Фрагмент для ознакомления
2
Международная организация (МО) – это частное или государственное учреждение, действующее во многих странах и играющее значительную роль в глобализированной экономике, культуре и политике. С момента появления государственной системы после заключения Вестфальского мирного договора в 1648 году нормативная традиция была главным защитником государств как единого рационального субъекта международной системы. Однако это представление быстро меняется в связи с появлением на мировой арене других новых игроков за пределами государств.
Новые участники не только эффективно функционируют в своих областях деятельности, но и преуспели в разрушении монополии, которой до сих пор пользовались государства. Международные организации относятся к числу негосударственных субъектов в сфере международных отношений. Они считаются вторым по значимости действующим лицом на международной арене после государств. Сегодня их число, виды деятельности и функции значительно возросли, охватывая практически все аспекты человеческой деятельности.
Чаще всего выделяются три основных вида международных организаций: государственные организации, неправительственные организации и многонациональные компании [14] (Таблица №1).
Таблица 1 – Три основных типа международных организаций
№ Вид Характеристика
1 Межправительственные организации (МПО) Данные организации преимущественно основаны на формальном документе о соглашении между правительствами национальных государств.
2 Международные неправительственные организации (НПО) Сущность данных организаций состоит в том, что они должны быть представлены по крайней мере двумя разными странами, и один из представителей не должен быть агентом правительства.
3 Многонациональные предприятия Организации, которые имеют развитую экономическую составляющую и представлены во многих странах.
Межправительственные организации – это категория международных организаций, которые определяются ежегодником международных организаций. Основными характеристиками МПО являются следующие:
они создаются на основе формальных документов, содержащих соглашение между правительствами разных национальных государств;
в таких организациях участвуют три или более национальных государства в качестве сторон соглашения;
важной характеристикой является наличие постоянного секретариата, который занимается решением текущих задач.
Однако следует отметить, что термины «договор» и «международное соглашение» не имеют четких определений в Уставе ООН или в его правилах [11]. Эта ситуация дополняется задержками, которые часто возникают перед публикацией текстов договоров в Серии договоров ООН и могут составлять многие годы. Дополнительные сложности возникают из-за:
возрастающее количество «международных соглашений», в которых одна или несколько из сторон составляют часть федеральной системы государства, например, как в случае провинции Квебек в Канаде. Эта ситуация не была урегулирована Венской конвенцией о праве международных договоров, принятой в 1969 году;
двусторонние соглашения, в которых несколько государств действуют совместно, чтобы помочь другому государству в соответствии с «многосторонним» соглашением, подписанным ими всеми;
соглашения, в которых одна из сторон является межправительственной организацией и действует с целью создания межправительственного института в конкретной стране.
соглашения, заключенные от имени национальных правительственных агентств или ведомств, которые, в случае чисто технических вопросов, не могут полностью представлять интересы государства.
Следует отметить, что после принятия Резолюции 334 (XI) от 20 июля 1950 года, Секретариатом ООН в Нью-Йорке было согласовано, что органы, созданные на основе двусторонних соглашений, не обязательно должны включаться в Ежегодник международных организаций, хотя это может быть сделано по желанию. Однако характер двусторонней организации сам по себе не может служить основанием для исключения из Ежегодника. В некоторых случаях многосторонние организации могут временно уменьшаться в размерах, как, например, Рейнская комиссия, когда исторические обстоятельства приводят к уменьшению числа ее членов до двух. Важно рассмотреть различия между межправительственными организациями и неправительственными организациями в контексте «смешанных» организаций, где некоторые делегаты представляют правительственные агентства или министерства, а другие представляют частные организации, такие как корпорации. Вывод, который можно сделать из этой ситуации, - исключение организаций не является разумным просто потому, что не все их члены представляют национальные государства [17].
Международные неправительственные организации все еще ожидают четкого и однозначного теоретически приемлемого определения. Многие исследования этих организаций базируются на данных из Ежегодника международных организаций. Критерий для включения в этот справочник основан на определении НПО ЭКОСОС (как было упомянуто ранее), но это определение не предоставляет полного понимания того, что означает термин «международная организация». Поэтому редакторы Ежегодника разработали семь правил, которые помогают определить международные НПО с учетом их целей, членства, структуры, управления, финансового положения, независимости и деятельности. Их целью было включить только те организации, которые охватывают интересы трех или более стран.
Список НПО в Ежегоднике отличается от списка организаций, отобранных в соответствии с минимальными критериями для «транснациональных» организаций и более строго регулированных национальных организаций. Редакторы Ежегодника решили частично учесть этот и другие факторы после выпуска издания 1977 года, разделив ряд международных организаций на две группы. Первая группа основана на первоначальных критериях, в то время как вторая группа опирается на более гибкие критерии, о которых будет обсуждение далее. Однако они по-прежнему исключают чисто двусторонние организации, такие как «франко-немецкая ассоциация» [12].
Таким образом, определение «международных организаций» вызывает недопонимание в том, что означает «существование» организации с точки зрения различных подходов и критериев. Для обеспечения того, чтобы международные организации сохраняли свою актуальность в XXI веке, государствам и негосударственным субъектам необходимы конкретные усилия по укреплению их потенциала, а члены должны быть полностью привержены видению и миссии международной организации, к которой они принадлежат.
