Фрагмент для ознакомления
2
Вооруженные конфликты на протяжении всей истории оставляют неизгладимый след на культурном наследии, нанося ущерб не только материальным объектам, но и социальной ткани обществ, имеющих к ним отношение. Разрушение памятников и уничтожение культурных символов становятся частью стратегии ведения войны, что приводит к утрате коллективной идентичности и размыванию социальных связей [1]. Как показал конфликт в Мали, уничтожение исторических памятников, таких как мечети и мавзолеи в Тимбукту, служит не только в качестве военной тактики, но и представляет собой прямое нападение на культурные ценности, которые веками формировали общественное сознание и культуру человеческой цивилизации [4].
Необходимость активного международного реагирования обостряется именно в условиях конфликтов, когда защита культурного наследия становится особенно важной. Гаагская конвенция 1954 года и другие международные документы направлены на обеспечение сохранности культурных ценностей в условиях военных действий. Однако, как показывает практика, многие государства остаются недостаточно подготовленными к защите своих памятников. Роль международных организаций, таких как ЮНЕСКО, является ключевой в обеспечении соблюдения норм международного права, однако их возможности часто ограничены и зависят от политической воли стран [2][5].
Анализ ситуации в современных конфликтных зонах выявляет множество проблем, связанных с применением международного права. На практике часто возникают ситуации, когда состояния объектов культурного наследия остаются незаслуженно оставленными без внимания. Резолюции и декларации международных организаций могут служить началом для осуществления защиты, но их исполнение требует конкретных действий со стороны государств и активного сотрудничества [3]. Важно привлекать местные сообщества к процессам охраны и восстановления культурных объектов, что поможет сохранить не только физические памятники, но и культурные традиции и практики, связанные с ними.
Множественные разрушения, наблюдаемые в период конфликтов, приводит к утрате важнейших культурных символов и мест, подчеркивающих уникальность общецивилизационной культурной идентичности. На фоне этого размываются традиционные социальные связи, включая общинные и религиозные, что в свою очередь затрудняет процесс примирения после окончания военных действий. В Мали, к примеру, разрушение культурного наследия не только подорвало самоощущение местного населения, но и вызвало международное осуждение, демонстрируя общественное восприятие важности охраны культурных ценностей [4].
Здесь мы должны учитывать не только правовой и культурологический аспекты, но и социально-экономические факторы.
Долгосрочные инициативы по восстановлению культурного наследия требуют не только экономических ресурсов, но и комплексного подхода, включающего юридические, культурные и образовательные компоненты. Образовательные программы по охране культурного наследия могут стать важным инструментом для формирования сознания у следующего поколения о важности сохранения своей истории и культурных традиций [2]. Также необходимо наладить систему мониторинга состояния объектов культурного наследия, что позволит вовремя выявлять угрозы и реагировать на них.
Как показывает практика, участие местных сообществ в охране культурного наследия может значительно повысить эффективность предпринимаемых мер. Огромное значение имеет инициатива самих граждан, состоящая в распространении информации о значимости культурных объектов и вовлечении молодежи в проекты по их охране и восстановлению. Важно создать атмосферу, где каждое поколение чувствовало бы свою ответственность за сохранение наследия, что поможет противостоять разрушительным последствиям конфликтов и поддерживать культурное богатство на уровне общего достояния [1][3].
Рассмотрим более подробно, какие последствия для объектов культурного наследия несут в себе вооруженные конфликты.
Вооруженные конфликты приводят к значительным утратам в области культурного наследия, что влечет за собой серьезные последствия для социокультурной структуры постконфликтных обществ. При разрушении культурных объектов и памятников разрушаются не только физические объекты, но и культурные идентичности, которые они представляют. Как указывает ряд исследователей, в результате войн нарушается связь между поколениями, что нередко ведет к культурной утрате целых сообществ. Особенно яркие примеры можно наблюдать в случае конфликтов, происходивших в Ираке и Ливии, где разрушительные действия свидетельствуют о пагубном влиянии войн на исторические памятники [4].
Согласно статистике, представленной международными организациями, в результате конфликтов в Сирии с 2014 по 2015 год повреждено более 750 объектов культурного наследия. Этот процесс сопровождался не только физическим уничтожением, но и разрушением истории, на основе которой формируется современное общество. При этом, согласно докладам UNOSAT, лишь за один год разрушено 24 объекта культурного наследия, что подчеркивает необходимость защиты культурных ценностей в условиях военных действий [11].
