Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени железнодорожный транспорт считался самым безопасным видом транспорта. Но более тщательный анализ показывает, что с точки зрения безопасности движения железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного транспорта. Статистические данные за последние годы свидетельствуют о значительном количестве травм и смертей в результате столкновений пассажирских поездов. Чрезвычайные ситуации при перевозке опасных грузов, особенно опасных грузов железнодорожным транспортом, приводят к значительным разрушениям, загрязнению местности и поражению большого количества людей токсичными веществами. Для ликвидации последствий подобных чрезвычайных ситуаций, помимо организации медицинской помощи пострадавшим, необходимо реализовать комплекс природоохранных мероприятий.
Железная дорога располагает разнообразными инженерными сооружениями, техническим оснащением и оснасткой, основными из которых являются железнодорожные пути, подвижной состав (локомотивы и вагоны), оборудование локомотивов и вагонов, сигнальные сооружения и оборудование аппаратуры связи и вычислительной техники, электро- и водоснабжение, железнодорожные станции и узлы.
За последние годы железнодорожный транспорт претерпел значительные изменения в технологии, методах эксплуатации и экономике. Многое было сделано для технического перепроектирования железных дорог, основанного на электрификации, автоматизации, телемеханике, комплексной механизации, вычислительной технике и микропроцессорных технологиях.
Именно поэтому масштабы возможных чрезвычайных ситуаций возрастают в связи с увеличением пропускной способности железнодорожного транспорта и увеличением транспортного потока. В связи с этим актуальность исследований по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте очень высока.
Ежесуточно всеми видами транспорта перевозится более 100 млн. человек. Но при этом, на транспорте происходит значительное количество катастроф, аварий и происшествий, от которых погибает и травмируется большое число людей, наносится огромный материальный ущерб и вред окружающей среде.
Все это приводит к необходимости знать опасности, связанные с транспортом и уметь предвидеть их возникновение.
С учетом увеличения числа пользователей монорельсового транспорта, а также роста вероятности аварий, данное исследование направлено на обеспечение безопасности и защиту населения в условиях потенциальных чрезвычайных ситуаций.
Цель работы - создание эффективного плана защиты населения и территорий при авариях на монорельсовом транспорте, обеспечивающего безопасность пассажиров и оперативность реагирования экстренных служб.
Для достижения данной цели, необходимо решить ряд задач:
- Провести анализ исходной обстановки на монорельсовом транспорте;
- Рассмотреть организацию защиты населения в различных чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИСХОДНОЙ ОБСТАНОВКИ
1.1 Общие сведения
Метрополитен (отфр. metropolitain, сокращение от chemin defer metropolitain «столичная железная дорога»), метро — в традиционном понимании это городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделенная от любого другого транспорта и пешеходного движения (внеуличная). Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тысяч пассажиров в час в одном направлении). Линии метрополитена могут прокладываться под землей в тоннелях, по поверхности и на эстакадах (особенно это характерно для городских монорельсов). Крупнейшими метрополитенами в мире считаются:
- по количеству станций и длине маршрутов — Нью-Йоркский;
- по длине линий — Пекинский (456 км) и Шанхайский (437 км);
- по ежедневному и годовому пассажиропотоку — Токийский и Московский.
Размеры метрополитенов находятся в диапазоне от 2-километровой линии «мини-метро» в израильской Хайфе до Нью-Йоркской системы «подземок» и «надземок» с общей протяженностью линий более 1300 км. Разновидностями метрополитена или близкими к нему по свойствам и назначению транспортными системами (в зависимости от принятого определения) являются легкое метро, преметро, S-Bahn (S-Tog и т.п.), городские монорельсы (кроме аттракционов и экскурсионных). Название «метрополитен» (метро) принято во многих странах. До сих пор подавляющее большинство действующих метрополитенов представляют собой разновидность железной дороги.
