Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст – это период интенсивного развития личности, характеризующийся формированием самосознания и творчества в разнообразных видах деятельности.
Среди факторов, определяющих формирование личности, речь играет особую роль. Уже на ранних этапах онтогенеза речь является основным средством общения. Речь является важным средством самовыражения детей.
Актуальность данного исследования заключается в том, что формирование речевого словаря детей является необходимым условием их успешного развития.
Богатый и развитый словарный запас является средством подлинного общения и развития личности ребенка дошкольного возраста.
Вопрос о речевом словаре детей и путях его развития является одним из ключевых в современной образовательной практике.
Готовность к школе занимает важное место среди задач, стоящих перед детскими садами. Одним из главных показателей готовности ребенка к успешному обучению является в целом правильно развитая речь и сформированность обширного словарного запаса.
Чем богаче и образнее словарь дошкольника, тем легче ему выражать свои мысли, тем лучше он осознает окружающую действительность, тем содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее идет его умственное развитие. Вот почему так важно своевременно формировать речевой словарь ребенка, ценить его качественное разнообразие и количественное содержание.
Словарный запас - одна из основ развития речи детей. Наличие словарного запаса - важное условие умственного развития детей. Усвоение словарного запаса решает задачи накопления и формулирования идей, формирования понятий и развития содержательной стороны мышления. Бедный словарный запас препятствует аутентичному общению, что, в свою очередь, тормозит общее развитие ребенка. Верно и обратное: богатый словарный запас свидетельствует о хорошо развитом языке и высоком уровне умственного развития.
Об этом говорят такие выдающиеся ученые, психологи, педагоги и лингвисты, как А.М. Бородич, В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, О.С. Ушакова, Д. Б. Эльконин и другие.
Важным условием развития речевого словаря в дошкольном возрасте является использование различных методов формирования словаря. Одним из таких методов являются дидактические игры. Теоретические и практические проблемы использования дидактических игр рассматриваются следующими педагогами: П. П. Блонский, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, З. А. Михайлова, А. И. Сорокина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Г. С. Швайко.
В качестве средства развития речевого словаря для детей пятого года жизни широко используют дидактические игры. Детям предлагается деятельность в игровой форме, и, несомненно, в процессе игры они усваивают некоторые знания, учатся культуре общения друг с другом, приобретают навыки использования тех или иных предметов для передвижения и тем самым развивают свою речь. Дети сталкиваются с ситуациями, когда им приходится использовать приобретенные речевые знания и словарный запас в новых ситуациях.
В этих играх дети получают возможность расширить, закрепить и активизировать свой словарный запас и это все оказывает положительное влияние на умственное и речевое развитие ребенка.
Из вышесказанного можно выделить противоречие между важностью развития словарного запаса у детей пятого года жизни и недостаточностью подбора дидактического материала для развития речи детей.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каким должно быть содержание дидактических игр, чтобы они способствовали развитию словаря детей пятого года.
Объект исследования: особенности развития словаря детей пятого года жизни.
Предмет исследования: особенности развития словаря детей пятого года жизни посредством дидактических игр.
В связи с этим противоречием сформулирована цель нашего исследования – изучить теоретические и практические аспекты особенностей развития словаря детей пятого года жизни посредством дидактических игр.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1.Рассмотреть педагогические аспекты особенностей развития словаря детей пятого года жизни.
2.Рассмотреть особенности организации дидактических игр в процессе развития словаря детей пятого года жизни.
3.Определить исходный уровень развития словаря детей пятого года жизни.
4.Разработать серию технологических карт дидактических игр, направленных на развитие словаря детей пятого года жизни.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ педагогической и методической литературы; анализ понятийно–терминологического аппарата; беседы; наблюдение; педагогический эксперимент; статистический анализ и педагогическая интерпретация экспериментальных данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития словаря дошкольников 5 года жизни
1.1 Особенности развития словаря дошкольников 5 года жизни
Пятый год жизни собой качественно новый этап в жизни ребенка. В этот период наблюдается активное обогащение словарного запаса и развитие способности обобщать информацию. Это связано с расширением опыта жизни ребенка и увеличением его взаимодействия как со взрослыми, так и с другими детьми.