Исторический опыт показывает, что во время Великой Отечественной войны на территории СССР происходило систематическое уничтожение и разграбление культурных ценностей, что было частью более широких стратегий оккупационных войск. В результате, потеря значительных объектов культурного наследия оказала глубокое влияние на развитие культуры и образования в послевоенное время. Офицеры противника фокусировались на вывозе артефактов, что отражало идеи о важности культурного наследия для формирования национальной идентичности [11]. Специалисты подчеркивают, что такие действия сильно повлияли на национальные самосознание и коллективную память народа.
Интересно, что разрушение культурного наследия не всегда происходит в ходе активных боевых действий. Часто оно вызвано негативным восприятием чужих ценностей, что делает защиту таких объектов особенно актуальной. Важно понимание, что культурное наследие принадлежит всему человечеству, а не отдельным нациям, и у каждого народа есть своя уникальная и неотъемлемая часть мировой культуры. В этом контексте возникают сложности в восприятии культурных ценностей, находящихся на территориях конфликтов, из-за предвзятого отношения к ним [11].
В ситуации вооруженного конфликта важно сосредоточиться на строгом и неукоснительном соблюдении международных правовых норм.
Международные правовые нормы ориентированы на сохранение культурного наследия во время вооруженных конфликтов. В частности, защитные механизмы включают в себя документирование уязвимых объектов и создание программ по их охране. Однако многие из этих мер остаются неэффективными в условиях гражданских войн, где нет четкой линии фронта и затрагиваются различные стороны, имеющие, в свою очередь, разные взгляды на культуру.
Исследования показывают, что сохранение культурного наследия во время конфликтов нельзя рассматривать только в рамках правового поля. Это также социальный вызов, требующий активного участия местных сообществ и международной поддержки. Одна из проблем заключается в том, что программы по восстановлению часто не учитывают мнения и потребности местных жителей, что может привести к новым конфликтам. Необходима комплексная стратегия, которая бы сочетала охрану наследия и помощь местным сообществам в восстановлении их культурной идентичности [15].
Соответственно, охрана исторических памятников и культура является неотъемлемой частью гуманитарной миссии в условиях конфликтов. Учитывая сложные условия, в которых они работают, международные правозащитные организации, такие как ЮНЕСКО, должны пересмотреть свои подходы и расширить программы, уделяя большее внимание культурным ценностям в контексте их значения для сообществ, находящихся под угрозой.
Таким образом, как следует из вышесказанного, последствия вооруженных конфликтов часто весьма масштабны, воздействуют на все сферы общественной жизни, включая культуру. Поэтому обсуждение путей защиты и сохранения культурного наследия должно включать разнообразные подходы и действия, взаимодействуя на международном, государственном и местном уровнях. Важно понимать, что возрождение культурного богатства не является лишь восстановлением разрушенных объектов, а должно включать коллективные усилия по воссозданию утраченных связей и традиций, что позволит обществу восстановить свою идентичность и восстановить доверие в условиях постконфликтного времени [13].
1.2.Международные механизмы защиты объектов культурного наследия
Международные механизмы защиты культурного наследия строятся на основе различных документов и нормативных актов, направленных на охрану объектов культурной ценности, особенно во время вооруженных конфликтов. Ключевыми документами здесь являются Гаагская конвенция о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов (1954), Конвенция о всемирном наследии (1972) и Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003). Эти соглашения предлагают рамки для международного сотрудничества и организацию помощи в охране культурного наследия, позволяя различным государствам работать в едином направлении [1, 2, 3, 4].
Важно отметить, что Гаагская конвенция 1954 года является первой международной попыткой создать правовую основу для защиты культурного наследия в условиях конфликта. Она определяет понятие «культурные ценности» и вводит механизмы для защиты этих объектов от злоупотреблений во время войны. Конвенция устанавливает обязательства для государств-участников по обеспечению защиты культурных ценностей на своей территории и в случае, если эти ценности находятся под угрозой [15]. Она также предписывает создание плана охраны и предотвращения разрушений, что актуально для конфликтных регионов.
