Фрагмент для ознакомления
2
Библиотеки призваны сохранять историю и культурное наследие. Признавая культурную важность обмена, Махатма Ганди сказал, что «ни одна культура не может жить, если она пытается быть исключительной». Стимул к совместному использованию и повторному использованию информации и знаний проявляется во многих формах, и это одна из наиболее важных функций библиотек. Библиотеки представляют собой богатые хранилища важных исторических и культурных коллекций, многие из которых недоступны в других странах мира.
Библиотеки, хранящие века знаний, информации, истории и правды, являются важнейшими защитниками в борьбе с дезинформацией. Несмотря на то, что в прошлые века произошло много изменений, поскольку человечество было подвержено инновациям, библиотеки продолжают сохранять свою основную цель – предоставлять посетителям информацию, которую они ищут, и быть уверенными в том, что они предоставляют только правду.
В настоящее время социальная роль библиотек является одной из важнейших вопросов современного общества. Библиотеки реализуют множество задач, несущих социальную значимость – образование, культуру, науку, информацию и многие другие. Они существуют не только как пространства для хранения книг, но и в качестве социальных центров, где проводятся различные мероприятия и программы, направленные на образование и культурное развитие различных категорий населения.
Среди этих категорий населения особую роль играют подростки, которые являются надеждой нашего общества. Сегодняшние подростки – это будущие лидеры, интеллектуалы, ученые, предприниматели и активные граждане.
Поэтому, важность социальной функции библиотеки в развитии современного подростка не может быть преуменьшена.
Проблематика данного исследования включает широкий спектр работ, тем, вопросов, которые разрабатывались многими учеными в различных сферах науки.
Библиотека как культурный феномен была рассмотрена в работах Х.Л. Борхеса, Е.Ю. Гениевой, П. Клоделя, О.О. Коваленко, У. Эко.
Различные подходы к изучению социальных функций библиотеки отражены в публикациях Н.Е. Добрыниной, Н.В. Жадько, М. Мехиа, Ю.Н. Столярова, В.Р. Фирсова, Ж.С. Яцкинаса и др.
Число работ, посвященных социологии библиотечного дела, достаточно ограничено, лишь некоторые аспекты изучаемой проблемы затрагиваются в статьях П.Г. Буги, А.И. Вислого, Г.Н. Зелениной.
Занимались выявлением проблем в деятельности современных библиотек и разрабатывали различные подходы к их решению А.С. Степанова, А.Н. Коптеев.
Драцкая М. Е., Петрусенко Т.В, Майстрович Т.В. исследовали влияние новых технологий на деятельность библиотек.
Библиотека является не только местом хранения книг, но и центром культурной жизни в обществе. Она проводит различные мероприятия, которые помогают подросткам расширять свой кругозор и развивать личность. Например, это могут быть литературные вечера, книжные выставки, круги чтения, дискуссионные клубы и т.д.
Библиотека как социальный институт имеет большой потенциал в развитии культуры современных подростков. Ее задача заключается в том, чтобы предоставлять доступ к информации, а самое главное, это помощь в развитии у подростков навыков работы с ней, так как с широким распространением сети Интернет, снижается критичность к предоставляемой информации, что несет в себе опасность для самообразования и культурного развития подрастающего поколения. Все это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является библиотека как социальный институт.
Предметом исследования является социальная роль библиотеки в развитии современных подростков.
Цель исследования – изучение вопросов взаимодействия подростков и библиотекарей: проблемы и решения в детских библиотеках Санкт-Петербурга.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть роль библиотеки в социальном развитии общества;
• Определить многофункциональность библиотеки в современных условиях;
• Провести анализ деятельности библиотек и библиотекарей Санкт-Петербурга в работе с подростками;
• Разработать рекомендации по повышению эффективности работы библиотек, способствующих развитию современного подростка.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что библиотека служит важным социальным инструментом в развитии личности современных подростков, включая их культуру, образование и технологии, что приобретает особое значение в условиях современного общества.
