Фрагмент для ознакомления
2
Правонарушение, предусмотренное статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связано с недекларированием денежных средств, что в свою очередь отражает не только правовые, но и социальные аспекты. Данная статья призвана бороться с попытками уклонения от контроля за движением денежных средств, что может затруднить деятельность государства в области финансового мониторинга и борьбы с коррупцией.
При перемещении товаров (включая наличные деньги) физическими лицами в местах, где товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС, может использоваться система двойного коридора.
"Зеленый" коридор - это специально отведенное в местах перемещения товаров через таможенную границу место, предназначенное для перемещения через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию (пункт 2 части 1 статьи 257 Таможенного кодекса ЕАЭС) .
"Красный" коридор - это специально обозначенное в местах перемещения товаров через таможенную границу место, предназначенное для перемещения через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых таможенное декларирование осуществляется по требованию таможенного органа. физическое лицо (пункт 3 части 1 статьи 257 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Физическое лицо, пересекающее таможенную границу, самостоятельно выбирает соответствующий коридор для совершения (неисполнения) таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров для личного пользования. Пересечение физическим лицом линии пропуска (въезда) в "зеленый" коридор - это заявление физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию (пункт 3 статьи 257 Таможенного кодекса ЕАЭС).
В соответствии с подпунктами 7 и 8 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенные декларации подлежат:
- наличные деньги и (или) дорожные чеки, если их общая сумма при импорте или экспорте превышает сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США по обменному курсу, действующему на день подачи пассажирской таможенной декларации в таможенный орган;
- денежные инструменты, за исключением дорожных чеков.
Статья 1 Соглашения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денег и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписано в Москве 19.12.2011) раскрывает понятия "наличные деньги" и "денежные инструменты".
Таким образом, наличные деньги - это денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монеты, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах-членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), в том числе изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении банкноты находятся в обращении.
Денежными инструментами являются дорожные чеки, переводные векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) выплатить денежные средства, в которых не указано лицо, которому производится такой платеж .
Таможенное декларирование наличных денег и денежных инструментов осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации, которая заполняется на русском или английском языках, либо на официальном языке государства-члена, в таможенный орган которого подана такая пассажирская таможенная декларация, и с разрешения таможенного органа - на другом иностранном языке, о котором говорят должностные лица таможенного органа, в который будет подана такая таможенная декларация (пункт 3 статьи 260 Таможенного кодекса ЕАЭС).
При таможенном декларировании денежных средств, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная стоимость или соответствующая сумма в валюте государства-члена или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяется денежным средством. При отсутствии номинальной стоимости и невозможности определения суммы в валюте государства-члена или иностранной валюте, право на получение которой удостоверено денежным документом, в пассажирской таможенной декларации указывается количество денежных документов, перемещаемых через таможенную границу (пункт 16 статьи 260 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 17 статьи 260 Таможенного кодекса ЕАЭС, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении физическими лицами наличных денег и (или) денежных инструментов, подлежащих таможенному декларированию, через таможенную границу в пассажирской таможне должны быть указаны следующие сведения декларация:
1) реквизиты документа, подтверждающего право лица на пребывание на территории государства-члена, адрес места жительства или места пребывания на территории государства-члена;
2) информация о денежных инструментах, за исключением дорожных чеков (тип денежного инструмента, наименование эмитента, дата выдачи и идентификационный номер (при наличии));
3) информация об источнике происхождения наличных денег и (или) денежных инструментов, а также об их целевом использовании;
4) информация о маршруте и способе перевозки наличных денег и (или) денежных инструментов.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 КоАП РФ, является нарушение порядка таможенного декларирования денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами.
Предметом административного правонарушения, предусмотренного настоящей нормой, являются наличные деньги и денежные инструменты.
Объективную сторону административного правонарушения образует действие или бездействие физического лица, выражающееся в недекларировании или недостоверном декларировании по установленной форме наличных денег и (или) денежных инструментов, подлежащих таможенному декларированию, если они подлежат обязательному декларированию .
Наличие обязательного декларирования денежных средств обусловлено необходимостью обеспечения прозрачности в экономических процессов и подотчетности. В этом контексте недекларирование воспринимается как нарушение, влекущее за собой определенные административные наказания, что является стимулом для граждан и организаций соблюдать требования законодательства.
Ключевым элементом правонарушения по статье 16.4 является сам факт несообщения о наличии денежных средств, что может быть вызвано различными мотивами, от неосведомленности до намеренного игнорирования правил. Недекларирование может происходить на разных уровнях: как на индивидуальном, так и на корпоративном. Важно учитывать, что не всегда причины недекларирования однозначны. Иногда физические лица или юридические лица могут не представлять серьезности последствий своих действий, не понимая, что это может повлечь административную ответственность.
Следует отметить, что статья 16.4 КоАП РФ не только определяет саму недекларацию как правонарушение, но и устанавливает механизм ответственности. Наказание за данное правонарушение может варьироваться от предупреждения до штрафа, в зависимости от обстоятельств дела и намерений правонарушителя. В данной связи необходимо обратить внимание на бремя доказательства, которое ложится на органы, осуществляющие контроль. Им следует обосновывать наличие правонарушения, что требует тщательной работы по сбору и анализу информации о денежных средствах, которые должны были быть задекларированы.
Декларирование денежных средств предполагает не только указываемый объем, но и достоверность представляемой информации. В этом контексте важно, чтобы системы, использующиеся для декларирования, были максимально понятны и доступны для всех категорий граждан. Законодательство должно учитывать различия между различными категориями декларантов: физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Каждая из этих групп имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке норм и правил.
Часто причиной недекларирования является сложность самих механизмов декларирования. Существуют случаи, когда у граждан не хватает информации о том, какие именно средства требуется декларировать, или же они не имеют четкого представления о последствиях своих действий. Поэтому образовательные программы играют важную роль в повышении уровня информированности. Необходимость просвещения в области декларирования должна быть подчеркнута на всех уровнях, начиная от образовательных учреждений и заканчивая разъяснением норм законодательства через СМИ и другие каналы .
Нарушение информации о финансовых активов может также быть связано с недостатками в системе контроля и механизмах правоприменения. Важно, чтобы существующие правила декларирования соответствовали современным требованиям и обеспечивали целостность и прозрачность системы. Это подразумевает усовершенствование как самого законодательства, так и практики его применения. Разработка и внедрение новых технологий могут способствовать более эффективному контролю за соблюдением норм законодательства и уменьшению случаев недекларирования.