Период от четырех до пяти лет играет ключевую роль в развитии ребенка. За это время значительно улучшается уровень его мышления. В этом возрасте малыши становятся более творческими и умеют самостоятельно мыслить. К пятому году жизни наблюдаются ощутимые достижения в их интеллектуальных и речевых навыках.
Данный возрастной этап является ключевым, так как в нем закладываются основы будущего обучения и социальной интеграции ребенка.
В течение пятого года жизни словарный запас малыша пополняется примерно на 600–800 новых слов. Особенно заметно возрастание числа существительных и глаголов. Углубляется понимание понятий, что связано с освоением значений слов. Ребенок начинает более критично относиться к речи окружающих, а порой и к своей собственной, делая первые шаги к осознанию значений слов. В период с четырех до пяти лет наблюдается рост интереса к речи, что выражается в многочисленных вопросах.
Это время является значимым для развития коммуникативных навыков и активного освоения речи, что способствует не только расширению словарного запаса, но и формированию осознанного отношения к использованию речи в повседневном общении.
Маленькие дети на пятом году испытывают интерес к рифмам: они создают свои стихи, подбирая слова, зачастую не имеющие смысла. Однако это занятие не так уж и бессмысленно: оно способствует формированию фонематического восприятия и развивает навыки выбора слов, звучащих похоже.
Пятый год жизни ребенка — это время, когда возникают любознательные вопросы. Дети иногда задают удивительные вопросы в самых неожиданных ситуациях, ставя взрослых в затруднительное положение. Ребенок начинает определять и называть наиболее важные характеристики и признаки предметов, устанавливать простые связи между ними и точно выражать свои мысли в речи.
Его речь становится более разнообразной, точной и насыщенной смыслом. Увеличивая свою способность сосредоточиваться на разговорах других, он начинает уделять внимание завершению ответов взрослых. С возрастом влияние семейного и общественного воспитания на развитие речи ребенка возрастает [12].
Рост активного словаря ребенка (с 2500 слов в начале пятого года до 3000 слов к его окончанию) позволяет ему более ярко и точно выражать свои мысли и идеи. В речи детей данного возраста прилагательные, которые они используют для описания признаков и свойств предметов, отражают временные и пространственные связи. Например, когда ребенок определяет цвет, он не ограничивается основными цветами, а также упоминает дополнительные оттенки, такие как темно-синий или оранжевый. Также начинают появляться притяжательные прилагательные, например: «сестрин платок» или «заячья шуба».
Исследования, проведенные В. И. Яшиной, выявили значительные индивидуальные различия в лексическом запасе и представлениях у детей, находящихся на пятом году дошкольного возраста. Несмотря на то, что словарный запас у них растет, развитие активного словаря отстает от увеличения числа образов, что приводит к несоответствию между пассивным и активным запасом слов. В результате, в речи детей наблюдается преобладание указательных местоимений и наречий (таких как тот, этот, туда, такой). Дети все чаще прибегают к использованию наречий, а также личных местоимений, которые, как правило, выполняют роль субъекта. Также фиксируется употребление сложных предлогов (например, из-под, около и т. д.) [16].
У детей начинают развиваться собирательные существительные (такие как посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), хотя последние все еще используются довольно редко. Четырехлетний малыш формирует свои высказывания из двух или трех простых предложений, а более сложные конструкции появляются чаще, чем на предыдущем этапе, но пока еще недостаточно.
Увеличение словарного запаса и применение более сложно построенных предложений иногда приводит к тому, что дети начинают совершать больше грамматических ошибок: они неправильно изменяют глаголы (например, используют «я хочу» вместо «они хотят») или не соблюдают согласование слов (в частности, между глаголами и существительными по числу, а также между прилагательными и существительными по роду). Кроме этого, могут возникать ошибки в структуре самих предложений.