Первая подземная железная дорога длиной 6 км была построена в Лондоне в 1863 году. Однако в английском языке название этой линии нарицательного характера не приобрело. Появлявшиеся вслед за тем линии метрополитена, в том числе и в Великобритании, получали другие названия. В частности, первая подземная линия в настоящее время является линией «Metropolitan* Лондонского метро, само же метро в английском языке называется «Лондон-андеграунд». Нарицательный смысл слова «метрополитен» и общепринятое сокращение «метро» возникли в Париже. Постепенно слова «метрополитен» и «метро» приобрели значение городской внеуличной железной дороги вообще во французском языке, а потом в таком качестве пришли и в другие языки (в том числе и русский).
Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868 году как надземный, однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными. В России первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве 15 мая 1935 года. Метрополитен надежно связывает центр города с промышленными районами и жилыми массивами.
На сегодняшний день доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56%. В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 млн пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 млн. Ежедневно по 12 линиям метрополитена, общей протяженностью 312,9 км со 188 станциями пропускается более 10 тысяч поездов. Вагонный парк насчитывает более 5 тысяч, из которых формируется более пятисот составов. По интенсивности движения, надежности и объемам перевозок Московский метрополитен стабильно занимает 1 место в мире. Он в первой тройке метрополитенов мира практически по всем показателям, но и в его истории случались трагические дни.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности грузовых автомобилей, транспортных средств, систем сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность, халатность водителей.
В большинстве случаев непосредственно происходят сход транспортного средства с рельсов, столкновение с препятствием на перекрестке, пожар и взрыв в вагоне. Однако путешествовать поездом примерно в 3 раза безопаснее, чем лететь самолетом, и в 10 раз безопаснее, чем на автомобиле.
1.2 Информация о рассматриваемом виде ЧС (масштаб и характер), основные понятия, термины и определения
Железнодорожный транспорт, который осуществляет огромное количество пассажирских и грузовых перевозок, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства, где существует высокий риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
Распространенные причины аварий на железнодорожном транспорте:
- Естественный физический износ технических средств,
- Нарушение правил эксплуатации,
- Усложнение технологии,
- Увеличение количества, мощности и скорости транспортных средств,
- терроризм.,
- Увеличение плотности населения вблизи железной дороги
Средства,
- Несоблюдение населением правил личной безопасности;
В большинстве случаев непосредственно происходят сход транспортного средства с рельсов, столкновение, наезд на препятствие на перекрестке, пожар и взрыв в вагоне. Не исключены разливы железнодорожных путей, оползни, обвалы и наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газ, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, коррозийные, токсичные и радиоактивные материалы, может произойти взрыв или возгорание цистерн и других вагонов. Устранить такую аварию очень сложно.
Железнодорожный состав считался самым безопасным видом транспорта. Но более тщательный анализ показывает, что с точки зрения безопасности движения железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного транспорта. Статистические данные за последние годы свидетельствуют о значительном количестве травм и смертей в результате столкновений пассажирских поездов. Чрезвычайные ситуации при перевозке опасных грузов, особенно опасных грузов железнодорожным транспортом, приводят к значительным разрушениям, загрязнению местности и поражению большого количества людей токсичными веществами.
1.3 Анализ статистических данных аварий на монорельсовом транспорте, на территории Российской Федерации и в мире
Восьмого апреля 1974 году из-за аварии на заводе «Аврора» в тоннель между станциями ленинградского метрополитена «Лесная» и «Прощадомжества» обрушилось более 4 млн м3 мокрого песка. Песок затопил 2 тоннеля метрополитена на протяжении 1 км. Восстановительные работы на обесточенной линии метро (5 станций) продолжались 9 лет.
В 1977 году в Москве в поезде метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская» взорвалась бомба. В результате теракта 7 человек погибли и 37 получили ранения.
В 2007 в час пик эскалатор № 4, который был включен для спуска на станции «Авиамоторная» Московского метрополитена, не выдержал нагрузки. В результате выхода из строя механизма было утрачено сцепление лестничной тележки и двигателя, эскалатор начал двигаться под весом человека, а скорость увеличилась. Контролер попытался затормозить эскалатор, но тормоза не сработали, и экстренное торможение тоже не помогло. Лестница набирала скорость, в 2-2,4 раза превышающую номинальную, около 100 человек не