Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование ассортимента также очень важно для предприятий торговли, так как без правильно выстроенной закупочной стратегии, обретение предприятием конкурентных преимуществ достаточно проблематично. Усиление рыночных позиций предполагает наличие устойчивого спроса на продукцию, что и приводит к увеличению объема продаж и расширению круга потребителей. При прочих равных условиях потребители отдают свои предпочтения не аналогичным предложениям конкурентов, а исключительно товару конкретного оптовика. Это становится возможным, если в результате жесткой и агрессивной закупочной политики предприятие получает у поставщика товар на особо выгодных условиях.
Цель исследования – анализ показателей и структуры формирования ассортимента ООО «ТВК-Р» для разработки рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования ассортимента;
- провести анализ ассортимента ООО «ТВК-Р»;
- разработать предложения по повышению эффективности формирования ассортимента.
Объектом исследования является ООО «ТВК-Р».
Предмет исследования – ассортимент ООО «ТВК-Р».
Теоретической и информационной базой исследования, представленной работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам организации снабженческой деятельности, использованы нормативные и законодательные документы. Так же рассмотрены книжные издания и материалы периодической печати. Среди них: работы по организации розничной продажи товаров Аникин Б. А., Баскакова О. В., Бузукова Е. А., Дунаев О. Н., Павлович А. и др.
Информационную базу составили нормативно-справочные документы, законодательная база, методические и справочные материалы, статистические данные, данные средств массовой информации, сборники научных трудов, статей, монографические исследования отечественных и зарубежных учёных.
Для раскрытия темы в работе применялись следующие методы исследования: исторического и сравнительного анализа, статистико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, абстрактно-логический, экономико-математический и другие общенаучные методы, бухгалтерская отчетность ООО «ТВК-Р».
Структура работы включает введение, двух главы, заключение, список использованных источников, приложения.
1. Теоретические аспекты формирования ассортимента
1.1. Сущность и значение снабженческой деятельности организации
Множество товаров, которые представлены на рынке, а также классифицированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом.
Ассортимент может отражать различия, которые существуют между услугами и товарами. Ассортимент является логическим распределением любого множества, образованного по различным признакам, на категории различного уровня или на отдельные звенья. Кроме ассортимента товаров, также бывает ассортимент услуг, ассортимент идей и т. д. [19, с. 253].
В таблице 1 представлены определения термина «ассортимент» различных авторов.
Таблица 1 - Определения термина «ассортимент» различных авторов
Продолжение таблицы 1
Анализ существующих определений «ассортимента» вызван многообразием понятия. Общим является подход, который предполагает понимание ассортимента как совокупности товаров, а вот признаки, по которым совокупность формируется, могут быть различными.
Понятие «ассортимент товара» включает в себя совокупность видов, разновидностей и сортов товаров, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Наличие стабильного и разнообразного ассортимента товаров организации торговли, который максимально соответствует потребительскому спросу, является условием стабильного и благополучного развития и конкурентоспособности организаций торговли. Ассортимент товаров должен быть мобилен вследствие развития производства, постоянного изменения покупательского спроса, улучшения благосостояния населения в целом и их культурно-бытовых условий.
Таким образом, ассортимент является набором товаров, объединенных по какому-либо одному признаку или по совокупности признаков. Он подразделяется на: производственный и торговый; простой и сложный; рациональный и оптимальный; реальный, прогнозируемый и учебный. Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение его достаточной ширины и глубины [10, с. 70].
На основе анализа ассортимента принимается решение, от каких ассортиментных позиций следует отказаться, какие следует развивать и т.п.
На этапе формирования и реализации товарной стратегии анализируется товарный ассортимент, и рассчитываются показатели, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели товарного ассортимента [15, с. 90]
Изучение показателей продажи товаров, занимаемой ими доли рынка, величины затрат на их продвижение, уровня рентабельности позволяют комплексно оценить влияние вышеуказанных факторов на показатели товарного ассортимента.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс формирования ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности, таких как комплексное исследование рынка, организацию продажи, рекламы, стимулирование спроса. Формирования ассортимента товаров и управление их параметрами является непрерывным процессом. Конечной целью данного процесса является оптимизация ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятия.
1.2. Управление ассортиментов товаров и факторы, влияющие на его формирование
Управление ассортиментом как самостоятельный процесс возник с ростом экономики, увеличением наименований товаров, повышением покупательского спроса при изучении рынка с целью определения наиболее востребованных товаров и проведении экономического анализа с точки зрения того, что выгодно продавать предприятию.
