Фрагмент для ознакомления
2
Этнографы отмечали, что всегда сосуществовала проституция как противоположность моногамии. В некоторых культурах существовала религиозная проституция: вождь, священнослужитель или другой представитель власти мог провести первую брачную ночь с невестой. Считалось, что таким образом священник освящал брак, а честь для молодых достигала пика, если это право даровал король.
В исследованиях о семье выделяются ключевые этапы её развития: во многих культурах матрилинейное родство предшествовало патрилинейному. На начальной стадии половых отношений была свобода, а после она постепенно ограничивалась, и число людей, имевших право на брак, сокращалось. Эволюция брачных взаимоотношений заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному. В начале XX века основным изменением в семейной жизни стало равенство полов, их равноценность в обществе. Патриархально-традиционная модель семьи уступила места эгалитарной. Такие семьи характеризуются равноправием супругов, контролируемым деторождением и усиливающимся межличностным общением, а также стремлением к созданию небольшой (нуклеарной) семьи. Общество и государство взяли на себя задачу включения молодёжи в культурную традицию .
В конце прошлого и начале нынешнего века проблемы преемственности культур и взаимодействия различных субкультур стали не только актуальными, но и сложными для решения. Со временем структура семьи в обществе изменилась, переходя от многодетных семей к малодетным. После 1987 года рождений стало значительно меньше, а показатель смертности вырос. Бездетные семьи становятся все более распространёнными, в то время как главным типом семьи в России остаётся семья с одним ребёнком.
С 70-х годов прошлого века наблюдается увеличение числа детей, рождаемых вне официального брака. В 1970 году каждый десятый новорождённый приходился на незарегистрированный союз. Среди женщин до 20 лет каждое пятое рождение происходило вне брака. По мере роста числа незарегистрированных связей возрастает и количество семей одиночек — матерей, где отсутствует одна из ключевых фигур в воспитании — отец .
Современная семья характеризуется явной тенденцией к нуклеаризации. Между 50 и 70% молодых пар предпочитают жить отдельно от родителей. С одной стороны, это способствует быстрой адаптации к новым условиям и укрепляет независимость, но, с другой стороны, молодые семьи теряют доступ к регулярной поддержке старшего поколения в особенно важные периоды.
На рубеже XX и XXI веков существенно возросло распространение фактических союзов и семей, где женщины растят детей самостоятельно. Мнения исследователей сходятся в том, что традиционные патриархальные семьи до сих пор наилучшим образом справляются с задачами социализации благодаря стабильности традиций. Однако они могут ограничивать индивидуальную свободу, считая личные нужды членов второстепенными относительно интересов всей семьи.
С существующими семейными формами также соперничают различного рода дестабилизирующие факторы, включая рост употребления алкоголя, межпоколенные конфликты, и недостаток ресурсов, что усиленно в условиях изменившихся городских домохозяйств. Внутрисемейные взаимодействия также преобразуются, чему способствуют изменения культурных ожиданий и ориентация на личностное развитие вне традиционных семейных ценностей.
Сдвиг акцентов от семейных к индивидуальным приоритетам привёл к уменьшению численности детей в семьях. Текущая среднестатистическая семья состоит из супругов и одного-двух детей. С изменением структуры семьи меняются и внутренние отношения, обеспечивающие большую степень независимости и равноправия, но ослабление эмоциональных уз может привести к увеличению числа разводов и, как следствие, к ухудшению воспитательной среды для детей .
Взаимодействие между родителями и детьми также продолжает изменяться. Исторически существуют шесть подходов к воспитанию детей: от жестокого обращения, через периоды безразличия и навязывания контроля, до попыток социализации и подготовки к самостоятельной жизни. Такой контекст создаёт сложные условия для укрепления традиций и авторитета родителей в современных браках .
Современные родители стремятся обеспечивать развитие ребёнка, ориентируясь на его уникальные склонности и способности, формируя с ним крепкую эмоциональную связь (с середины XX века до наших дней). В XIX веке начали проводиться эмпирические исследования на тему эмоций внутри семьи, а также стремлений и нужд её членов. Особое внимание уделялось работам Фредерика Ле Пле. Семья изучалась как малая группа с определённым жизненным циклом и историей: от возникновения до распада. На первом плане оказывались чувства, страсти и морально-интеллектуальная жизнь. По Ле Пле, историческая эволюция семейных связей шла от патриархальной семьи к нестабильной, с разобщённой жизнью родителей и детей и снижением отцовского авторитета, что в итоге влекло за собой дезорганизацию общества .
Дальнейшие исследования фокусировались на взаимодействии в семье, коммуникации, согласии и близости между её членами в различных социальных и семейных контекстах. Изучались организация семейного быта и факторы устойчивости семьи как единого целого, что нашло отражение в трудах Ж. Пиаже, З. Фрейда и их последователей .
Общественные изменения влияли на трансформацию ценностей и социальные нормы брака и семьи. Нормы расширенной семьи и высокая рождаемость уступили место тенденциям к малочисленным семьям. Семья является не только частью общества, но и основой для любого производства. В наши дни всё чаще семья воспринимается как источник удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей, отходя от прежнего понимания её исключительно как средства для рождения детей. В условиях глобализации и ускоренного ритма жизни семья становится и безопасным тылом, и гарантом стабильности, а иногда даже творческим или деловым союзом.
1.2. Факторы, влияющие на успешность семейной жизни
Мотивы вступления в брак зачастую связаны с желанием обрести эмоциональную связь, продолжить род, наладить домашний быт и досуг, а также с потребностью в взаимной моральной и эмоциональной поддержке. Брак способствует упорядочиванию, стабилизации и социальной легитимации удовлетворения этих потребностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т.В. Психология семьи. – СПб.: Речь, 2010.
2. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология структур и процессов). Учебное пособие для вузов. М: Издательский Дом «NOTA BENE», 1998
3. Баранова Д.В. Устойчивость молодых семей: проблемы и перспективы (социологический анализ): Автореф. дис. … канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2002.
4. Болотова Н.П. Понятие семьи и ее характеристики)
5. В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008
6. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984
7. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. – СПб. Изд-во Питер, 2006 – 176 с.
8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учеб.пособие. – Самара, 2001.
9. Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М.: Изд-во Педагогика, 1987 – 160 с.
10. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально психологический подход к изучению супружеских конфликтов. Психологический журнал - № 3, 1985.С.42-47
11. Молодая семья в XXI веке: Сб. материалов науч. – практ. конф. – М., 2000.
12. Нарицын Н.Н. Свадьба-развод и наоборот. – М.: Махаон, 2002.
13. Неудачина И.Г. Современная российская молодая семья: гендерный анализ: Автореф. дис. … Канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2003.
14. Николаева Е.И. Психология семьи: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013.
15. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. 1986, №2.
16. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: «Речь», 2007.
17. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Изд-во Речь, 2006 – 360 с.
18. Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 1992 – 192 с.\
19. Силяева Е.Г.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования
20. Трапезникова Т. М. Социальная психология семьи: Методическое пособие к курсу лекций. Л.: ЛГУ, 1987
21. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М„ 1979, с. 66
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.СПб. «Питер», 2001
23. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2010.
24. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – Л.: Изд-во Медицина, 1989. – 192 с.
25. Ястребова И.О. Молодая семья: сущность, специфика, типология// Социальные и гуманитарные исследования: традиции и реальности. – Саранск, 2000.