Фрагмент для ознакомления
2
Для того, чтобы качественно определить предпосылки и условия становления такой отрасли законодательства как права социального обес-печения, необходимо проанализировать содержание идей об обязанностях государственного механизма в области реализации социально-экономических прав граждан и причины появления той или иной нормы для каждого специфического этапа развития нашего общества. Это объяс-няется тем, что на возникновение и дальнейшее закрепление нормативно-правовых актов влияют особенные явления, которые характерны для того или иного исторического периода. Как показал анализ литературных ис-точников, в России существует почти тысячелетняя система социальной поддержки - первые учения возникли еще в 9 веке, и, как следствие - не пе-рестают развиваться до сих пор.
Социальное обеспечение возникло вместе с обществом, чтобы под-держивать людей, которые по объективным причинам не могут самостоя-тельно удовлетворять свои базовые потребности. В каждом сообществе, вне зависимости от его политического или экономического строя, есть те, кто нуждается в помощи. Это могут быть дети, пожилые люди, которые из-за возраста не способны активно работать, или лица, временно или посто-янно нетрудоспособные по состоянию здоровья. Таким образом, социаль-ная поддержка выступает инструментом, который помогает этим людям вести достойную жизнь, и имеет различные исторические формы и подходы.
Становление социального обеспечения начало зарождаться еще в древней Руси, а именно с правления князя Владимира. Как свидетельствует Повесть временных лет, Князь Владимир велел: «всякому нищему и убо-гому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питьё и денег из каз-ны. Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут до-браться до двора моего» , приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мёд в бочках, а в других квас, раз-возить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может хо-дить». Тем самым помогая нетрудоспособным выживать, помогая не толь-ко с кормлением, но еще и с доставкой, если у людей не имелось возмож-ности получить помощь самому. А также чуть позже, осознав важность помощи такому кругу лиц, князь Владимир издал закон, в котором гово-рилось о создании странноприимных домов.
Таким образом, первыми предпосылками к формированию кодифи-цированных источников являются действия Владимира Святого, который начиная с 988 года учредил первые виды благотворительности на Руси. В те времена они подразумевали под собой только кормление нищих. Пода-яниями занимались князья и духовенство, так как это было необходимо для христианского вероучения и для поддержания духа языческого сла-вянства. А уже в 996 году князь Владимир создает так называемый Устав, в ходе которого данная деятельность передавалась в надзор духовенству в лице патриарха. Также он учреждает училища для детей в зависимости от их социального положения, создает богадельни и странноприимные дома. Такие законы и действия способствовали созданию первого организован-ного социального механизма.
Следующим этапом можно считать Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Так, Ярослав, в Русской правде уделил внимание первой в сво-ем роде социальной программе, а Владимир Мономах в своем завещании отметил: «Если поедете по землям своим, не давайте отрокам обижать народ ни в селах, ни на поле, чтобы вас потом не кляли. Куда пойдете, где станете, напоите, накормите бедняка, больше чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел...».
Некоторые историки отмечают, что в течение всех остальных перио-дов развития нашей истории, на дела благотворительности и, так называе-мого, «нищелюбия» не уделялось столь значительной части общего бюд-жета казны, как во время княжеской власти.
Иван Грозный более чем четко понимал, что далеко не все поддан-ные уравнены в возможностях, и многие не могут в полном, или же доста-точном объеме обеспечить существование жизненно важными вещами. Многие люди не могли даже найти себе одежду, поэтому Иван IV издал Указ под названием «О милостыне», в котором четко была поставлена за-дача в виде выявления абсолютно во всех городах «престарелых и прока-жённых», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой .
Петр Первый в свое время приказал Святейшему Синоду, равно как и главному магистру, приступить к постройке больниц и домов для сирот, к ним же относились и постройки для незаконнорожденных младенцев, их также без помощи от государства не оставляли.
Благодаря развитию социального обеспечения для нетрудоспособ-ных людей появились и желающие нажиться, обманывая при этом закон и людей. Они выдавали себя за больных, за бездомных и сирот, получая от прохожих пожертвования, вскоре число лгунов и воров становилось все больше и больше. Петр Первый запретил подавать милостыню непосред-ственно просящим подаяние. И немаловажным вложением императора в развитие социального обеспечения стал Указ, который был издан 3 мая 1720. Он заключался в том, что офицеры и нижние чины, которые были признаны военной коллегией неспособными продолжать свою воинскую службу из-за ран, которые были приобретены во время службы или старо-сти, определять их на жительство в монастыри, а также выдавать им по-жизненное содержание.