Конвенция о всемирном наследии играет важную роль в идентификации объектов, имеющих необычайную универсальную ценность, а также в установленном механизме их охраны на международном уровне. Этот механизм включает в себя не только определение объектов, которые будут включены в список всемирного наследия, но и необходимость от государств-участников принимать меры по их защите [7]. На Международной платформе в рамках ЮНЕСКО предусмотрены программы, которые помогают странам разрабатывать стратегии охраны и восстановления объектов культурного наследия, а также обеспечить финансирование и техническую поддержку в критические моменты.
Сохранение нематериального культурного наследия также обретает значимость в контексте международных усилий. Конвенция об охране нематериального культурного наследия предоставляет основу для защиты традиций, обычаев и других нематериальных элементов культуры, которые могут быть под угрозой в условиях конфликтов. Эта конвенция подчеркивает, что нематериальные ценности не менее важны, чем материальные объекты, поскольку они формируют идентичность народов и их историческую память [7].
Кроме того, необходимо учитывать актуальность новых технологий в процессе охраны культурного наследия. Многие международные организации и правительства стран начинают применять цифровизацию и другие формы технологических средств для документирования и мониторинга состояния культурных объектов. Данные методы позволяют не только поддерживать и хранить информацию, но и эффективно реагировать на угрозы [9].
Влияние неправительственных организаций и волонтерских движений на сохранение культурного наследия в условиях конфликтов также становится темой активного обсуждения. Эти инициативы часто предоставляют необходимую помощь в восстановлении и защите объектов культурной ценности, когда государственные структуры могут быть затруднены в реализации своих обязательств по охране [10]. Координаторская роль таких организаций может варьироваться от оказания технической помощи до реализации образовательных программ, направленных на привлечение местного населения к проблемам сохранения наследия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
2. Венецианская хартия (Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест), рассмотрена на II Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам (Венеция, 1964 год), принята ИКОМОС в 1965 году.
3. Конвенция Всемирного культурного и природного наследия принята 16 октября 1972 года на XVII сессии Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры (Париж, 17 октября – 21 ноября 1972 г.).
4. Абрамова, П. В. Методика сохранения и актуализации объектов культурного наследия : учебное пособие для вузов / П. В. Абрамова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 111 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14425-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520050 (дата обращения: 19.11.2024).
5. Археологические памятники Пальмиры. Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/ru/list/23
6. Бунни А., Ал-Асаад Х. Пальмира. История. Памятники. Музей. М.: ГМВ, 2016. 208 с.
7. Григорьев, А. А. География всемирного наследия : учебное пособие для вузов / А. А. Григорьев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15893-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541018 (дата обращения: 19.11.2024).
8. Древние деревни Северной Сирии (Ancient Villages of Northern Syria) [Электронный ресурс]. URL:http://whc.unesco.org/en/list/1348
9. Кармов Т.М., Буторин Д.А. Международные организации в сфере сохранения Всемирного культурного наследия в условиях вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике в 2011-2017 гг. // Журнал института наследия. 2019. № 1. С. 1-20. [Электронный ресурс]. URL: http://nasledie-joumal.ru/ru/joumals/272.html
10. Коровкин Ф.П. История древнего мира. Изд.18-е М.: Просвещение, 1978. 240 с.
11. Кулемзин, А. М. Памятники истории культуры и их охрана : учебное пособие для вузов / А. М. Кулемзин. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 146 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11569-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542595 (дата обращения: 19.11.2024).
12. Российские ученые помогут восстановить древнюю Пальмиру // Институт истории материальной культуры РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.archeo.ru/press-relizy/rossiiskie-uchenye-pomogut-vosstanovit-drevnyuyu-palmir
13. Сафонов, А. А. Музейное дело и охрана памятников : учебник и практикум для вузов / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15742-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541822 (дата обращения: 19.11.2024).
14. Трехмерная модель Пальмиры, созданная при участии российских археологов, представлена на Санкт-Петербургском международном культурном форуме // Институт истории материальной культуры РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.archeo.ru/press-relizy/trehmernaya-model-palmiry-sozdannaya-pri-uchastii-rossiiskih-arheologov-predstavlena-na-sankt-peterburgskom-mezhdunarodnom-kulturnom-forume
15. Шихирин, В. В. Охрана объектов культурного наследия в современном образовательном процессе / В. В. Шихирин, Н. А. Харькова, Е. В. Урюпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 124-129. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56489/ (дата обращения: 19.11.2024).