Фрагмент для ознакомления
2
Новой формой экономики, вобравшей в себя достижения сельскохозяй-ственной и промышленной революций и выведенных на новый уровень за счет использования Интернета технологий и развития социально-экономических систем на этой основе, стала цифровая экономика.
Электронная коммерция (которую очень часто отждествляют с поняти-ем электронной торговли) активно развивается в экономике и проникает во все остальные сферы жизнедеятельности людей, оказывая огромное влияние на них и трансформируясь в соответствии с современными тенденциями. Раз-витие электронной коммерции существенно влияет на эффективность бизнес-процессов, именно поэтому она находится в поле зрения международных учреждений, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Организа-ция Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Организация объ-единенных наций (ООН). Современная экономика активно использует дости-жения научной мысли и стремится к повсеместному внедрению новейших инфокоммуникационных технологий (ИКТ). Все это стимулирует уход от традиционной офлайн-модели и способствует возникновению абсолютно но-вой онлайн-модели ведения торговли.
Это одна из наиболее быстроразвивающихся сфер современной эконо-мики. История электронной коммерции насчитывает лишь около двух деся-тилетий интенсивного развития, однако это не стало преградой для стреми-тельного проникновения в повседневную жизнь человечества. Действительно, сегодня невозможно представить нашу жизнь без коммуникации и обмена товарами, услугами электронным способом.
Свое начало электронная коммерция берет в 1960 г. в США, когда впервые стали появляться технологии автоматизации продаж, банковских операций и систем автоматизированного управления ресурсами предприятий [11, с.58]. Появление первого персонального домашнего компьютера и сети Интернет, официальной датой рождения которой считается 1983 г., стало своего рода импульсом к развитию электронной коммерции. В России элек-тронная коммерция началась с системы интернет-банкинга «Интернет Сервис Банк», разработанной Автобанком в 1998 г.
Далее с постепенным совершенствованием экономических отношений и внедрением инфокоммуникационных технологий, а также сети Интернет в традиционную торговлю, развитием процессов автоматизации и цифровиза-ции, сформировалась электронная коммерция в нашем современном понима-нии (в зарубежных странах ее называют e-commerce).
Цифровизация главным образом способствовала бурному развитию электронной коммерции, которая сегодня является ядром любой экономики. Особенно востребованность ЭК среди предпринимателей по всему миру, в том числе и в России, возросла во время пандемии COVID-19 в 2020 г.
Сложный экономический период, последовавший за распространением вируса, вызвал бурное развитие ИКТ в сфере торговли. В связи с введением ограничительных мер на передвижение по всему миру традиционные торго-вые площадки были вынуждены временно прекратить свою деятельность, в то время как онлайн-продавцы смогли продолжить ведение торговли, увели-чив объемы продаж, число интернет-покупателей и ассортимент на витринах своих сайтов [7, с.401].
Понятие «электронная коммерция» шире, чем понятие «электронная торговля», поскольку коммерция представляет собой деловую активность, направленную на облегчение обмена товарами/работами/услугами в процес-се реализации экономической деятельности субъекта хозяйствования [13, с.154]. Коммерция включает широкий спектр видов деятельности, помогаю-щих успешно завершить сделку – продать продукт, ее осуществление сопро-вождается услугами (транспортными, банковскими, страховыми, складскими, маркетинговыми и т. д.). В то же время это очень близкие понятия, и зача-стую в научно-исследовательской литературе различий между ними не дела-ют.
Фактически электронная коммерция за время пандемии выступала единственной площадкой торговых процессов. Введение режима социально-го дистанцирования, карантина и других ограничительных мер в ответ на пандемию COVID-19 привело к фундаментальному сдвигу в структуре гло-бального спроса на онлайн-покупки товаров, а также увеличению использо-вания цифровых инструментов коммуникации и дистанционного потребле-ния.
В российском законодательстве в качестве участников электронной коммерции фиксируются продавцы, исполнители, подрядчики в лице юриди-ческих или физических лиц и индивидуальных предпринимателей; заказчики товаров, в лице физических и юридических лиц, а также органов государ-ственной власти Российской Федерации и ее субъектов, и организаторы элек-тронной торговли.
Чтобы начать вести онлайн-бизнес, участники ЭК обязаны предоста-вить в электронном виде информацию о своем правовом положении и обес-печить доступ к ней. Данная информация должна включать полное наимено-вание интернет-магазина, организационно-правовую форму юридического лица, место нахождения, сведения о государственной регистрации юридиче-ского лица, все данные об индивидуальном предпринимателе, электронный адрес, а именно сайт в Интернете, а также IP-адрес страницы.
Алгоритм взаимодействия заинтересованных лиц ЭК достаточно прост и аналогичен во всех странах. В первую очередь покупатель начинает с по-иска необходимого ему товара и выбора интернет-магазина или сайта [18, с.921]. После того как покупатель определился с выбором, устанавливается контакт между ним и поставщиком.
