Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Проблема управления затратами на производство и реализацию продукции – это одна из наиболее важных и сложных в экономике организаций, ей уделяется достаточно много внимания в современной экономической литературе, а также широко рассматриваются различные методы управления затратами, целью которых в условиях современности является именно оптимизация затрат, а не их минимизация, как было ранее. Многие методы позволяют не только определять уровень затрат, но и оценивать конкурентную позицию предприятия, его продукции или услуг, позволяют ориентироваться на постоянно меняющиеся требования рынка и своевременно реагировать на них.
Сегодня на рынке функционирует множество предприятий и организаций, которые постоянно сталкиваются с проблемой рационального использования ресурсов в хозяйственной деятельности. Эти ресурсы являются отнюдь не бесплатными и требуют определенных затрат, которые каждая фирма обязательно должна учитывать, чтобы лучше понимать, на чем можно сэкономить и что усовершенствовать во благо поддержания оптимального объема выпуска товаров и максимизации прибыли без убытков собственной деятельности. От общей величины затрат зависит важный показатель деятельности организации – прибыль, и, соответственно, конкурентоспособность ее товаров и услуг на рынке, поэтому уровень фактических затрат играет большую роль в решении важнейших задач коммерческой деятельности организации. Если предприятие будет тщательно управлять затратами и находить пути их оптимизации, она сможет более точно подсчитать, какие цены установить на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, стоит ли вводить в эксплуатацию новые технологии, автоматизировать или же расширять производство.
Целью работы является изучение современных методов учета затрат и калькулирования продукции ООО «Фортус».
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучить методы учета затрат и калькулирования продукции;
- провести анализ методов калькулирования себестоимости продукции организации;
- определить направления совершенствования учета затрат и калькулирования продукции в ООО «Фортус».
Объектом исследования являются ООО «Фортус».
Предметом исследования является методы калькулирования себестоимости продукции ООО «Фортус».
Теоретической и эмпирической базой исследования послужили данные учебной литературы, научных статей, периодической литературы, данные ООО «Фортус», ресурсы сети Интернет.
Для решения задач исследования использованы методы:
- изучения нормативных документов, учебной литературы и публикаций отечественных и зарубежных авторов по теме исследования;
- анализа финансового положения и себестоимости продукции в ООО «Фортус»;
- разработки рекомендаций по совершенствованию методов затрат и калькулирования продукции (работ, услуг) в ООО «Фортус».
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Методы учета затрат и калькулирования продукции
1.1. Сущность и классификация затрат организации
В зарубежной и отечественной литературе по экономике всегда уделялось немало внимания исследованиям категорий затрат. Такие знаменитые ученые, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, В. Леонтьев, В. Б. Ивашкевич, Л. В. Канторович и многие другие, рассматривали в своих трудах различные теоретические и практические аспекты управления затратами.
На настоящий момент исследования сущности затрат имеют дискуссионный характер, поскольку в рамках экономики существует несколько категорий, относящихся к затратам: расходы, издержки, себестоимость и, собственно, сами затраты. Многие ученые часто трактуют эти термины как синонимы, но фактически эти понятия имеют разное экономическое содержание, поэтому их стоит определить в точки зрения бухгалтерского учета, где изменения капитала в результате деятельности организации являются важным пунктом для разграничения и отражения затрат в балансе [4, с. 48].
Деятельность каждой фирмы, в том числе и торговой, предполагает затраты. Торговля, в соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» - это вид предпринимательской деятельности, который связан с перепродажей товаров.
Затраты – это объем ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, которые используются при производстве и сбыте продукции, работ и услуг. Затраты отражаются во внутреннем учете фирмы на момент их потребления в процессе производства и всегда измеряются денежными суммами [8, с. 35].
По экономическому содержанию не все расходы торгового предприятия включаются в издержки обращения. При этом необходимо отметит, что в торговле, как и в любом виде бизнеса, есть свой перечень затрат, который не является унифицированным, и может варьироваться от того, торговлей чего занимается предприятие.
Издержки – это совокупность всех затрат экономических ресурсов в денежной форме в процессе кругооборота хозяйственных средств.
В процессе изготовления продукции обязательно определяется ее себестоимость, которая включает в себя сумму затрат на создание товара – это затраты производства. Затратами на реализацию называются такие, которые непосредственно связаны с перемещением товарной продукции от места, где они производятся, до магазинов и потребителей. Перед каждым производственным предприятием всегда стоит важнейшая задача – обеспечение эффективного использования всех затрат, которые на практике обычно учитываются и планируются совместно, как единое целое [15, с. 59].
По данным многих статистических исследований можно увидеть, что наибольшую часть, а именно 50-55%, в составе общих затрат приходится на издержки производства, в то время как у издержек обращения эта доля составляет всего 10-15%. Именно поэтому на практике часто умалчивается о разделении затрат на составные части – все они рассматриваются в совокупности.