Методы исследования. Теоретические методы исследования включают в себя системный подход в рамках которого социальные процессы рассматриваются как динамичное и функциональное целое, а именно: обобщение, анализ, аналогия и сравнение.
Работа имеет большую теоретическую значимость, поскольку в ней обоснована взаимосвязь развития и формирования личности подростка и социально значимой деятельности современных библиотек.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по успешному развитию общей культуры современных подростков с использованием ресурсов библиотек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Современные библиотеки в России развиваются в соответствии с современными информационными технологиями и требованиями пользователей. В последние годы в России было много сделано для поддержки развития библиотечной сферы.
Одной из основных задач для современных библиотек в России является обеспечение доступа к информации и знаниям гражданам всех возрастов, независимо от их социального статуса, места жительства и профессиональной принадлежности. В связи с этим библиотеки активно внедряют цифровые технологии и инновационные подходы в свою работу, такие как электронные библиотеки, удаленный доступ к информационным ресурсам, облачное хранение данных, онлайн каталоги, виртуальные туры, компьютерные классы и многое другое.
Еще одной важной задачей для современных библиотек является сохранение культурного наследия, а также его пропаганда и увековечивание.
В этом контексте, библиотеки разрабатывают новые формы работы, такие как музейные пространства, и выставочные залы, а также участвуют в реализации программы цифровизации культурного наследия.
Современные библиотеки также активно вовлекаются в социальные проекты, в том числе работают со школьными и вузовскими библиотеками, проводят мероприятия по популяризации чтения, организуют тематические встречи и лекции, внедряют современные методы обучения в свою работу Поскольку библиотеки бесплатны для посетителей, мало кто задумывается о той роли, которую они играют в экономике, однако на самом деле библиотеки играют ключевую роль в финансовом укреплении местных сообществ. Библиотеки предоставляют рабочее пространство для удаленных сотрудников, предоставляют бесплатный доступ в сеть Интернет для людей, ищущих возможности трудоустройства, а также предлагают работу и собеседования для нуждающихся без необходимости тратить огромные суммы денег на повышение квалификации рабочей силы. Технологии, применяемые сегодня в библиотеках, могут быть инновационными, предлагая доступ к дорогостоящим инструментам, обучению и навыкам, которые в противном случае были бы недоступны для всех.
Библиотеки служат не только для предоставления информации, но и служат социальным центром для людей, желающих найти себя и свои сообщества. Студенты встречаются в библиотеках со своими учебными группами для разработки проектов, матери присоединяются к клубам детских рассказов, пожилые люди посещают мероприятия, чтобы установить связь с другими, а заядлые читатели предаются обсуждению своего последнего чтения с другими единомышленниками.
Кроме того, библиотеки служат общественными центрами для различных слоев населения поддерживая людей, чтобы помочь им интегрироваться в сообщество, таким образом, гарантируя, что библиотечный выбор наполнен книгами на разных языках [3, c. 34].
Независимо от того, может ли библиотека похвастаться величественной архитектурой или скромным дизайном, физическое пространство библиотеки способно передать наши основополагающие ценности как общества, предоставляя ресурсы и услуги для распространения грамотности и образования и помогая людям расширять свою общественную сеть. Библиотеки действительно являются замечательными пространствами, играя необходимую роль в обеспечении того, чтобы человечество продолжало воспитывать творческих и новаторских людей, чтобы они могли участвовать в постоянно развивающемся обществе. Поэтому маловероятно, что в ближайшем будущем потребность населения в библиотеках, которые служат общим пространством, ориентированным на сообщества, изменится.
Электронный путеводитель по библиотеке позволит читателям посетить библиотеку даже далеко, в другом месте, в другой стране. Таким образом, современные библиотеки используют новые технологии библиотечного обслуживания, расширяют сферу своей деятельности и способствуют повышению своего социального статуса [1, c. 35].
