эрнста Меймана. В своем научном труде «Введение в современную эстетику» он рассматривает основные направления и ключевые проблемы эстетики XIX века. Мейман анализирует различные эстетические взгляды того времени, опираясь на четыре подхода к научной эстетике: психологию эстетического удовольствия, психологию художественного творчества, обсуждение искусства и эстетическую культуру [15, с. 9]. Однако четкого определения интересующего нас понятия в его работах не представлено.
Проблема определения содержания эстетической культуры и ее формирования имеет междисциплинарный характер. Значительный вклад в ее изучение внесли специалисты из различных научных областей: социологи (И.С. Кон, У.Ф. Сунна), философы (Ю.Б. Борев, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев, В.П. Шестаков), психологи (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев), педагоги (М.А. Верб, К.В. Гавриловец, Д.Б. Кабалевский, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский), а также культурологи и искусствоведы (М.С. Каган, Ю.А. Кремлев, Н.В. Крылова, Н.Л. Лейзеров). Разные аспекты проблемы эстетического воспитания учащихся и студентов нашли отражение в работах белорусских авторов: Л.А. Захарчук, О.П. Котиковой, Т.В. Карнажицкой, А.А. Ковалевской, С.А. Карташева, Ю.С. Любимовой и Н.Н. Яковлевой. Исследования ученых о сущности и содержании эстетической культуры тесно связаны с механизмами эстетического воспитания и развитием творческих способностей обучающихся.
Советский и российский педагог, доктор педагогических наук, профессор В.А. Сластенин рассматривает формирование эстетической культуры как «процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности». Он подчеркивает, что этот процесс «предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, а также воспитание эстетической чуткости и вкуса» [21, с. 163].
Советский педагог и исследователь Ю.К. Бабанский акцентировал внимание на формировании эстетических вкусов, взглядов и представлений личности, подчеркивая их значимость для развития эстетической культуры в целом. Он определял формирование эстетической культуры как «целенаправленный процесс, в котором активно участвуют как педагог, так и его обучающиеся» [3].
Доктор педагогических наук и профессор кафедры профессионального педагогического образования и социального управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого М.А. Верб определяет эстетическую культуру как «интегральное личностное образование, совокупность качеств, свойств и проявлений, которые позволяют человеку полноценно воспринимать красоту и участвовать в её создании» [6, с. 55]. Он считает, что суть эстетической культуры заключается «в присвоенном наборе стереотипов отношения к красоте, а также в готовности и способности к эстетическому восприятию и творчеству» [6, с. 57].
Исследователь М.А. Верб отмечает, что «индивидуальная эстетическая культура формируется из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов: эстетического сознания, эстетических чувств и эстетических способностей» [6, с. 58]. В своей работе автор демонстрирует, что развитие эстетического сознания, вкусов, потребностей и идеалов может происходить несколькими способами. Первый способ заключается в знакомстве человека с основами научных знаний в области эстетики и расширении его художественного кругозора. Второй способ включает осмысление, систематизацию и анализ личного эстетического опыта, а также сопоставление прекрасного с безобразным, что способствует формированию самостоятельных эстетических оценок. Третий способ предполагает создание специальных воспитательных условий, которые помогут правильно оценивать произведения искусства, определить их эстетический идеал и сформировать собственные эстетические убеждения [6].
Интересное мнение высказывает белорусский ученый О.П. Котикова, которая рассматривает эстетическую культуру личности как элемент духовной культуры. Она связывает ее с восприятием чувственно-эстетических характеристик окружающего мира, природы, предметной среды, а также с отношениями и поведением людей в их труде. С одной стороны, это связано с активностью эстетического сознания, а с другой — с практической деятельностью [11, с. 16].
Российский ученый, доктор философских наук и профессор В.И. Самохвалова, предлагает более широкий взгляд на эту проблему, определяя эстетическую культуру как «способность и умение осознать свою связь с миром, глубоко пережить и выразить человеческие ценности в разнообразии этих отношений» [20, с. 39]. Все представленные определения, на наш взгляд, достаточно полно отражают суть эстетической культуры личности с точки зрения личностно-ориентированного и деятельностного подходов, описывая путь от восприятия и отношения к красоте до ее формирования. При этом акцент делается на уже развитых качествах и свойствах личности, позволяющих «воспринимать прекрасное и участвовать в его создании», без необходимости приобретения новых знаний и навыков.