Существуют издержки, которые подлежат обязательному учету на предприятии, ведь фирма понесла их в процессе своей деятельности (расходы на сырье и материалы, налоги, отчисления на заработную плату персонала и др.). Они носят название явных или бухгалтерских издержек.
Есть и такие затраты, которые не подсчитываются в бухгалтерии, но должны быть приняты во внимание для того, чтобы совершать важные административно-управленческие решения. Они представляют собой стоимость таких благ, которые предприятие могло бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования ресурсов. Ведь все затраты подразумевают под собой некие жертвы, поскольку, чтобы что-то произвести, приходится часто чем-либо пожертвовать. Такие издержки называются неявными, которые иногда именуются альтернативными (упущенной выгоды). Экономистам или предпринимателям важно учитывать и явные, и неявные затраты в совокупности, то есть иметь дело с экономическими издержками [13, с. 32].
Основные виды затрат, с которыми они чаще всего сталкиваются организации, приведены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные виды затрат предприятия
Классификация затрат по экономическим элементам позволяет узнать и проанализировать структуру себестоимости товаров. Она приведена в ПБУ 10/99 и включает в себя:
а) материальные расходы, которые представляют собой стоимость всех видов сырьевых, основных и вспомогательных материалов, исключая возвратные отходы, покупные комплектующие изделия, топливо, электроэнергию и т.д.;
б) расходы на оплату труда – это все виды заработной платы, премий, оплата труда на договорной основе, стоимость готовой продукции, которая была выдана работникам в качестве натуральной оплаты;
в) отчисления на социальные нужды, включающие в себя взносы на страхование в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
г) амортизационные отчисления – это денежные средства, перечисляемые на возмещение износа основных фондов предприятия;
д) прочие расходы, к которым могут относиться налоги, аренда, затраты на погашение процентов по кредитам, на командировки, подготовку и переподготовку кадров, содержание служебного транспорта, рекламу, ведение бухгалтерского учета, пожарную и сторожевую охрану со стороны других организаций, гарантийное обслуживание и ремонт, оплату услуг связи, амортизацию нематериальных активов, а также другие затраты, ранее не перечисленные [1].
В соответствии со ст. 253 Налогового кодекса РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, делятся на: материальные, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие. То есть в налоговом учете не принимаются в расчет социальные отчисления.
Группировка затрат организации по статьям калькуляции выделяется с целью определения себестоимости единицы продукции. Здесь расходы объединяются по направлениям производства и по месту возникновения: непосредственно в самом производстве, в его обслуживании, в управлении фирмой или же при сбыте товаров. Данная группировка обычно имеет следующие составляющие:
– сырье и материалы;
– возвратные отходы;
– покупные изделия и полуфабрикаты;
– топливо и энергия на технологические цели;
– оплата труда персонала;
– отчисления на социальные нужды;
– расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
– потери от брака;
– общехозяйственные расходы;
– коммерческие расходы;
– прочие производственные расходы.
По способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Данная классификация установлена ст. 318 Налогового кодекса РФ. Прямые включаются в себестоимость определенного типа продукции, так как непосредственно связаны с его производством, а косвенные напрямую не относятся на себестоимость, а только пропорционально распределяются между выпущенными продуктами, поскольку они связаны с организацией, обслуживанием и управлением производством (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, управленческие расходы и т.д.).
В зависимости от изменения объема выпуска продукции существует разделение затрат на две группы: постоянные и переменные.
Постоянными (FC – fixed costs) называются такие затраты, функционально независящие от объема выпуска продукции, которыми определяется производственный потенциал предприятия (здания, машины, станки, оборудование и т.д.). Данный вид затрат может возникнуть, если производство еще не началось и товары не реализованы на рынке. Сюда относится: плата за аренду офиса или земли, проценты по кредиту, налоги, взносы на страхование, расходы на заработную плату административно- управленческого персонала и на амортизацию основного капитала и др. Эти затраты могут измениться в том случае, если изменятся цены на постоянные ресурсы, например, при увеличении налогов на собственность.
Затраты, размер которых меняется пропорционально сокращению или наращиванию объемов производства, называются переменными издержками (VC – variable costs). К ним можно отнести расходы на материалы, сырье, электричество, зарплату работников по найму и так далее. Такие издержки равняются нулю, если фирма ничего не производит. На начальных этапах переменные затраты растут быстрее, чем выпуск продукции, а когда оптимальный объем производства достигнут, их темпы роста становятся ниже, но при увеличении выпуска товаров в дальнейшем, они снова ускоренно расту [5, с. 145].
Структуру затрат представим на рисунок 2 [18, с. 310].
Рисунок 2. Структура затрат
По функциональной роли в процессе производства затраты делятся на:
а) основные, то есть непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции, составляющие большую часть расходов, формирующих себестоимость продукции;
б) накладные (периодические), к которым относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы; их величина зависит от организации производственно-коммерческой деятельности, продолжительности отчетного периода, структуры предприятия и других факторов.
