Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных сложившихся реалиях экономического развития, непрерывного научно-технического прогресса, который внедряется во все сферы деятельности общества и предприятий, цифровая экономика уже не кажется чем-то недостижимым, а она уже внедрена и функционирует в бизнеспроцессах, что и отражает актуальность темы выбранного исследования.
Цифровая экономика – это экономические движения в цифре, продажа товаров и услуг с помощью сети, оптимизация уже имеющихся процессов, облегчение задач большому числу предпринимателей и даже правительству.
Известно высказывание министра нефтяного развития Саудовской Аравии в 70-х годах прошлого века, что «каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни. Также и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончится нефть… А потому, что у нас появятся новые технологии» .
Положение в деловом мире изменилось благодаря промышленной революции, которая способствовала увеличению эффективности многих процессов за счет увеличения в сотни раз производительности. Технологии стали развиваться с настолько высокой скоростью, что все предприятия оказались охваченными ими, независимо от своей готовности. Всего 5 лет назад не наблюдалось ни наличие потребительского подхода в социальных сетях, ни использования мобильных телефонов в сфере бизнеса, ни облачных решений.
Целью данной работы является рассмотрение цифровой экономики и информационного общества.
Задачи:
- рассмотреть определение цифровой экономики;
- описать тенденции развития цифровой экономики в мире, преимущества и недостатки цифровой экономики;
- изучить стратегию развития информационного общества РФ;
- проанализировать вызовы и проблемы современной цифровой экономики;
- изучить перспективы развития цифровой экономики в РФ.
Объект исследования – цифровая экономика.
Предмет исследования – перспективы развития цифровой экономики в РФ.
Глава 1. Цифровая экономика в современном обществе: сущность, тенденции развития
1.1 Определение цифровой экономики. Цифровая экономика и информационных технологии современности
Цифровая экономика стала силой, изменившей ландшафт мирового бизнеса и мировой торговли. С течением времени цифровая трансформация пересекла границы отдельных стран и создала глобальное окружение для компаний и экономических систем.
Цифровая экономика - это совокупность экономических отношений, связанных с производством, распространением и использованием цифровой информации и технологий. В последние десятилетия мы стали свидетелями быстрого развития цифровой экономики, которая проникла во все сферы нашей жизни, включая коммуникации, торговлю, образование, здравоохранение и многое другое .
Цифровая трансформация экономики представляет собой изменение экономического уклада, традиционных рынков, социальных отношений и государственного управления, которое происходит под воздействием цифровых технологий. Она приводит к принципиальному изменению источников добавленной стоимости и структуры экономики путем формирования более эффективных экономических процессов, поддерживаемых цифровыми инфраструктурами. Также цифровая трансформация экономики предполагает переход функции лидирующего механизма развития экономики к институтам, основанным на цифровых технологиях.
Цифровая экономика имеет прямое влияние на конкурентоспособность стран. Те, которые активно внедряют цифровые технологии в свою экономику и образ жизни, могут стать лидерами в глобальной гонке. Однако существует риск разделения мира на цифровых «лидеров» и «отстающих». Это может вызвать неравенство и негативное воздействие на глобальные экономические отношения.
Цифровая экономика также меняет правила игры для компаний. Конкуренция теперь простирается за границы национальных рынков, и даже небольшие стартапы могут конкурировать с крупными мировыми корпорациями благодаря доступу к глобальным цифровым рынкам . В то же время, компании, которые не адаптируются к цифровой трансформации, рискуют устареть и потерять конкурентоспособность.
Цифровая экономика представляет как огромные возможности, так и серьезные вызовы для стран и компаний. Те, кто находится впереди в цифровой трансформации и принимает меры для устойчивости и конкурентоспособности, смогут извлечь наибольшую выгоду из этой новой эпохи. Однако важно помнить о необходимости справедливого и сбалансированного подхода к глобальной конкуренции в цифровой экономике.
Рассмотрим воздействие на бизнес информационных технологий (рис. 1).
Рисунок 1 – Воздействие информационных технологий
Появление мобильных решений обеспечило широкую доступность от контентмаркетинга до отношений с клиентами, от продаж до выставления счетов и доставки.
Облачные вычисления сделали возможным передачу функций от предприятия третьей стороне, обрабатывание пакетов с переменными данными, быстрое расширение и использование мобильности предприятиям без боязни простоя и потери данных.
Увеличение сегментации клиентов привело компании к получению большей отдачи от своих денег вследствие дифференцирования компанией своих перспектив на более определенные группы. Так, наличие учетной записи Google может информировать компанию о месте пребывания пользователя, используемом браузере, способе обнаружения веб-сайта, действия на веб-сайте и даже о времени пребывания на нем .
Информационные технологии способствуют улучшению связи. Так, предоставляется возможность общения коллегам посредством видеочата, с помощью электронной почты осуществлять рассылку необходимых данных.
На снижение затрат и увеличение полезности ориентировано аппаратное и программное обеспечение, являющееся необходимым для создания программных решений.
Все больше пользователей начинает разбираться в технологиях, что свидетельствует о процессе дальнейшего совершенствования технологий. В силу достаточной простоты и оптимальной стоимости предлагаемых решений предприятия не отягощены вложением в них серьезных денежных сумм, что также облегчает бизнес.