Заказчик выбирает желаемый товар или услугу в нужном объеме и в ходе электронного обмена информацией заключает сделку, т.е. оформляет и оплачивает заказ. При этом между сторонами должен быть заключен дого-вор, содержащий все соответствующие данные о товаре или услуге. После ознакомления с договором и удовлетворения всеми его условиями покупа-тель он соглашается с ним путем нажатия кнопки «Согласен». Информация об этом моментально поступает к хост-провайдеру на сервер, и через опре-деленное время приходит подтверждение о получении информации. Заклю-чение договора в юридической формулировке называется принятием акцеп-та. Далее стороны исполняют условия соглашения: продавец поставляет то-вар, а покупатель оплачивает его. Оплата покупки в ЭК осуществляются без-наличным способом при помощи электронных платежных систем (ЭПС). Они представляют собой комплекс оборудования, программного обеспечения и информационных сетей, используемых в интернет-магазинах для денежных расчетов, получения средств и их обналичивания [13, с.154].
Доставка товаров и оказание услуг в электронной коммерции осу-ществляются посредниками, в роли которых выступают дистрибьюторские или курьерские службы, логистические компании.
Таким образом, электронная торговля является современным трендом бизнеса.
1.2 Развитие и принципы электронной торговли
Развитие электронной торговли не только стало принимать стратегиче-ский характер, но и явилось способом выживания бизнеса и общества в кри-зисных условиях. Таким образом, электронная торговля может стать одним из драйверов оживления розничной торговли, повышения конкурентоспо-собности и, в конечном счете, экономическим двигателем международного товарооборота.
Современный этап развития человечества все чаще стали называть цифровой эрой. За счет доступа к электронному информационному обмену компаниям, ведущим свою деятельность онлайн, удается достичь снижения транзакционных издержек, уменьшения времени для организации сделки, быстроты и точности получения информации, высокой скорости финансовых расчетов, что ведет к повышению эффективности работы экономических субъектов [21, с.135]. Это также влечет уменьшение расходов на доставку, улучшает анализ рынка и стратегического планирования, открывает одина-ковый доступ к рынку не только для крупных корпораций, но и для неболь-ших фирм.
Электронная коммерция позволяет значительно расширить область торговли, так как эти рамки диктуются распространением Интернета, а не географическими или национальными границами. Поскольку самые важные сети являются глобальными, электронная торговля позволяет даже самым мелким предприятиям достигать глобального присутствия и заниматься биз-несом в мировом масштабе [25, с.238].
Доказательством тому стал кризис прошлого года, вызванный панде-мией COVID-19, который вывел электронную торговлю в качестве основной площадки для ведения торговых процессов во время карантинных мер и во-влек множество новых компаний из разных отраслей, стремящихся сохра-нить свое присутствие на рынке и остаться на плаву. Понятие «электронная торговля» является относительно новым, но уже прочно устоявшимся в со-временном обществе.
Фактически первым опытом создания системы электронной торговли стала система автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы SABRE (Semi-Automatic Business Research Environment) компанией American Airlines и IBM. Данная система, автоматически рассчитывая наличие свобод-ных мест с наиболее благоприятными ценами, предоставила возможность со-вершения воздушных рейсов не только состоятельным, но и рядовым граж-данам. Позже, в 1968 г. в Великобритании для обслуживания коммерческого безналичного оборота была создана первая электронная система переводов и клиринга под названием BACS (Bankers Automated Clearing Services) [12, с.58].
В США подобная система была основана Нью-Йоркской ассоциацией клиринговых палат для обеспечения плавного перехода от бумажных чеков к электронным расчетам. В США в 1983 г. состоялся переход на протокол пе-редачи информации TC/IP.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 18.11.2024).
2. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 18.11.2024).
3. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.12.2016 №646 // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/ (дата обращения: 18.11.2024).
4. Приказ ФСО РФ от 07.08.2009 №487 «Об утверждении Положения о сегменте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91365/094d8b42668bd2338dc04fe6c6cc13e93af7695e/ (дата обращения: 18.11.2024).
5. Абаев, А.Л. Электронная торговля: особенности и тенденции развития / А.Л. Абаев, В.В. Лобода // Теория права и межгосударственных отношений. – 2022. – Т.2. - №5. – С.786-795.
6. Белова, А.А. О способе предотвращении хищения данных клиентов в электронной коммерции / А.А. Белова, У.Е. Щербинина // Advances in Science and technology: сборник статей XLV междун. науч.-практ. конференции. – М.: Актуальность.РФ, 2022. – С.139-141.
7. Биннатова, К.Б.К. Роль электронной торговли в современной экономике / К.Б.К. Биннатова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. - №3. – С.400-407.