Важно выделить ключевой аспект сущности эстетической культуры, который заключается в непрерывном взаимодействии человека с творчеством. Это проявляется в способности человека осознать и оценить красоту как окружающего мира, так и произведений природы и человеческой деятельности. Отсюда следует, что талант можно рассматривать как
Фрагмент для ознакомления
3
1. О библиотечном деле : Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994 : (ред. от 03.07.2016) .- Текст : электронный // Компьютерная справочная правовая система «Консультант плюс» . - URL : http://www.consultant.ru (дата обращения : 19.11.2024)
2. Анилина М.И. Философия современной библиотеки // Библиотековедение. 2019. № 4/5. С. 91-100
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 2022. – 114 с
4. Библиотечное обслуживание: Теория и методика : учебник., 3-е изд. доп. и перераб. – М., 2022.
5. Бойнякшина Е.Н. Формы работы библиотек по эстетическому воспитанию населения // Консультация-обзор, - Хабаровск - 2021 [Режим доступа]: https://fessl.ru/docs-downloads/NMO/formy-raboty-bibliotek-po-ehsteticheskomu-vospitaniyu-naseleniya.pdf (дата обращения: 19.11.2024) С. 15
6. Верб, М. А. Эстетическое воспитание старшеклассников / М. А. Верб// Нач. шк. – 2019. – № 1. – С. 54–58.
7. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек. – СПб.: Профессия, 2020. – 432 с.
8. Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. – 3-е изд. доп. и перераб. – М., 2021.
9. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность : лекции. Вып. 2. М., 2020.
10. Ежова, П. А. Эстетическая культура, ее сущность и структура // Актуальные исследования. 2021. –№1 (28).– С. 63–65.
11. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание подростков: психологические особенности и факторы влияния / О. П. Котикова //Пазашкольнаевыхаванне. – 2019. – № 5. – С. 17–21.
12. Лазарева Г. Р. Роль детской библиотеки в эстетическом воспитании детей // IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» Белгород, 2021. С. 19-25.
13. Леонова В. Пространство библиотеки. 3-е изд. доп. и перераб. – М.: Наука, 2021.
14. Мелентьева Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник. 3-е изд. доп. и перераб. – М.: ФАИР, 2020. - 256 с.
15. Мейман, Э. Введение в современную эстетику / Э. Мейман. – М. : ЛКИ, 2021. – 198 с.
16. Мотульский Р. С. Общее библиотековедение: Учебное пособие для вузов. – М.: ЛИБЕРЕЯ, 2020. – 224 с.
17. Общие требования к оформлению курсовых работ : методические рекомендации / И.С. Виноградова ; НОККиИ. - Новосибирск: НОККиИ, 2021. – 41 с. - Текст : непосредственный.
18. Официальный сайт ГБУК «Областная детская библиотека имени А. М. Горького» г. Новосибирска [Режим доступа]: https://maxlib.ru/ (дата обращения: 19.11.2024)
19. Сабирова С. Б., Чадченко А. Н., Васюкова О. Н. Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями // Педагогическое мастерство. Часть 1. Материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва.). 2020 – М.: Буки-Веди, – С. 213-216.
20. Самохвалова, В. И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире / В. И. Самохвалова //Эстетическая культура : М.,ИФРАН, 2021. – С. 32–65.
21. Сластенин, В.А. Педагогика: Курс лекций / Учеб.пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 3-е изд. М.: Академия, 2019. – 576 с.
22. Сергеева Ю.С. Библиотечное дело и библиотековедение: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2019. - 170 с.
23. Тикунова И.П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук – Архангельск, 2020. – 129 с.
24. Хадаханова Н. Н. Традиции и современность эстетического воспитания в муниципальных библиотеках // Ежегодный доклад о деятельности государственных и муниципальных библиотек Республики Бурятия. Улан-Удэ: Нац. б-ка РБ, 2019. С. 99-104.
25. Эйдемиллер И.В., Петрусенко Т.В. Библиотеки и знание: вызовы современного общества // Университетская книга. - 2019. - № 6. - С. 34-40