Изменяющаяся потребительская база имеет место в результате скорого включения в экономический процесс рабочей силы, подключенной к Интернету, технически подкованной, готовой покупать именно необходимую для себя продукцию, вследствие чего компании для процветания должны адаптироваться к этой новой клиентской базе.
В силу широкого распространения социальных сетей предприятия должны приложить дополнительные усилия для получения доброжелательных отзывов и хороших рекомендаций, т.е. работать над своим цифровым следом.
Конец простоя является негативным влиянием технологий, обусловленным постоянным обеспечением доступа человека к электронной почте, тексту, социальным сетям, от чего становится труднее просто отключиться.
Перемены в экономике и мире актуализовали формирование ее цифрового сектора.
Главы учреждений, а также индивидуальные предприниматели, благодаря новейшим технологиям и платформам, заполучили шанс уменьшать трансакционные расходы взаимодействия в усиливающемся масштабе. Это предопределило развитие экономики на основе сетевых предложений – цифровых и электронных . Таким образом, цифровая экономика обусловила новейшую стадию управления созданием продуктов и услуг, а также самим производством на основе сквозного применения современных технологий, начиная от «интернета вещей» и завершая электронным правительством.
Цифровая экономика в собственном формировании насчитывает несколько периодов. В первоначальном автоматизируются уже имеющиеся процессы с помощью их перехода к информационным технологиям. Во втором периоде происходит цифровизация, улучшающая предпринимательские движения с помощью оптимизации. На этом этапе сначала происходит усовершенствование деловых заключений, нацеленных на оптимизацию действий, а затем осуществляется переход в «цифру». На третьем этапе происходит цифровая трансформация, которая меняет существующие модели деятельности на новые.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аверьянов М. А., Стратегическое планирование в условиях вызовов цифровой трансформации // Экономические стратегии. — 2024. — № 1. — С. 54-61.
2) Бакулина Е.А., Васильева Ю.П. Цифровая экономика России: риски и перспективы// Особенности социально-экономического развития региона: правовые, управленческие и социально-гуманитарные аспекты : электр. сб. науч. ст. / отв. ред. Е.А., Ильина, Г. Л. Белов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2023. С. 74-78
3) Бекташева, А.Д. Цифровая экономика как хозяйственная система: причины и условия возникновения цифровой экономики / А.Д. Бекташева // Вестник Ошского государственного университета. – 2022. – № 3. – С. 141-148.
4) Галифанов Р. Г., Цифровые технологии и цифровые права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2024. — № 1. — С. 21-31
5) Гуртниязов М., Халлыев Б. Цифровая экономика и глобальная конкуренция: вызовы для стран и компаний// Научный электронный журнал «Матрица научного познания» # 9-2/2023. С. 186-190
6) Дорофеева Л. В., Рослякова Н. А. Концепция умных городов как инструмент формирования умной специализации регионов: монография. – СПб.: Скифия-принт, 2019. – 150 с.;
7) Илюхина Д. Ю., Правовые средства организации инвестирования в цифровой экономике // Юрист. — 2024. — № 3. — С. 39-45
8) Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; И60 Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 332 с.
9) Кучеров И.И., Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: Практическое пособие. — Москва : ООО "Юридическое издательство Норма", 2023. — 376 с.
10) Лапидус Л.В., Цифровая экономика: Управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. — 381 с.
11) Лисицина С. Д. Цифровая экономика и право: новые вызовы и перспективы//III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ. Сборник статей. ООО «Институт цифровой экономики и права». Екатеринбург, 2023. С. 40-43
12) Любавина Т.В. Цифровая экономика: проблемы и перспективы. – Вестник экономики, права и социологии. – 2022 г. – №4. – С. 143-146.
13) Миронова И. А., Эффективность цифровой трансформации регионов // Российский экономический журнал. — 2024. — № 2. — С. 97-119.
14) Недзвецкая Н. П., Цифровая экономика как отражение новой хозяйственной реальности // Философия хозяйства. — 2024. — № 2 (152). — С. 89-97.
15) Панова Е. С., Управление компанией в условиях цифровой трансформации // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2024. — № 1. — С. 167-171
16) Сергеев А.А., Животова Т.Ю., Носова М.В., Гукалова Д.Д., Пархоменко Е.В. Цифровая экономика: суть, характеристика цифрового общества, тенденции и проблемы развития//ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНА. Сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.А. Резник. Пенза, 2023. С, 419-424
17) Сухарева М. А., Эволюция модели экономического поведения человека в условиях цифровой трансформации // Вестник Московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество). — 2024. — № 2. — С. 37-54.
18) Третьякова Н. В., Борецкая М. А. Цифровая экономика: понятие и направление развития//ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ НАУКИ. Сборник VI национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. Новосибирск, 2023. С. 1730-1732
19) Туккель И. Л., Управление инновациями: вызовы и возможности цифрового перехода // Инновации. — 2023. — № 6. — С. 78-86
20) Шевцов, И.В. Цифровая трансформация экономики России: роль ГК «Росатом» в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» / И.В. Шевцов // От научных идей к стратегии бизнес-развития : Сборник статей-презентаций научно-исследовательских работ студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых - участников Международной Межвузовской Студенческой конференции по проблеме «Национальная безопасность как основа конкурентоспособности и экономического роста страны», Москва, 23 октября 2018 года. Том 2. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научный консультант», 2019. – С. 289-298.