В возрасте 4–5 лет малыши уже способны обобщать и называть характеристики предметов: стул, стол, шкаф — все это относится к мебели, а платье, брюки, пальто — к одежде. У стола существуют ножки и столешница и так далее.
В этот период начинается формирование словаря антонимов; дети начинают осознавать, что значит «наоборот» (например, твердый — мягкий, светлый — темный) [6].
В речи детей уже активно применяются уменьшительно-ласкательные формы существительных. Для ребенка 4–5 лет ключевым становится процесс освоения конкретной предметной стороны слов и их значений.
О. С. Ушакова подчеркивает, что словарный запас детей пятого года жизни пополняется прилагательными и глаголами. Они способны определить предназначение предмета и его функциональные особенности, например: «Мяч – это игрушка, с которой играют». Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивать различные объекты и явления, а также используют обобщающие термины, такие как существительные с коллективным значением [12].
В результате целенаправленной работы над восприятием слов, у ребенка формируется понимание того, что каждое слово имеет как смысловое, так и звуковое выражение.
Уже к 4–5 годам дети должны быть ознакомлены с информацией о своих родных, включая их имена и занятия. Им важно знать о жизни семьи и профессиях своих родителей. Дети должны уверенно ориентироваться в пространстве детского сада, знать свой адрес и возраст. Этап обогащения словарного запаса включает в себя изучение различных предметов, игрушек, а также обсуждение тематических и предметных картинок.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников литературы
1.Федеральная образовательная программа дошкольного образования утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809)
2.Алексеева М. М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 420 с.
3.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет. М.: Детство Пресс, 2023, 125 с.
4.Бородич А.М. Методика развития речи у детей. – М.: Просвещение, 2020. – 149 с.
5.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет.сада. 2-е изд., дораб изд. М.: Просвещение, 2019. 160 с.
6.Блонский, П.П. Педагогика и психология: В 2 т./ П.П. Блонский. - М., 2019.-78с.
7. Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», под ред. Л.А. Венгера. -М.: «Просвещение» 2020. - 144 с.
8.Вологдина И. В., Плужникова Е. А. Педагогическая классификация и специфические особенности феномена игры в дошкольном воспитательно – образовательном пространстве. //Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. – 2020. – С. 38.
9.Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В. В. Виноградов. - М.: Просвещение, 2021. - С. 243–264.
10.Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Издательство АСТ, 2019. 668 с.
11.Гафурова Д. Х. Обогащение словарного запаса дошкольников //Проблемы современной науки и образования. – 2022. – №. 1 (170). – С. 53–55.
12. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. «Просвещение» 2020. - 144 с.
13.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова, М.С. Рузина. Екатеринбург: У-Фактория, 2018. С. 224.
14.Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. 2-е изд. М.: Академия, 2020. 287 с.
15.Мустафаева П. Э., Гордеева В. В. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей дршкольного возраста //Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования. – 2023. – С. 251–254.
16.Пантелеева Н. А. Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста: дис. – Сибирский федеральный университет, 2020.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПБ.: Питер, 2020. –712 с.
18.Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. А. Стародубова. – 2-е издание, исправленное. – Москва: Академия, 2017, с. 267
19.Сухомлинский В. А. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста. М.: Издательство АСТ, 2020, с. 186
20.Татаринова Н. В. Развитие речи у детей дошкольного возраста //Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи на современном этапе российского образования: проблемы и пути решения. – 2019. – С. 194–199.
21.Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: Издательство АСТ, 2020 – с.256.
22.Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск: «Народная асвета», 2019. 26 с.
23.Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2020. 316 с.
24.Ушакова О. С., Струнина Е.М Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие для воспитателя детского сада. М.: Владос, 2017. 228 с.
25.Ушинский, К. Д. Теоретические проблемы педагогики / К. Д. Ушинский; отв. ред. А. И. Пискунова. Москва: Педагогика, 2019, с.290
26.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателя дет. сада: из опыта работы / Под. ред. В.В Гербовой. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1988. 64 с.
27.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.