В различной экономической литературе даются и другие классификации затрат, самые распространенные из них представлены в таблице 1.
Таблица 1. Другие классификации затрат
По составу Одноэлементные Состоят из одного элемента
Комплексные Состоят из нескольких элементов
По возможности охвата плана Планируемые Возникают при рациональных технологиях организации производства
Непланируемые Возникают при нарушении технологии (брак)
По роли в процессе производства Производственные Связаны с процессом продаж, доставки,
отгрузки, управления и т.д.
Непроизводственные (коммерческие) Связаны с процессом продаж, доставки, отгрузки, управления и т.д.
По периодичности возникновения Текущие Возникают ежедневно
Единовременные Имеют разовый характер (обычно реже, чем один раз в месяц)
По возможности
регулирования Регулируемые На них могут воздействовать менеджеры соответствующих центров ответственности
Нерегулируемые Менеджеры не могут на них воздействовать
По возможности
контроля Контролируемые Субъекты управления могут их контролировать
Неконтролируемые Не могут контролироваться управленческим персоналом (рост цен на топливо)
В зависимости от прироста объема выпуска Приростные (инкрементные) Прирост затрат при изготовлении дополнительной партии продукции
Предельные (маржинальные) Прирост затрат на каждую дополнительно выпущенную единицу продукции
Итак, классификации затрат позволяют более глубоко понять их сущность, осуществлять контроль и проводить анализ затрат по их разновидностям, изучить их динамику, а также определять тенденции их изменений. Также классификации затрат помогают организации сосредоточить внимание на затратах с наибольшими удельными весами и при необходимости быстро произвести их оптимизацию, эффективно управляя ими с помощью различных методов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (ред. от 06.04.2015) // Российская газета. – 1999. – № 22.
2. Ананькина, Е. А. Управление затратами : учебник / Е. А. Ананькина, Н. Г. Данилочкина. – Москва : ПРИОР, 2020. – 352 с.
3. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 372 с.
4. Бондин И.А. Управление затратами: учебник / И.А. Бондин. – Пенза : РИО ПГАУ, 2021. – 229 с.
5. Воронова Е. Ю. Совершенствование организации анализа затрат в условиях цифровой среды / Е. Ю. Воронова, А. А. Векшина // Экономика и управление. – 2023. – Т. 29, № 2. – С. 141-149.
6. Гаджиева А.С. Бухгалтерский учет: учебник / А.С. Гаджиева. – Махачкала: ДГУНХ, 2020. – 581 с.
7. Ильин А.И. Планирование на предприятии : учебник / А.И. Ильин. – Москва: Мисанта, 2021. – 668 с.
8. Керимов В. Э. Методы управления затратами и качеством продукции: учебник / В. Э. Керимов. – Москва : Маркетинг, 2020. – 106 с.
9. Комплексный экономический анализ в управлении предприятием: учебное пособие / С.А. Бороненкова, М.В. Мельник. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 494 с.
10. Коноваленко О. С. К вопросу о совершенствовании методики управленческого анализа затрат и себестоимости продукции / О. С. Коноваленко, Е. Б. Панина // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 94-3. – С. 123-126.
11. Кувшинова К.Д. Теоретические аспекты анализа безубыточности предприятия / К.Д. Кувшинова // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2021. – № 6 (22) – С. 202-207.
12. Кузьмин А. М. Анализ "затраты-выгоды" - один из инструментов принятия решения / А. М. Кузьмин, Е. А. Высоковская // Методы менеджмента качества. – 2023. – № 2. – С. 38.
13. Лыжина Н. В. Управление затратами предприятия: учебное пособие / Н. В. Лыжина, Р. М. Уханова; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2020. – 152 с.
14. Любушин Н.П. Экономический анализ: учебник / Н.П. Любушин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 575 с.
15. Низовкина Н.Г. Управление затратами предприятия (организации): учеб. пособие для академического бакалавриата. / Н.Г. Низовкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 185 с.
16. Покорницкая Е. В. Управление затратами как составляющая обеспечения конкурентоспособности организации / Е.В. Покорницкая // Международный научный журнал. – 2021. – № 9. – С. 110-114.
17. Пруцкова Е. В. Моделирование алгоритма анализа затрат в бизнес-процессе организации / Е. В. Пруцкова, Ю. И. Каргин, Ю. А. Шукшина // Управленческий учет. – 2023. – № 10. – С. 91-96.
18. Саранцева Е. Г. Развитие анализа в системе стратегического управления затратами / Е. Г. Саранцева // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 5-2. – С. 309-313.
19. Сунгатуллина Л.Б. Бухгалтерский управленческий учет расходов на вознаграждения работников: монография / Л.Б. Сунгатуллина. - М.: Магистр, 2020. – 400 с.
20. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет и отчетность: учебник / Н.Н. Хахонова, И.В. Алексеева, А.В. Бахтеев и др. - М.: Риор, 2021. – 560 с.