Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы нашей курсовой работы определяется тем, что в данный момент времени развитие современного российского общества сопряжено с преодолением целого комплекса проблем и противоречий, порожденных масштабным духовно-нравственным кризисом, сложившимся на рубеже столетий.
Осмысление перспектив общественного развития предполагает заботу государства о духовном здоровье детей и молодежи, формировании в них ценностного отношения к национальной истории и культуре, верности духовным святыням и нравственным традициям, и нормам своих предков. И, пожалуй, главной такой проблемой сегодня становится отношение к Родине, к правам и обязанностям, которые сопряжены со статусом гражданина.
В связи с вышесказанным, в последние годы начинает активно развиваться внутренний туризм в России. Пересматриваются подходы к организации туристских маршрутов, которые включают в себя не просто и не только, например, экскурсии в музеи, по населенным пунктам, разрабатываются комплексные мероприятия для путешественников разных возрастов.
Это с рядом причин. Россияне реже выезжают в другие государства, но от этого тяга, например, к познавательному, экологическому или историческому туризму стала компенсироваться поездками по историческим и культурно значимым местам родной страны.
Изменилась государственная политика в области туризма. Так, разработана и введена в действие Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)» , в которой обозначены ключевые области, напрямую влияющие на изменение ситуации и привлечение туристов.
Особое внимание обращается на финансирование, так как отечественная индустрия туризма до сих пор требует серьезных преобразований, а, следовательно, немалых вложений. Если в крупных культурных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань и прочие) хорошо продуманы системы размещения, питания, развлечения, то маленькие города до недавнего времени не могли предоставить путешественникам комфортное пребывание с целью знакомства с историей и современностью края.
В районных же центрах не было комфортных гостиниц, практически не развит был общепит, а в местных историко-краеведческих музеях годами не менялись экспозиции.
Инновационной формой экскурсий в методическом плане является экскурсия виртуальная, которая современными исследователями рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие.
Сложились определенные противоречия между:
– потребностью общества в воспитании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса в теории и практике образования;
– потребностью педагогов в воспитании патриотических качеств у детей и молодежи отсутствием педагогической технологии, позволяющей целенаправленно осуществлять процесс городских историко-краеведческих экскурсий.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования, заключающуюся в теоретическом обосновании городских историко-краеведческих экскурсий.
Объект исследования: городские историко-краеведческие экскурсии.
Предмет исследования: изучение и разработка городских историко-краеведческих экскурсий.
Цель исследования: выявить и научно теоретико-методические основы изучения и разработки городских историко-краеведческих экскурсий.
Задачи исследования:
-изучить значение краеведения для внутреннего туризма;
- проанализировать значение исторического туризма;
- раскрыть городские экскурсии в России как социокультурный феном;
-рассмотреть разработку и организацию городских историко-краеведческих экскурсий;
- обозначить
Методы исследования: в ходе научной работы использовались теоретические методы исследования:
Методы теоретического анализа, которые позволяют понятие историко-краеведческие экскурсии и выявить проблемы исследования.
В числе методов теоретического анализа в исследовании использовались:
- метод структурного анализа (выявление совокупности сущностных характеристик понятий экскурсии;
- метод обобщения, позволяющий обобщать результаты теоретического анализа, обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, выделять в знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им некоторую целостность.
В курсовой работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части курсовой работы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах.
Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам городских историко-краеведческих экскурсий.
Структура работы: содержание, введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений, полученных в ходе исследования.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ
1.1. Значение краеведения для внутреннего туризма
Россия богата традициями и народными промыслами, поэтому одной из важных составляющих внутреннего туризма является сувенирная продукция. Приезжая в новое для себя место, каждый турист хочет приобрести на память что-то интересное и самобытное, напоминающее о пережитых эмоциях. Банальные магнитики, календарики, ручки с надписями уже не отвечают требованиям времени.
Регионы России вынуждены разрабатывать новые тренды, в которых заключается их узнаваемость. В настоящее время для развития экскурсионной деятельности и привлечения населения к внутреннему туризму создана система грантовой поддержки. Особого внимания заслуживает президентский фонд культурных инициатив, где реально выиграть средства на реализацию самых амбициозных проектов.
