Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы «Литургический обряд поцелуя мира – его история и богословско-нравственное значение» обоснована тем, что традиции поцелуя существуют издревна во всех человеческих общинах. Это своеобразный знак привязанности между людьми, и он касается всех видов этого действия: и поцелуя в губы, и в щеку, и в другие части тела другой личности, существующей в социуме как с романтическим уклоном, так и по иным поводам, например, в знак уважения или приветствия. Традиции поцелуев различаются у народов мира и передаются из поколения в поколение, но в контексте богословия имеют особое значение.
У древних христиан поцелуй изначально воспринимался как символ христианской любви и мира, а священнослужители включали обряд поцелуя в целый большой церковный ритуал при крещении, на исповеди, в ходе бракосочетания и прочих значимых событий в жизни социума. В период средневековья поцелуем мира скреплялось примирение враждующих сторон, а в настоящее время у народов всей планеты поцелуй - символ любви и родственных чувств.
Такая огромная значимость обряда поцелуев, которую придают ему люди, требует его углубленного изучения с точки зрения литургии, поскольку именно оттуда и берет начало его распространение по всему миру.
Возникновение и историческое развитие литургического обряда поцелуя требует глубокого осмысления, изучения и анализа, поскольку в православии он представляет собой символ глубокой веры и мира уже более тысячи лет: такой нежный жест еще в христианских общинах выступал как проявление искренности, любви и примирения, а в ритуалах и священных таинствах богословов стал символом связи верующих с Божественным и единения человека с другими людьми.
С Х в. все участники Божественной литургии (духовенство и миряне) используют обряд «целование мира», которое органично входит в структуру Божественной литургии. Рассматриваемый жест не сводится к одному какому-то душевному состоянию, но, в то же время, представляет собой некое воплощение божественной любви и мира, которое передается «от брата к брату» в храме, объединяя всех людей в вере, любви Христа и исповедании Святой Троицы.
Поцелуй мира есть во всех христианских литургических обрядах, но присутствует в них в разных формах в зависимости от конкретного обряда, в рамках которого он проводится, и эпохи, в которой осуществляется (ее традиций и культуры). В связи с этим актуальность исследования особенностей литургического обряда поцелуя мира, его форма и сам факт выражения этим жестом любви к ближнему только растет и нуждается в углубленном исследовании, что и планирует сделать автор в рамках данной курсовой работы.
Степень изученности темы, к сожалению, требует большего изучения, так как в настоящее время литературы, освещающей детально выбранную тему, недостаточно.
Многие научные данные были взяты автором из статей и публикаций в периодических изданиях, таких, как сборник работ студентов Свято-Филаретовского института или журнала «Теория и история культурной среды». Часть данных для исследования темы получены из проповедей, записей богослужений и «Большого библейского словаря». Ряд материалов использован и из «Православной энциклопедии», составленной Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.
Изучены учебные и методические пособия по богословию таких авторов, как А. С. Вирсова, С. Ю. Трохачев, Л. В. Шульц.
Объект исследования: особенности и тенденции развития литургического обряда поцелуя мира.
Предмет исследования: исторические обстоятельства, в которых шло развитие обряда поцелуй мира и его состояние в настоящее время.
Цель курсового исследования: определить место обряда «поцелуй мира» в системе богословия и литургии, а также отношение к нему народа и священнослужителей в христианстве.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать суть обряда поцелуя мира и его места в литургии;
2. разобрать происхождение такого вида приветствия в системе норм богословия;
3. исследовать имеющиеся письменные источники и научные труды по раскрытию темы «целование мира»;
4. определить и проанализировать историческое значение обряда поцелуя мира.
Данное курсовое исследование включает в себя введение, 2 главы, заключение и библиографический список.
Издревна сформировалась традиция обниматься и целоваться в момент литургии и, по имеющимся сведениям, диакон призыва «объимит друг друга и лобзать». Свое начало она берет от иудейского поцелуя, которым евреи приветствовали гостей на братской трапезе, а чуть позже и от христиан апостолы требовали приветствовать друг друга «целованием святым» (2Кор. 13;12) .
Иустин Мученик (100 - 165 гг.) очень много писал в своих работах о природе христианского поклонения во II в.. Так, он неоднократно упоминал крещение как «введение в братство», а также рассказывал о чтении Святого Писания, о праздновании Трапезы Господней о молитвах, и о поцелуе мира – в том числе. Из этого можно сделать вывод, что, как яростный защитник христианской веры, Иустин приравнивал «святое лобзание» к церковным правилам и нормам, что указывает на значимость рассматриваемого обряда.
