Фрагмент для ознакомления
2
Социальные аспекты также лежат в основе эволюционной теории социального развития общества, экологической теории (роль социальных явлений в обществе) и теории изменений в жизни (в семье, на работе и т.д.).
Одно направление рассматривает стресс как поведенческую реакцию на социально-психологические стимулы. Модель физиологического стресса Г. Селье была модифицирована Б. П. Доренвендом. Они понимали стресс как состояние организма, включающее адаптивные и неадаптивные реакции. Факторы стресса включают социальные события, такие как экономические или семейные неудачи, которые нарушают или угрожают нарушить привычный образ жизни человека. Эти события не обязательно являются негативными и не всегда приводят к объективному кризису [15].
Особое внимание уделяется когнитивной теории психологического стресса Р. Лазаруса, основанной на роли субъективной оценки угрозы и способности преодолевать стресс. Лазарус утверждал, что адаптация к окружающей среде определяется эмоциями, а когнитивные процессы влияют на качество и интенсивность эмоциональных реакций. Человеческое предвидение возможных опасных последствий ситуации было определено автором как оценка угрозы. Процессы оценки угроз, связанные с анализом смысла ситуации и отношения к ней, сложны и включают в себя не только относительно простые функции восприятия, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, элементы прошлого опыта субъекта, его обучение и другие аспекты [11].
В своей теории Р. Лазарус подчеркивает, что оценки угрозы и процесса ее преодоления должны быть разделены. Из этого следует несколько важных выводов:
1.Одни и те же внешние события могут вызывать или не вызывать стресс у разных людей.
2.Когнитивные оценки личностью внешних событий определяют степень ее стрессоустойчивости для конкретного человека.
3.Одни и те же люди могут воспринимать одно и то же событие по-разному: в одном случае как стрессовое, а в другом как нормальное. Это может быть связано с изменениями физиологического состояния или психического состояния субъекта [11].
Каждая из представленных теорий и моделей стресса внесла свой вклад в понимание этого явления. Однако, как и у всех теорий, у них есть свои ограничения. Большинство из этих ограничений становятся очевидными по мере того, как мы переходим от анализа стресса на уровне функционирования человека к более широкому и комплексному подходу.
Сегодня слово "стресс" стало очень популярным и активно исследуется различными учеными: психологами, физиологами, социологами и врачами. Некоторые исследования показывают, что стресс может вызвать сердечно-сосудистые заболевания и даже привести к образованию раковых клеток. Другие ученые утверждают, что стрессовые ситуации могут вызывать невралгию и депрессию. В любом случае психологи призывают бороться со стрессом. Давайте подробнее рассмотрим, как это сделать.
В своей книге "Стресс без стресса" Ганс Селье рассматривал стресс как физиологическую реакцию на физические, химические и органические факторы. Эти реакции подтверждают следующие идеи [15]:
1.Все биологические организмы обладают врожденными механизмами поддержания внутреннего равновесия или равновесия в функционировании своих систем. Сохранение этого баланса обеспечивается процессами гомеостаза, которые являются жизненно важной задачей организма.
2.Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, с помощью неспецифического физиологического возбуждения. Эта реакция является защитной и адаптивной.
3.Развитие стресса и адаптация к нему проходят несколько этапов. Время, в течение которого стресс развивается и переходит в каждую стадию, зависит от уровня сопротивляемости организма, интенсивности и продолжительности воздействия стрессора.
4.Человеческий организм обладает ограниченными возможностями по предотвращению и устранению стресса. Когда эти ресурсы истощаются, это может привести к серьезным заболеваниям и даже смерти.
Ганс Селье, известный исследователь в области стресса, обобщил результаты своих исследований и пришел к выводу, что развитие стрессовой ситуации проходит три стадии, которые он назвал синдромом общей адаптации [15].