Одной из ключевых в структуре внутреннего туризма в России является проблема краеведения как в широком, так и в узком смыслах понимания.
Анализ литературы показал, что степень разработанности темы недостаточна для того, чтобы сделать выводы о значении краеведческого материала для туристской индустрии. В интернет-пространстве на различных образовательных сайтах можно найти тексты курсовых и выпускных квалификационных работ, где в названии встречается термин «краеведение». Несмотря на практически отсутствие научной литературы по проблеме, особого внимания заслуживают несколько исследований.
О.В. Зуева разделяет краеведение краеведения на научное и историческое. О.В. Зуевой охарактеризовала его формы: туристско-краеведческая (получение краеведческого материала во время походов), экскурсионная, лекционная (по определенной теме), архивная, музейная. Ценным является ею разработанный алгоритм изучения края, который включает в себя четыре основных подхода: поиск и изготовление крупномасштабной карты для ориентирования на местности; поиск и изучение различных материалов (архивных, литературных, статистических и других); организация и проведение экспедиции по заранее обозначенному маршруту; обработка и обобщение всех найденных материалов .
Особый интерес для организации школьной практики имеет проект М.И. Сердюковой «Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы». Автор определяет содержание, количество и качество туристско-краеведческой деятельности; выстраивает систему мероприятий (уроки туризма, экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, детские объединения, клубы, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, музеи, уроки, семинары, туристские лагеря, учебно-тренировочные сборы, профильные смены) для развития туристско-краеведческой деятельности .
Н.В. Добрынина раскрывает тему с точки зрения важности для развития детей и юношества. Важно, что автор исторически обосновывает включение краеведения в воспитательную систему школьников. В качестве доказательства представлена общеразвивающая программа туристско-развивающей направленности «Туристы-краеведы», рассчитанная для детей от 7 до 14 лет .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы развития военно-исторического туризма в Крыму; Арзуманян Л.М. В сборнике: Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Научный редактор Н.Г. Гончарова. 2017. С. 126-127.
2. Белкина С.В. Создание и открытие новых объектов показа военно-исторического туризма на территории республики Крым /С.В. Блекина, Д.В. Горохова //Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма. 2023. С. 394.
3. Библиотека и краеведческий туризм: современные подходы: метод. рек. / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл.; Тамб. обл. универс. науч. бка им. А.С. Пушкина, науч.- метод. отд.; сост. Н.В. Аверьянова, ред. И.С. Мажурова, отв. за вып. Л.Н. Патрина. – Тамбов, 2017. – 35 с.
4. Бухарина, И.Л., Городские насаждения: экологический аспект: монография. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. 206с
5. Григорьева, Т.И. Современные тенденции спроса на рынке туристских услуг в условиях цифровой экономики /Сервис в России и за рубежом.2019. №4(86). С.18.
6. Дементьева А.Г., Соколова М.И. Туристский потенциал как условие эффективного развития региональной туриндустрии (на примере Белгородской области) // Вестник Университета Российской академии образования. 2018. № 4. С. 83-88.
7. Дианова А.А., Кострикин Л.В. Пешие прогулки как средство физического воспитания в ВУЗе / Мат-лы междунар. научно-практ. конф. «Устойчивое развитие региона: проблемы и тенденции». ̶ Липецк: ЛГТУ, 2022. – С. 384–387.
8. Дианова А.А., Кострикин Л.В. Пешие прогулки как средство физического воспитания в ВУЗе / Мат-лы междунар. научно-практ. конф. «Устойчивое развитие региона: проблемы и тенденции». ̶ Липецк: ЛГТУ, 2022. – С. 384–387.
9. Добрынина Н.В. Туристко-краеведческая деятельность // https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/472135-turistskokraevedcheskaja-dejatelnost (дата обращения: 17.11.2024).
10. Дрючина Е. Д. Понятия «военно-исторический туризм» и «военно-патриотический туризм» в современной отечественной литературе // Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 мая 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 61-66.
11. Зуева О.В. Краеведение и туризм Самарской области: учеб. пособие. − Самара: Издво Самарского университета, 2017. 76 с.