Екатерина II 1 сентября 1763 г. в своем манифесте под названием «Об учреждении Воспитательных домов» сделала акцент на призрение бедных - это главное для Верховной власти. Чуть позже в каждой губер-нии создавались приказы общественного призрения, на которые возлага-лась обязанность содержать народные школы, сиротские дома, работные дома. Средства, которыми все обеспечивалось, выделялись из государ-ственной казны в виде первоначального взноса, в последующем города будут сами отчислять из своих доходов часть средств для данных учре-ждений.
Императрица первая основала дом для инвалидов, но привычный нам вид он приобрел только при Николае Первом. К такой группе населе-ния относились те, кто являлся неспособным работать, а также не мог без помощи других людей обеспечивать себя самостоятельно.
Екатерина Вторая тоже внесла изменения и нововведения в социаль-ную сферу поддержки малоимущих. В ее манифесте от 1763 года «Об учреждении воспитательных домов отмечалось, что данная сфера является приоритетной для верховной власти. В ходе ее правления создавались так называемые Приказы общественного призрения, на которые были возло-жены обязанности по организации и содержании школ, сиротский домов, аптек, работных домой и т. д. Также значительная сумма денег выделялась из казны на содержание таких учреждений, например, в 1785 году «Горо-довое положение» утвердило требование к отчислению части доходов к приказам общественного призрения.
На основании рассмотренных аргументов можно выделить основные подходы к управлению социальной и государственной поддержкой. Во-первых, помощь ограничивается для тех, кто сознательно избегает труда и не стремится обеспечить себя, хотя обладает для этого необходимым здоровьем и возможностями. Во-вторых, предусмотрены меры воздей-ствия на тех, кто отказывается самостоятельно трудиться, несмотря на бедственное положение, в котором они находятся. Эти принципы помо-гают сосредоточить ресурсы на действительно нуждающихся и стимулируют людей к активной трудовой деятельности.
Государство предоставляет поддержку всем бездомным, которые попадают в специальные учреждения. Эти люди нуждаются в помощи и не противодействуют ее получению.
Российское законодательство XIX века определило несколько кате-горий граждан, нуждающихся в помощи.
Те, кто не может обеспечить себя трудом— это люди, неспособные добывать средства к существованию из-за физических или иных ограниче-ний.
Осиротевшие, но трудоспособные— сироты, которые испытывают финансовые трудности, но имеют возможность работать.
Ленивые и зависимые— индивидуумы, которые избегают работы из-за лени или зависимостей, таких как алкоголь, азартные игры и наркотики.
Вынужденные нуждающиеся— те, кто оказался в бедственном поло-жении по причинам, независящим от их воли и усилий. Эти группы нуж-даются в особом внимании и поддержке, чтобы преодолеть трудности и улучшить условия жизни.
В 1827 году издается устав, суть которого заключалась в выплате единовременных пособий крупным чиновникам и лицам, которые занима-ли военные чины. Также полиции назначалась пенсия, размер которой устанавливало решение царя.
С возникновением капиталистической системы основной доход стал поступать от работы по найму, а не от собственного хозяйства. К сожалению, в ту эпоху работодатель не обеспечивал поддержку в случае старости или травмы. Это означало, что человек, потерявший способность трудиться из-за возраста или несчастного случая, оставался без помощи и становился нетрудоспособным.
В условиях, когда работник терял трудоспособность из-за болезни, его заработок резко сокращался, что создавало финансовые трудности для его семьи. Особенно остро это ощущалось при потере кормильца или при обретении инвалидности. Для решения этих проблем начали появляться общества взаимопомощи, известные как кассы. Их финансирование осу-ществлялось за счет взносов как от работодателей, так и от работников. Однако пенсии, которые они предоставляли, были крайне малы и не покрывали даже половины необходимых расходов, достигав лишь одной двадцатой от зарплаты. В ответ на это государство стало вносить свой вклад, обеспечивая правовую защиту и поддерживая развитие таких касс.