Важным вопросом является переосмысление роли современного библиотекаря. Мировой опыт показывает, что в эпоху электронной коммуникации библиотекари должны быть не только знатоками читательских потребностей, но и специалистами в области новых цифровых технологий, деятелями информационной культуры, управленцами и лидерами в сфере области информационных библиотек. В связи с этим возникает необходимость в постоянном расширении деятельности и кардинальном обновлении профессиональных знаний и навыков сотрудников библиотек. Видно, что информационные ресурсы библиотек имеют значение стратегических ресурсов, определяющих уровень национального социально – экономического развития, и профессиональное самосознание библиотекарей нуждается в изменении. В процессе обслуживания читателей библиотекари не могут развивать профессиональное самосознание, если не понимают своей миссии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акилина, М. И. Образовательная функция библиотеки в период цифровизации / М. И. Акилина // Румянцевские чтения – 2020. – Москва: Издательство "Пашков дом", 2020. – С. 20-25.
2. Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 154 с.
3. Ахмедов, Д. Р. Развитие и социальные функции библиотечного дела / Д. Р. Ахмедов // Наука, технологии и информация в библиотеках (Libway-2019). – Иркутск: Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, 2019. – С. 33-36.
4. Болдырева, И. С. Векторы развития зарубежного библиотечного дела: вызовы времени и перспективы / И. С. Болдырева // Библиотековедение. – 2021. – Т. 70, № 6. – С. 607-614.
5. Гурина, В. А. Новая среда библиотеки – новые правила / В. А. Гурина //Менеджмент вузовских библиотек. Библиотека на службе университетского образования / Редколлегия: В. Г. Кулаженко, (отв. ред.), Е. Н. Садовская. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – С. 26-33.
6. Дворкина, М. Я. Российские исследования по истории библиотечного дела: 2001-2019 годы / М. Я. Дворкина // Румянцевские чтения – 2020. – Москва: Издательство "Пашков дом", 2020. – С. 206-209.
7. Дригайло, С. В. Формирование информационной культуры пользователей и сотрудников библиотеки / С. В. Дригайло // Научные и технические библиотеки. – 2011. – № 1. – С. 79-88.
8. Зуляр, Р. Ю. Информационно-библиографическая культура : учебное пособие для вузов / Р. Ю. Зуляр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 144 с.
9. Иванова , Е. А. Стратегия развития библиотечного дела в России: многообразие опыта и идей / Е. А. Иванова // Библиотековедение. – 2022. – Т. 71, № 1. – С. 7-20. Старостина, А. П. Деятельность сельской библиотеки вне помещения: новые формы работы / А. П. Старостина // Наука и образование: новое время. – 2021. – № 6(47). – С. 31-38.
10. Касянчук, Е. Н. Библиотека в парадигме культуры / Е. Н. Касянчук // Сибирский антропологический журнал. – 2020. – Т. 4, № 4. – С. 90-96.
11. Касянчук, Е. Н. Формирование интеллектуальной культуры студентов / Е. Н. Касянчук // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 60. – С. 217-228.
12. Катаева, А. Ю. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / А. Ю. Катаева // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. – Москва : НА НО ВО «Институт мировых цивилизаций», 2020. – С. 257-262.
13. Новиков, М. В. Сельские библиотеки как культурный центр в жизни современного человека / М. В. Новиков, Д. В. Поваркова, В. В. Каширин // ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ и ПРИКЛАДНАЯ НАУКА: СОСТОЯНИЕ и ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ : Сборник статей XII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 07 июня 2021 года. – г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 408-415.
14. Орлова, Л. А. Современная сельская библиотека как многофункциональный культурно-досуговый центр / Л. А. Орлова // Исследователь/Researcher. – 2022. – № 3-4(39-40). – С. 225-230.
15. Шаньгинова, Г. А. Чтение детей в сельской библиотеке / Г. А. Шаньгинова // Книжная культура в цифровую эпоху : материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Улан-Удэ, 24–25 ноября 2023 года. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2023. – С. 220-227.