В Первом «Послании Фессалоникийцам» есть даже призыв: «…приветствуйте всех братьев лобзанием святым…» . Такая традиция издревна считалась благочестивой и допускала братьям приветствовать братьев, сестрам – сестер, а вот в отличие от них, брат с сестрой приветствуют друг друга не поцелуем, а рукопожатием мира. Значит, святое лобзание – особая привилегия для избранных, кто вступил в завет с Господом Иисусом Христом через Святое Водное Крещение.
Обряд поцелуев в древности очень быстро превратился в важный элемент богослужения. Иустин Философ писал, как принявшего крещение, члены общины приводили в собрание, чтобы совершить молитвы вместе, а затем приветствовали друг друга целованием, причем первый поцелуй крещеному давал епископ сразу после того, как тот выходил из воды.
В древних источниках, дошедших до нас, встречаются упоминания о том, что еще времена Иисуса Христа существовала традиция у Апостолов приветствоваться целованием. Ее подтверждение есть во фразе: «…в последнюю ночь Иуда «поприветствовал» Иисуса, но это был поцелуй предательства…» . Однако основанием святого приветствия считали веру в Христа и любовь к Нему, а для христиан такой обычай выступал как внешнее проявление внутреннего состояния любви и единства.
Причем лобзание святому допускалось и при встрече, но и при прощании, даже бытовала такая речевая фраза: «…Бог с тобою и со мною, доколе свидимся» . В отдельных летописях есть отсылка к тому, что Апостол Павел, прощаясь с ефесскими Пресвитерами, помолился на коленях, а они в ответ «…падали на шею Павла и целовали его...» .
Если обратиться к Новому завету, то почти все Послания в нем завершаются приветствием любви и мира. Апостол Петр в своем напутствии Церкви говорил: «…приветствуйте друг друга лобзанием святым…» . Подобных упоминаний достаточно много: так, в «Послании к Римлянам» Апостол Павел рекомендует приветствовать друг друга целованием.
То есть изначально приветствие поцелуем как традиция начало зарождаться в повелениях Апостолов: это был способ выражения веры в Христа-Спасителя Иисуса, а вместе с этим – показатель любви и мира к брату и сестре.
Слово «святой» стали добавлять к «поцелую» как отграничение от зла и особая отметка духовного, неземного, заповеди «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего как самого себя». Стало считаться, что где собираются двое или трое во имя Господа - там и Он с ними, поскольку Иисус Христос невидим, но присутствует среди верующих. В этом главное отличие святого лобзания от всех иных видов поцелуев (мамы к ребенку, мужа к жене или родственника к родственнику: только когда Бог находится рядом с людьми, лобзание приобретает характер святого и воспринимается как благодать, любовь и общение.
Такая трактовка, как и возникновение обычая взаимного целования имеет древнее происхождение, так как упоминается еще в текстах ранних христианских писателей, особенно у Святого мученика Иустина Философа и святого Климента Александрийского. Описывался этот обряд так: «…лобызали друг друга и миряне: мужчины - мужчин и женщины - женщин. Это лобызание должно было обозначать полное внутреннее примирение всех присутствующих в храме перед наступлением страшного момента принесения великой Бескровной Жертвы, по заповеди Христовой…» (Матф. 5, 23-24) .
Из дошедших до нас описаний дошли сведения о том, что целование означает не только примирение, но и внутреннее единение и единомыслие, чем и объясняется тот факт, что сразу за поцелуем мира возглашается Символ веры. По этой же причине не допускается общее совершение Евхаристии с еретиками, поскольку с ними отсутствует и даже невозможно единение и единомыслие.
Со временем эта традиция укрепилась и дополнилась значением о том, что обряд взаимного целования между верующими в церкви при словах: «Возлюбим друг друга…» выражается еще и в том, что присутствующие в этот момент в храме должны мысленно примириться со всеми и простить обиды, и только после этого допускается лобзание мира и исповедания своего единомыслия и единодушия.
Далее обряд поцелуя мира сохранился в восточной литургии после окончания молитвы, а в Западной церкви в V - VI вв. совершался только во время празднования Евхаристии. Постепенно он замещался иными вариантами и способами проявления, к которым относятся крещение, рукопожатие, почитание святых и похороны. К средневековью лобызание мира было вытеснено целованием алтарей, икон, чаши и Библии и возрождаться начало лишь в конце XX в.
В настоящее время, в XXI в., целование мира среди мирян не исчезло полностью в православии и не было запрещено. Оно имеет особое значение в привлечении людей к участию в богослужении и служения на Божественной литургии в качестве активных участников (а не просто зрителей), которые приносят дары хлеба и вина в алтарь, поют церковные песни, приходят на причастие и, в том числе, совершают обряд целования мира.
