Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Организация расчетов в игорном бизнесе — это один из ключевых аспектов, влияющих на эффективность работы казино, букмекерских контор и других игорных учреждений. Она включает в себя множество элементов, от финансового управления до соблюдения законодательства. Актуальность данной темы определяется тем, что, во-первых, игорный бизнес довольно популярный, и как правило высокодоходный, что обуславливает необходимость его четкого правового регулирования. Во- вторых, законодательству Российской Федерации свойственна неопределенность в правовом регулировании действия игорного бизнеса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» вне субъектовых игорных зон не смотря на запреты со стороны законодательства.
Важно отметить, что игорные зоны были установлены в Федеральном законе от 29.12.2006 №244- «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ №244). Согласно данному Федеральному закону, на территории Российской Федерации устанавливается 5 игорных зон в таких субъектах как: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область. При этом особенностью игорных зон является порядок исчисления налогов, а именно по каждому объекту налогооблажения, речь идет о игровых столах, автомтах и тд.
Думается, что такие меры имели определенный уровень эффективности для современного этапа развития информационно-телекоммуникационных технологий.
Цель работы - выявить особенности, сущность и организацию расчетов в игорном бизнесе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «игорный бизнес»
- определить текущее состояние налогообложения игорного бизнеса в РФ;
- налогообложения игорного бизнеса в РФ;
- выявить проблемы функционирования игорных зон.
Объектом исследования выступают общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правовой системы игорного бизнеса.
Предметом исследования являются нормы налогового права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая организация расчетов в игорном бизнесе.
Методы исследования, использованные в дипломной работе: анализ, сравнительный и комплексный подход, обсервационный и системно-структурный методы.
Информационной базой для написания работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам налогового контроля, законодательные и нормативные акты, материалы научно-практических конференций и периодических изданий, а также интернет - ресурсы
Структура работы: работа включает введение, основную часть, заключение, список используемой литературы.
РАЗЛЕЛ 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИГР И ПАРИ В РФ
1.1. Нормативно-правовое регулирование игорного бизнеса
С 1 июля 2009 г. в соответствии с положениями Федерального закона № 244-ФЗ в России официально запрещена деятельность по организации азартных игр, кроме специальных игорных зон, расположенных в Республике Крым, Алтайском, Приморском и Краснодарском краях, Калининградской области. Решения о создании и ликвидации игорных зон принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов страны. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах; организаторами азартных игр могут выступать только юридические лица. Запрет распространяется на игорную деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств подвижной связи.
Если рассматривать сферу игорного бизнеса в Российской федерации, то следует отметить, что ее развитию способствовала экономическая ситуация, которая повлияла на принятие решения о возможности разрешения на концессионных началах игорных клубов, где разрешалась продажа игральных карт и платная игра в «неазартные игры». Государство само становилось организатором периодических лотерей и игр, из которых получало дополнительных доход в казну. В 1988 году в СССР в качестве эксперимента в одной системе из гостиниц были установлены первые игровые автоматы, направленные на иностранных гостей. С 1993 года в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге) стали открываться различные игорные заведения: тотализаторы, казино, бинго и т.д. Чуть позже, 31 июля 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О налоге на игорный бизнес», благодаря чему данный вид деятельности стал развиваться легально.
Согласно закону, под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, направленная на получение дохода путем денежного выигрыша с помощью игр, пари, платы за проведение азартных игр, с использованием игровых столов, игровых автоматов, приема ставок в букмекерских конторах и тотализаторе в игорных заведениях. Как и любой вид деятельности, приносящий доход, игорный бизнес подлежит налогообложению.
Налог на игорный бизнес относится к региональным прямым налогам и регулируется 29 главой Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 365 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Игры и цифровая среда имеют большую актуальность в связи с растущей популярностью игровой индустрии и стремительным развитием новых технологий. Согласно статистическим данным NewZoo вся аудитория компьютерных игр в России составила 76,9 млн в том числе 69,3 млн играют на мобильных устройствах, 50,2 млн - на компьютерах и 26,2 млн - на консолях. Цифры подтверждают, что сфера активно развивается.
Таким образом у индустрии игр появились новые возможности, однако последнее породило множество проблем и коллизий, связанных с правовым регулированием. Новизну настоящей статьи подтверждает, что возникающие вопросы стали предметом актуальных научных исследований российских юристов: П.А. Байзаченко, Е.А. Буруковой, М.И. Коршунова, В.Р. Лапухова и других. Поэтому в работе будут рассмотрены проблемы регулирования и возможности, предоставляемые цифровыми технологиями для индустрии азартных игр[19].
Для контроля организации и проведения азартных игр законодателем, кроме норм Гражданского кодекса, выработан ряд федеральных законов. Начнём с определения понятий игры и пари. Согласно Федеральному Закону «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты»: «азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры». «Пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет».
Игры могут проходить только в специально отведённых для этого местах - в игорных заведениях: казино, залы игровых автоматов, тотализатор, букмекерская контора. С 2009 года вся деятельность, связанная с играми, за исключением игр в букмекерских конторах и тотализаторах, может организовываться только в игорных зонах. Для проведения азартных игр необходимо получить разрешение совместно от Правительства РФ и государственного органа субъекта РФ, в котором игровая зона будет создана.