Процесс управления ассортиментом товаров на розничном торговом предприятии включает в себя следующие этапы [15, с. 97]:
- планирование;
- контроль;
- принятие управленческих решений.
Планирование ассортимента - это воплощение уже имеющихся и (или) потенциальных технических и материальных возможностей в товары, которые, принося прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель занят не только созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.
Планирование ассортиментом начинается либо с момента выявления потребности, либо с момента, когда в результате изучения рынка или на
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Текст] // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Боброва О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 369 с.
3. Гаврилов Л. П. Организация коммерческой деятельности: электронная коммерция : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. П. Гаврилов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 579 с.
4. Дорман В. Н. Коммерческая деятельность : учебник для вузов / В. Н. Дорман ; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 103 с.
5. Дорман В. Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Дорман ; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 117 с.
6. Каменева С. Е. Организация коммерческой деятельности в сфере услуг : учебное пособие для вузов / С. Е. Каменева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 76 с.
7. Коммерческая деятельность : учебник и практикум для вузов / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 394 с.
8. Котов В. В. Формирование ассортимента продукции с использованием ABC/XYZ -анализа / В. В. Котов, Ю. А. Нарвойш, Н. Н. Ворошилина // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века : материалы XXI Международной научно-практической конференции студентов и молодых исследователей, Минск, 25 апреля 2024 года. – Минск: Общество с ограниченной ответственностью "Колорград", 2024. – С. 115-118.
9. Кудряшова К. А. Механизм формирования и управления товарным ассортиментом / К. А. Кудряшова // Промышленная революция 4.0: взгляд молодежи : Тезисы докладов Юбилейной 5-ой межрегиональной научной сессии молодых исследователей, Тула, 20–22 ноября 2023 года. – Тула: Тульский государственный университет, 2023. – С. 130-131.
10. Левкин Г. Г. Коммерческая деятельность : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Г. Левкин, О. А. Никифоров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 265 с.
11. Левкин Г. Г. Организация торговой деятельности : учебник и практикум для вузов / Г. Г. Левкин, О. А. Никифоров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 157 с.
12. Окнянская А. А. Методы формирования оптимального торгового ассортимента организаций / А. А. Окнянская // Форум. Серия: Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук. – 2024. – № S1(31). – С. 123-127.
13. Савостина Д. В. Проблемы формирования ассортимента продукции торгового предприятия / Д. В. Савостина, И. М. Кублин // Школа молодых новаторов : Сборник научных статей 5-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 3-х томах, Курск, 13–14 июня 2024 года. – Курск: ЗАО "Университетская книга", 2024. – С. 211-214.
14. Соловьева Е. Д. Механизм формирования товарного ассортимента в продуктовых магазинах / Е. Д. Соловьева // Лизинг. – 2024. – № 5. – С. 19-21.
15. Суровец А. А. Формирование ассортимента на основе покупательских предпочтений / А. А. Суровец, А. Ф. Никишин // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т. 2, № 2(143). – С. 96-102.
16. Тимошенко Т. В. Анализ факторов, влияющих на формирование ассортимента продуктов питания / Т. В. Тимошенко // Товаровед продовольственных товаров. – 2024. – № 9. – С. 525-527.
17. Тимошенко Т. В. Анализ факторов, влияющих на формирование ассортимента продуктов питания / Т. В. Тимошенко // Церевитиновские чтения - 2024 : Материалы Х Международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта 2024 года. – Москва: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2024. – С. 225-226.
18. Тихонюк Н. Е. Использование технологии кластеризации для формирования оптимального товарного ассортимента розничных торговых предприятий / Н. Е. Тихонюк // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 11(172). – С. 1319-1322.
19. Хламова В. С. Современные подходы к формированию оптимального ассортимента в розничной торговле / В. С. Хламова // Современные проблемы и перспективы развития индустрии гостеприимства и сферы услуг : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Владимир, 15–16 ноября 2023 года. – Владимир: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2023. – С. 252-255.
20. Шляхов Д. Ю. Механизм формирования торгового ассортимента / Д. Ю. Шляхов, В. А. Харченко // Фундаментальные и прикладные аспекты глобализации экономики : Тезисы докладов и выступлений V Международной научно-практической конференции молодых ученых, Донецк, 13–14 марта 2024 года. – Донецк: ФБГОУ ВО «Донецкий государственный университет», 2024. – С. 94-96.