12. Картофельный городок: ужасы концлагеря в Симферополе / РИА Новости Крым // РИА Новости: сетевое издание: [сайт]. – URL: https://crimea.ria.ru/20230502/ kartofelnyy-gorodok-uzhasy-kontslagerya-v-simferopole---arkhivy-fsb-1128482669.html. –Дата публикации: 02 мая 2023.
13. Краеведческие музеи Крыма и Кубани: путеводитель для туристов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kudanamore.ru/articles/kraevedcheskie-muzei-kryma-i-kubani-putevoditel-dlya-turistov/ (Дата обращения: 17.11.2024).
14. Краеведческий туризм как форма библиотечной работы: методические рекомендации, библиография в помощь продвижению краеведческой литературы / Централизованная библиотечная система города Ярославля, Центральная библиотека имени М.Ю. Лермонтова; сост. Н.И. Фондо. Ярославль, 2018. 21 с.
15. Лесков А.С., Лескова Г.А., Молозина И.В. 2022. Экскурсия как средство современной презентации музея и города в культурном туризме. – Музей и проблемы культурного туризма. Материалы двадцатого Круглого стола в Государственном Эрмитаже. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа. С. 133-145.
16. Лесков А.С., Лескова Г.А., Молозина И.В. 2022. Экскурсия как средство современной презентации музея и города в культурном туризме. – Музей и проблемы культурного туризма. Материалы двадцатого Круглого стола в Государственном Эрмитаже. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа. С. 133-145.
17. Логинова Е.В. Развитие этнографического туризма в Крыму /Е.В. Логинова //Геополитика и экогеодинамика регионов.-2020. №3. С.205.
18. Макканелл, Д. Турист. Новая теория праздного класса / Д. Макканелл. М.: Ад Маргинем, 2016. 280 с.
19. Михайлова М.Н. О продажах туристского продукта. Вестник Псковского государственного университета. http://cyberleninka.ru/ journal/n/vestnik-pskovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-seriya-ekonomicheskie-i-tehnicheskie-nauki.,122-132с.
20. Молчанова, В.А. Инновации городов- центров туризма: «Умная дестинация» /В.А. Молчанова //Наука сегодня: Фундаментальные и прикладные исследования, 2019. С.34.
21. Николаенко Н.В. Архитектурно-музейный аспект концепции культурно-исторического туризма: Крымский вектор /Н.В. Николаенко, В.А. Шилина //Таврические студии. 2023. №35. С. 40.
22. Никольская Е.Ю. Влияние цифровых потребительских привычек на управление инновациями в индустрии гостеприимства и туризма /Е.Ю. Никольская //Международная экономика. 2022.№4. С.312.
23. Особенности обзорных городских экскурсий. Информационный портал TourFAQ.net // Электронный ресурс. — URL: http://tourfaq.net/excurs/osobennosti-obzornyx-gorodskix-ekskursij/ (дата обращения 15.11.2023
24. Отнюкова, М.С. Туристское событие как иннвоациионный ресурс развития региона /М.С. Отнюкова //Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса.2020. №2-2. С.42.
25. Попов А.Д. Память о Великой Отечественной войне в идеологической парадигме советского туризма// Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. №3. С.43-48.
26. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 №2129-р (ред. от 07.02.2022) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // «Собрание законодательства РФ», 30.09.2019, №39, ст. 5460
27. Селиванов В. В. Туристские ресурсы региона. - Крым: учебник для вузов / В. В. Селиванов. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 195 с.
28. Селиванов, В. В. Туристские ресурсы региона. Крым : учебник для вузов / В. В. Селиванов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14798-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520307 (дата обращения: 17.11.2024).
29. Сердюкова М.И. Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы. – URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/ 2016/12/29/ turistsko-kraevedcheskaya-deyatelnost-kak-osnova (дата обращения: 15.09.2022).
30. Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2035 года//: URL: https:// tourism.gov.ru/documents/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoyfederatsii-v-period-do-2035-goda/ (Дата обращения:17.11.2024).
31. Структура туристского рынка: учеб. пособие / А.Ю. Александрова – М.: Пресс – Соло, 2002 384 с.
32. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)». – URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/56662025/ (дата обращения: 16.11.2024)
33. Шенникова К.Ю. Традиционные ценности как фактор сохранения и единения современной России // Власть. 2017. № 1. С. 159-164.