1.2. Историческая значимость международных организаций
Бесчисленное множество проблем, с которыми сталкивается сегодня мировое сообщество, таких как болезни, изменение климата, войны, терроризм, голод, загрязнение окружающей среды и т.д., не заслуживают ничего, кроме согласованных усилий международных организаций по их решению на постоянной основе. Это неоспоримо верно, поскольку международные организации предоставляют настоящие платформы, с помощью которых национальные государства, а также отдельные лица, желающие найти решения своих общих проблем, могут встретиться и решить эти проблемы.
Международные организации оказывают большое влияние на реагирование на чрезвычайные ситуации, помогая своим членам в случае необходимости и выступая в качестве блоков, выступающих единым фронтом по основным международным вопросам, затрагивающим их членов или все международное сообщество в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 1948-1991. – URL: https://legal.un.org/icjsummaries/documents/russian/st_leg_serf1.pdf (дата обращения: 15.11.2024)
2. Соглашение о создании Международного фонда сельскохозяйственного развития (ИФАД) от 13 июня 1976 года принят в Риме. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420303554 (дата обращения: 15.11.2024)
3. Protocol Concerning The European Conference Of Ministers Of Transport Signed at Brussels, on 17th October, 1953. – URL: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/docs/protocole.pdf (дата обращения: 15.11.2024)
4. Rules of procedure of the European Conference of Ministers of Transport, adopted on 17 October 1953 // CVCE. – URL: https://www.cvce.eu/en/obj/rules_of_procedure_of_the_european_conference_of_ministers_of_transport-en-d0ff9cd9-070c-4b54-ab75-1ac45e636d98.html (дата обращения: 15.11.2024)
5. 2017 Ministerial Declaration on Governance of Transport // OECD. – URL: https://www.itf-oecd.org/2017-ministerial-declaration-governance-transport (дата обращения: 15.11.2024)
6. 2018 Ministerial Declaration on Transport Safety and Security // OECD. – URL: https://www.itf-oecd.org/2018-ministerial-declaration-transport-safety-security (дата обращения: 15.11.2024)
7. 2019 Summit Ministerial Declaration on Transport Connectivity for Regional Integration // OECD. – URL: https://www.itf-oecd.org/2019-summit-ministerial-declaration-transport-connectivity-regional-integration-0 (дата обращения: 15.11.2024)
8. Declaration from Ministers 2015 Annual Summit: Transport, Trade and Tourism // OECD. – URL: https://www.itf-oecd.org/declaration-ministers-transport-trade-tourism (дата обращения: 15.11.2024)
9. Declaration from Ministers on Green and Inclusive Transport. Summit 2016 // OECD. – URL: https://www.itf-oecd.org/declaration-ministers-green-inclusive-transport-summit-2016 (дата обращения: 15.11.2024)
10. Declaration from Ministers on Transport for a Changing World. 2014 Annual Summit // OECD. – URL: https://www.itf-oecd.org/declaration-ministers-transport-changing-world-2014-annual-summit (дата обращения: 15.11.2024)
11. Антонцев, В. А. Международные организации как акторы современных международных отношений / В. А. Антонцев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 7-1. – С. 87-90.
12. Асонова, Е. С. Проблема дефиниции международных организаций / Е. С. Асонова // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики. – 2020. – № 2(14). – С. 19-22.
13. Ботобеков, А. Б. Международные организации и глобальное экономическое сотрудничество / А. Б. Ботобеков, Т. Р. Баялиев // Вестник Кыргызского Национального Университета имени Жусупа Баласагына. – 2019. – № 4(100). – С. 137-141.
14. Джамиля, Ш.М. Международно-правовые источники деятельности международных организаций / Ш.М. Джамиля // Закон и право. – 2019. – С. 1-4.
15. Лукичев, Д. А. Правосубъектность международных организаций: актуальные вопросы / Д. А. Лукичев // Научный формат. – 2020. – № 3(6). – С. 23-33.
16. Almakky R. The role of international organisations in the development of international law: an analytical assessment of the United Nations // Law and World. – 2023. – 9(28). – P. 40-66.
17. Gourinchas P.O. The international monetary and financial system // NBER. – 2019. – Р. 1-23.
18. Nii-Kwao H. International Organisations and the contemporary Global System // An introductory discussion on the significance of international organisations in contemporary global political system. – Legon: University of Ghana, 2024. – P. 1-7.
19. Samson A.A., Adie E.I. A critical assessment of the relevance of international organizations in the contemporary world order // Journal of Global Social Sciences. – 2020. – 1(2). – P. 153-169.
20. 50 years of ECMT (European Conference of Ministers of Transport): transport policies for Greater Europe. – URL: https://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/X2H-Xref-ViewHTML.asp?FileID=10082&lang=EN (дата обращения: 15.11.2024)
21. 60 years on - European Conference of Ministers of Transport. – URL: https://www.roadsafe.com/news2100 (дата обращения: 15.11.2024)
22. European Conference of European Ministers of Transport. – URL: https://www.bmk.gv.at/en/topics/mobility/transportation/international_eu/ALT_ecmt.html (дата обращения: 15.11.2024)
23. European Conference of Ministers of Transport (ECMT). – URL: https://www.mlit.go.jp/sogoseisaku/kokusai_e/kotsu/takoku/oecd/ecmt_ws.html (дата обращения: 15.11.2024)
24. History of ITF // OECD. – URL: https://www.itf-oecd.org/history-itf (дата обращения: 15.11.2024)
25. The transport pool // CVCE. – URL: https://www.cvce.eu/en/recherche/unit-content/-/unit/02bb76df-d066-4c08-a58a-d4686a3e68ff/84aa06a9-de0d-4fc0-912c-0973776d2bbd (дата обращения: 15.11.2024)