В России на данный момент существует несколько функционирующих игорных зон: на территории Алтайского края «Сибирская монета», на территории Приморского края под названием «Приморье», на территории Краснодарского края «Красная Поляна» и «Янтарная» игорная зона в Калининградской области[9].
Тотализаторы и букмекерские конторы работают по полученной лицензии для осуществления мероприятий по проведению и организации азартных игр. Контроль со стороны государства заключается в том, что лицензию выдаёт Федеральная налоговая служба. Порядок оформления, необходимый перечень документов для регистрации и выдачи лицензии указан в постановлении Правительства РФ «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах». Данный документ содержит конкретный вид игорных услуг, место нахождения процессингового центра букмекерской конторы или тотализатора, адреса филиалов и других мест по организации игр в тотализаторах и букмекерских конторах.
Контроль со стороны ФНС заключается в следующем: налоговая создаёт общедоступный реестр, в который включаются организации, которые проводят азартные игры, на основе решений, принятых ФНС. В реестре содержится открытая информация о лицензиях, видах деятельности, адресах для организации азартных игр.
Букмекерские конторы и тотализаторы обязаны входить в саморегулируемые организации. Частью правового регулирования игр с использованием цифровых технологий является то, что саморегулируемые организации азартных игр и тотализаторов обязаны вести сайт в сети «Интернет» (предоставление информации и обеспечение доступа для потенциальных игроков).
Законодательством установлены требования к саморегулируемым организациям: в данных некоммерческих организациях должно быть не менее десяти членов определённого вида; СРО должны быть составлены правила приёма участников, стандарты для организаторов азартных игр, правила прекращения членства; а также должны быть установлены санкции за нарушении локальных актов саморегулируемой организации организаторов игр в букмекерской конторе и саморегулируемой организации организаторов игр в тотализаторах.
Кроме прочего, данные организации должны иметь компенсационный фонд (гарантия перед участниками азартных игр), который формируется за счёт членских взносов. В саморегулируемых организациях организаторов игр в букмекерских конторах размер компенсационного фонда должен быть не менее 300 миллионов рублей, в саморегулируемых организациях организаторов азартных игр в тотализаторах сумма фонда составляет не менее 100 миллионов рублей[16].
Для полного разбора представленной темы перейдём к юридической ответственности. За незаконную организацию и проведение игр установлена как административная, так и уголовная ответственность. Санкции за нарушение правил, связанных с играми и пари в России, подпадают под административную ответственность. Нарушителям могут быть назначены штрафы или другие административные взыскания в зависимости от серьезности нарушения.
За несанкционированную организацию и/ или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне специально отведенных мест или с использованием различных средств связи, включая мобильную и интернет-связь, административная ответственность может предусматривать штраф в размере до одного миллиона рублей.
В случае нарушений, связанных с букмекерскими конторами и тотализаторами, административная ответственность может быть наложена за осуществление деятельности без лицензии, а также может заключаться в штрафах различных размеров или приостановке деятельности букмекерской конторы или тотализатора.
Помимо административной ответственности, предусмотрена уголовная ответственность.
Наступает она в случаях незаконной организации и/или осуществления игорной деятельности с использованием игрового оборудования за пределами разрешенных игорных зон либо с использованием различных средств связи, таких как мобильные устройства или Интернет, без получения соответствующих лицензий или разрешений. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает лишение свободы на срок до шести лет и штраф в размере до 500 000 рублей за незаконную игорную деятельность.
В настоящее время существует четыре действующие игровые зоны в России:
1. Игровая зона «Сибирская монета»
Игровая зона создана в Алтайском крае в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 года, № 31.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 года, №32.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b20820739fab5a2c 2645f2c2dba2d73e9025f6e4/
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW_34661/ 02c930dba802b5fb 1564b5635a40d3a4e0e30ee8/
5. Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.07.2021 № 358-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 2021.
6. Федеральный Закон Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 № 115-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 2001. Ст. 4.
7. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2006 года№ 244-ФЗ // Консультант Плюс. -URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/
8. Федеральный Закон Российской Федерации ««О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» от 30.12.2020 № 493 // Официальный интернет-портал правовой информации. 2020. Ст. 8.
9. О внесении изменения в Закон Республики Крым "О налоге на игорный бизнес: Закон Республики Крым от 09 января 2018 года № 455-ЗРК/2018 // Правительство Республики Крым: официальный портал. URL: https://rk.gov.ru/documents/1d857564-d34b-423b-86a9 d963afeaf056?knohlfcbimglngdj
10. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2018 г. N 634 «О ведении перечней лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, в том числе электронных денежных средств, по поручению физического лица при проведении лотерей, при проведении азартных игр, и принятии Федеральной налоговой службой мотивированного решения о включении российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных лиц в такие перечни». - URL: https://base.garant.ru/71959172/?ysclid=lgaaxmwtik31718565
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О создании игорной зоны «Сибирская монета» от 09.02.2008 № 155-р // Официальный интернет-портал правовой информации. 2008. - URL: http://pravo.gov.ru/?ysclid=lhelxm0xq8283773863
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О создании игорной зоны «Приморье» от 20.08.2009 № 1213-р // Официальный интернет-портал правовой информации. 2009. - URL: http://pravo.gov.ru/?ysdid=lhelxm0xq8283773863
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О создании игорной зоны «Красная поляна» на территории муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края» от 10.08.2016 № 1697-р // Официальный интернет-портал правовой информации. 2016.
14. Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1625 (ред. от 24.08.2022) «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах»).
15. Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 12.03.2004 №22-1-14/413 «О налоге на игорный бизнес». Электронный ресурс: URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 47214/ Агентство правовой информации. Статистика. URL: http:// www. stat.апи-пресс.рф
16. Newzoo - мировая компания, которая занимается прогнозированием доходов и изучением поведения потребителей киберспортивного рынка // [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/34K8cE
17. Агапова, А. А. Особенности налогообложения игорного бизнеса на отдельных территориях России / А. А. Агапова, Л. В. Кудряков // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 11-3 (57). С. 5-12.
18. Анализ исполнения консолидированного бюджета Республики Крым за 2023 год // Правительство Республики Крым. URL: https://minfin.rk.gov.ru/structure/59cbd07d-48c4-4749-843a-23a74fa5cd6d
19. Базайченко ПА. Правовое регулирование отношений, возникающих из игр и пари: проблемы и пути решения / П.А. Базайченко, Н.С. Махарадзе // Материалы I региональной студенческой конференции к 65-летию ТОГУ: Материалы конференции, Хабаровск, 27-28 апреля 2023 года / Редколлегия: отв. редактор Е.А. Мазур. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2023. С. 17-22.
20. Бурукова Е.А. Правовое регулирование азартных игр и пари по законодательству Российской Федерации / Е.А. Бурукова // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 12(51). С. 493-496.
21. Евсикова, Е. В. Булахова, И. А. Некоторые аспекты создания игорной зоны в Республике Крым // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. 2020. Т 6 (72). № 1. С. 431-444.
22. Жильцова Ю.В., Иванова Д.В. Принцип справедливого налогообложения и его практическая реализация // Международный бухгалтерский учет. 2022. Т. 25. Вып. 6. С. 679-700.
23. Иванец А.Д. Игорная деятельность в международной практике: фискальные отношения в ЕС и России / А. Д. Иванец, Насырова А. М. // Научный альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2020. № 4. С. 121-135.
24. Иванец, А. Д. Игорная деятельность в международной практике: фискальные отношения в ЕС и России / А. Д. Иванец, Насырова А. М. // Научный альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2020. № 4. С. 121-135.
25. Комерсантъ Роскомнадзор прошелся по онлайн-казино: официальный сайт. - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5117898?ysclid=lga7vrtvdh715339001
26. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов // Официального сайт Федерального казначейства. - URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/974/
27. Коршунов М.И. Развитие правового регулирования азартных игр и пари в России / М.И. Коршунов // Вестник науки. 2019. Т. 2, № 7(16). С. 15-19.
28. Коршунов М.И. Развитие правового регулирования азартных игр и пари в России // Вестник науки. 2019. Т. 2. № 7(16). С. 15-19.
29. Лапухов В.Р. О проблемах правового регулирования обязательств, возникающих из игр и пари / В.Р. Лапухов // Вопросы российской юстиции. 2023. № 26. С. 85-93.
30. Налог на игорный бизнес // Федеральная налоговая служба. URL: https ://www.nalog. gov.ru/m91 /taxation/taxes/gambling_tax/
31. Роскомнадзор прошелся по онлайн-казино // Коммерсантъ. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5117898
32. Сидорова Е.А. Проблемы правового регулирования налога на игорный бизнес в РФ. // Фундаментальные и прикладные исследования гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научно-практической конференции: В 3-х частях, Новосибирск-Краснодар-Армавир-Саратов, 28 декабря 2017 года / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. Том Часть 3. - Новосибирск-Краснодар-Армавир- Саратов: Общество с ограниченной ответственностью «Академия управления», 2018. С.86.
33. Сулейманова А. С. Основные проблемы законодательного регулирования и налогообложения игорного бизнеса в России // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2024. № 4. С. 31-34.
34. Трушкина, П. В. Игорный бизнес в России: проблемы правового регулирования и судебная практика // Молодой ученый. 2023. № 51 (393). С. 271-272.
35. Трушкина, П. В. Игорный бизнес в России: проблемы правового регулирования и судебная практика / П. В. Трушкина, Г. У. Фаталиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2024. № 51 (393). С. 271-272.
36. Цареградская, Ю. К. Налог на игорный бизнес: особенности правового регулирования в России // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 9(49). С. 125-131.
37. Цареградская, Ю. К. Налог на игорный бизнес: особенности правового регулирования в России / Ю. К. Цареградская // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 9(49). С. 125-131.
38. Юсупалиев Д.Д. Понятие и сущность цифровизации правовых институтов. // ORIENSS. 2022. №5. С.892-894.