8. Буянов, А.С. Проблемы и перспективы электронной торговли в условиях новой социально-экономической реальности / А.С. Буянов // Финансовый бизнес. – 2022. - №7. – С.19-21.
9. Веригина, А.В. Приоритеты развития электронной коммерции в 2022 году / А.В. Веригина, Д.В. Коваль // Экономика. налоги. Право. – 2022. – Т.15. - №1. – С.94-104.
10. Дыганова, Р.Р. Институциональные аспекты развития электронной торговли (розничной и оптовой) / Р.Р. Дыганова, Р.Р. Салихова // Горизонты экономики. – 2024. - №4. – С.66-70.
11. Камбулов, Д.А. Анализ потенциальных угроз информационной безопасности и обзор существующих методов защиты / Д.А. Камбулов // E-Scio. – 2021. - №1. – С.185-189.
12. Климченя, Л.С. Электронная торговля в контексте трансформации торговых процессов / Л.С. Климченя // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки. – 2022. - №21-2. – С.57-64.
13. Маглинова, Т.Г. Электронная коммерция и торговля / Т.Г. Маглинова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №8. – С.153-156.
14. Мамай, О.В. Электронная торговля: ожидания и реальность / О.В. Мамай // Развитие агропромышленного комплекса в условиях цифровой экономики: сборник научных трудов IV Национальной науч.-практ. конференции. – Самара: ИБЦ Самарского ГАУ, 2022. – С.51-55.
15. Мусаева, С.Ф. Электронная торговля как новый этап развития международной торговли / С.Ф. Мусаева // Научный Лидер. – 2022. - №14. – С.63-66.
16. Налетова, М.М. Электронная торговля и защита прав потребителей-участников электронной торговли / М.М. Налетова // Право и практика. – 2023. - №1. – С.75-82.
17. Панасенко, С.В. Роль и значение электронной торговли в современных условиях / С.В. Панасенко, Н.А. Теплая, Н.М. Сурай // Инновации и инвестиции. – 2022. - №11. – С.120-123.
18. Се, Юйин. Об электронной торговле / Юйин Се // Экономика и социум. – 2022. - №6-1. – С.920-923.
19. Скипин, Д.Л. Электронная коммерция: возможности и угрозы современного бизнеса / Д.Л. Скипин, Т.А. Кольцова, М.В. Шаргина, А.В. Шаргина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2022. – Т.8. - №2. – С.201-217.
20. Солдатова, К.В. Обеспечение защиты информации в системах электронной коммерции / К.В. Солдатова // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». – 2021. - №3. – С.206-210.
21. Тимошкина, Е.В. Развитие электронной торговли в условиях цифровизации с учетом рискообразующих факторов / Е.В. Тимошкина // Наука Удмуртии. – 2022. - №3. – С.134-138.
22. Тлепцеруков, М.А. Проблемы развития электронной торговли и ее статистическое изучение / М.А. Тлепцеруков, П.В. Косюк // Экономика и предпринимательство. – 2023. - №2. – С.877-880.
23. Уваров, П.В. Информационная безопасность в электронной коммерции / П.В. Уваров // Трансформация бизнеса и общественных институтов в условиях цифровизации экономики: сборник трудов III Национальной науч.-практ. конференции. – СПб.: СПбУТУиЭ, 2021. – С.118-121.
24. Ци, Ч. Возможности работы электронной торговли в современном мире / Ч. Ци // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. - №4. – С.566-571.
25. Шилков, В.И. Организационно-технические аспекты управления информационно-экономической безопасностью систем электронной торговли / В.И. Шилков, С.М. Аденин// Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2021): материалы XII Санкт-Петербургской межрегиональной конференции. – СПб.: СПбОИВТССиУ, 2021. – С.237-239.
26. Штезель, А.Ю. Развитие электронной торговли в современных условиях / А.Ю. Штезель, А.В. Скакунов // Сфера услуг: инновации и качество. – 2022. - №63. – С.131-138.
27. Эриашвили, Н.Д. Проблемы информационной безопасности в условиях цифровой экономики / Н.Д. Эриашвили // Аудиторские ведомости. – 2021. - №4. – С.168-172.
28. Cisco. Безопасность [сайт]. – Москва, 2021. – URL: https://www.cisco.com/c/ru_ru/products/security/what-is-a-ddos- attack.html (дата обращения: 18.11.2024). – Текст : электронный.
29. Dirmagazina.ru: [сайт]. – Москва, 2020. – URL: https://www.dirmagazina.ru/article/2728-bezopasnost-internet-magazina-chek-list-dlya-direktora (дата обращения: 18.11.2024). – Текст : электронный.
30. OZON: официальный сайт. - 2017. – URL: https://www.OZON.ru (дата обращения: 18.11.2024). – Текст : электронный.