Следовательно, практику целования мира желательно обновить и больше доносить до народа ее ценность с целью большего и максимально полноценного участия мирян в богослужении. Те, кто соблюдает ее, часто говорят, что если лобызание осуществляется искренне, то дает ощущение единения и любви с людьми и миром.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божественная литургия: учеб. пособ. по церковно-славянскому языку / Под ред. И. А. Горячевой, И. А. Корнилаевой и др. Екатеринбург, Артефакт, 2020. 128 с.
2. Ботезан Ф. Божественная литургия для клироса. Таинство Таинств. М.: Синопсисъ, 2020. 344 с.
3. Вирсова А. С. Поцелуйный обряд: худ.-справ. пособ. М.: Литрес, 2019. 96 с.
4. Горячев Е. В. Традиции в крещении Русской Православной Церкви: моногр. исслед. М.: Научная книга, 2019. 192 с.
5. Гуревич П. С. Религиоведение: учеб.-практич. пособ. М.: Академия, 2021. 488 с.
6. Кашкин А. С. Литургика. В 2-х т. Т. 1. М.: Синопсисъ, 2021. 980 с.
7. Кунцлер М. Литургия Церкви: учеб. пособ. В 2-х т. Том. 2. М.: Христианская Россия, 2019. 320 с.
8. Михайловский В., священник. Библейский богословский словарь. М.: Скрижаль, 2021. 678 с.
9. Пичугина Т. А. История христианства: учеб. М.: Эксмо-Пресс, 2020. 418 с.
10. Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. М.: Лепта Книга, 2024. 640 с.
11. Проповеди о литургических сезонах / Под ред. Рой Дж. Деферрари. В 42-х т. Т. 39. М.: АСТ-Пресс, 2021. 322 с.
12. Религиоведение: учеб. пособ. / Под ред. А. Ю. Романовой. М.: Юрайт, 2023. 560 с.
13. Религиоведение: учеб. пособ. / Под ред. М. М. Шахновича. М.: Издательский центр «Юрайт», 2023. 620 с.
14. Торгашев Г. А. Основы религиоведения: курс лекций. М.: Директ-медиа, 2024. 444 с.
15. Уайбру, Х. Православная литургия: развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М.: ББИ, 2020. 228 с.
16. Уминский А., протоиерий. Божественная литургия: объяснение смысла, значения, содержания. М.: Никея, 2020. 268 с.
17. Шмеман А. Евхаристия: Таинство Царства: справ. пособ. М.: Гранат, 2020. 292 с.
18. Шульц Л. В. Христианская этика: учеб. пособ. М.: Кнорус, 2022. 192 с.
19. Эллуэл У., Камфорт Ф. Большой библейский словарь. М.: Библия для всех», 2019. 992 с.
20. Бубуруз П., священние. Апостольское предание святого Ипполита Римского // Богословские труды. 1970. № 5. С. 283-296.
21. Гапанюк А. Е. Возрождение древних элементов в богослужении // Фундаментальные аспекты психологического здоровья. 2020. № 5. С. 49-60.
22. Дашевская З. М. Репрезентация церковного собрания в литургических действиях, молитвах и толкованиях евхаристия // Теологические исследования. 2020. № 1. С.23-40.
23. Дашевская З. М. Целование мира // Работы студентов Свято-Филаретовского института [электронный источник, текст]. URL: file:///Users/atlantica/Desktop/tselovanie-mira%20(1).pdf [дата обращения 20.11.2024 г.]
24. Колобова А. И. Символическое значение поцелуя в христианстве // Теологические исследования. 2023. № 8. С.40-43.
25. Сахаров К. О. Литургии по-старому и новому обряду. Вопросы веры // Теологические исследования. 2021. № 9. С.71-78.
26. Сергеева В. С. Объяснение церковных молитв, обрядов и традиций на Руси // Православная библиотека. 2019. № 6. С.101-109.
27. Сове Б. Евхаристия в древней Церкви и современная практика // Живое предание. 2019. № 4. С.40-49.
28. Тимченко М. С. Символическое значение поцелуя в христианстве // Вопросы Теологии. 2020. № 4. С.29-34.
29. Успенский Н. Д. Византийская литургия: историко-литургическое исследование // Православная библиотека. 2021. № 4. С.61-67.
30. Черная Л. А. Древнерусский поцелуй // Теория и история культурной среды. 2020. № 2. С. 158-165.