Закон об ответственности работодателей за несчастные случаи на ме-сте труда был принят только в 1903 г., в то время как зарубежные страны приняли его намного раньше, например, Германия в 1871. Но для получе-ния каких-либо пособий в результате полученных травмы или увечья необходимо было доказать в суде, что данное происшествие произошло именно на предприятии.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
3. О государственной социальной помощи : федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3699.
4. Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 28.12 2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.12.2013. № 52 (ч.1). Ст. 7007.
5. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей : федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929.
6. О страховых пенсиях : федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52. Ч. 1. Ст. 6965.
Материалы судебной практики
7. Решение № 2-494/2021 2-494/2021~М-485/2021 М-485/2021 от 14 июля 2021 г. по делу № 2-494/2021. – URL: https://sudact.ru/regular/doc/jFE6g0Cxe7Yv/?regulartxt
8. Решение № 2-911/2021 2-911/2021~М-824/2021 М-824/2021 от 15 июня 2021 г. по делу № 2-911/2021. – URL: https://sudact.ru/regular/doc/4zQLiermHb6p/?regulartxt
Литература
9. Буянова, М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: теоретико–правовой аспект / М.О. Буянова. – М.: Проспект, 2002. – 448 с.
10. Галаганов, Н.А. Право социального обеспечения: учебник / Н.А. Галаганов. – М.: Академия, 2012. – 415 с.
11. Ерофеева, О.В. Краткий исторический очерк развития социального обеспечения советского периода / О.В. Ерофеева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 11 (63). – С. 178–187.
12. Курбанов Р. А. Право социального обеспечения: учебник/Р. А. Курбанов; под ред. Р. А. Курбанова, К. К. Гасанова, С. И. Озоженко. –М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2018. – 439 с.
13. Кусакина Е.А. К вопросу о реализации принципов социальной защиты в Российской Федерации / Е.А. Кусакина // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки. Сборник статей IV Международной научно–практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 56–58.
14. Лысенкова, Е.С. История становления отрасли права социального обеспечения / Е.С. Лысенкова // В книге: Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение. Сборник научных трудов VIII Международной научно–практической конференции. – Санкт–Петербург, 2022. – С. 284–292.
15. Любимов Б. Социальное страхование в прошлом и настоящем / Б. Любимов. – М. Вопросы труда, 1925. – 24 с.
16. Мачульская Е.Е. Перспективы ратификации Россией международных актов в сфере социального обеспечения // Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения (материалы Всеросс. научно–практ. конференции 16–18 января 2003 г.) / отв. ред. К.Н. Гусова. – М.: ТК Велби, 2004. – 464 с.
17. Пашкова, Н.С. История становления социального обеспечения в России на разных этапах развития / Н.С. Пашкова // В сборнике: Advances in Science and Technology. Сборник статей LXII международной научно–практической конференции. – Москва, 2024. – С. 214–215.
18. Повесть временных лет / пер. Д.С. Лихачева, О.В. Творогова; коммент. А.Г. Боброва, С.Л. Николаева, А.Ю. Чернова при участии А.М. Введенского и Л.В. Войтовича; 129 ил. Мюда Мечева. – СПб.: Вита Нова, 2012. – 507 с.
19. Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2020. – 480 с.
20. Сапожникова Н.И. О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Н.И. Сапожникова // Образование и право. – 2020. – №3. – С. 79–82.
21. Устименко, В.Ю. Становление и развитие социального обеспечения в России / В.Ю. Устименко, А.С. Сорокина // В сборнике: Право, экономика и управление: теория и практика. Сборник материалов II Всероссийской научно–практической конференции. – Чебоксары, 2022. – С. 89–94.
22. Холостова Е.И. Управление в социальной работе: учебник для бакалавров / под ред. профессоров Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 211 с.
23. Цыкина Е.А. Проблемы определения понятия социального обеспечения России на современном этапе // В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник статей X Международной научно–практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 105–107.
24. Шведчикова Е.В. О некоторых особенностях правового регулирования прав граждан на социальное обеспечение / Е.В. Шведчикова // В сборнике: Власть и общество: история, современное состояние и тенденции развития. сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. – Абакан, 2024. – С. 187-189.