Первая стадия, известная как стадия тревоги, проявляется при первом появлении стрессора. На этом этапе наблюдается снижение устойчивости организма и нарушение некоторых соматических и вегетативных функций. Однако организм мобилизует свои ресурсы и активирует механизмы саморегуляции, чтобы защитить себя. Если защитные реакции эффективны, беспокойство проходит, и организм возвращается к нормальной деятельности. Большинство стрессовых ситуаций разрешаются на этом этапе, что позволяет нам говорить об острых стрессовых реакциях, которые носят кратковременный характер.
Вторая стадия, называемая стадией выносливости (сопротивления), возникает при длительном воздействии стрессора, когда организму необходимо поддерживать свои защитные реакции. На данном этапе происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного напряжения функциональных систем, что позволяет адаптироваться к изменяющимся внешним условиям [5].
Третья стадия, известная как стадия истощения, наступает, когда нарушаются механизмы регуляции защитных адаптационных процессов. Это происходит в результате борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессовых факторов. Адаптационные резервы значительно снижаются, а сопротивляемость организма снижается, что может привести к функциональным и морфологическим изменениям в организме.
Эти три фазы развития стресса можно наблюдать в течение длительного времени. Интенсивность реакций человека зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личной значимости активного фактора.
1.2 Характеристика профессионального стресса военнослужащих
На современном этапе проблемы, связанные со стрессом работников в различных отраслях промышленности, становятся актуальными. Прежде всего, это связано с изменениями в политической и социально-экономической сферах нашей жизни. Современный ритм способствует росту конкуренции, одновременно увеличивая информационную нагрузку и нервно-психический план в человеке.
В профессиональной деятельности существует несколько видов стрессов: организационный стресс; рабочий стресс; профессиональный стресс [6].
Характерной чертой стресса на рабочем месте являются условия труда, рабочее место, то есть причины, которые напрямую связаны с профессиональной деятельностью.
Негативное влияние характеристик компании, в которой работает человек, приводит к организационному стрессу.
Непосредственно профессия, пол и род деятельности приводят к возникновению профессионального стресса.
Существует три уровня оценки профессионального стресса с точки зрения иерархии [9]:
- представлен в моделях экологического типа, макроанализ стрессовой ситуации. Развитие профессионального стресса с точки зрения негативных последствий, а также причины развития этого вида стресса;
- представлен в моделях транзакционного типа анализ промежуточных переменных. Эти переменные отражают влияние различных факторов на личное отношение к ситуации, а также личный опыт переживания стресса;
- представленный в моделях регуляторного типа микроанализ различных механизмов активации адаптационных ресурсов с точки зрения психофизиологии.
Эта иерархическая схема систематизирует представления о практических проблемах, требующих диагностики ПС, их компонентном составе и о том, как выбрать подходящие методы из широкого арсенала инструментов, разработанных изолированно в рамках каждой из упомянутых парадигм.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, еепсихологические механизмы и пути повышения: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Л.М.Аболин //М., 1989. -43 с.
2. Верещагина, А. А. Стресс: причины, следствия, защита / А. А. Верещагина, А. Н. Колчанова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 5.1 (7.1). — С. 117-119.
3. Глазунова, С. Н. Психологическое состояние военнослужащих / С. Н. Глазунова, Е. В. Шапорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13.1 (408.1). — С. 8-9.
4. Деева, О. С. Причины профессионального стресса и методы его профилактики / О.С. Деева // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. — 2019. — № 14. — С. 6–10.
5. Князева, В. И. Эмоциональное выгорание военнослужащих в коллективах с разным уровнем социально-психологического климата / В. И. Князева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 340-343.
6. Козлова, И. Н. Стрессогенность срочной службы в современной российской армии для военнослужащих по призыву / И. Н. Козлова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2019 г.). — Уфа : Лето, 2019. — С. 93-102.
7. Конева, М. С. Влияние стресса на профессиональное здоровье военнослужащих: актуальные вопросы теории / М. С. Конева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 428-430.
8. Кривопалов, В. С. Посттравматические реакции военнослужащих после участия в миротворческой миссии / В. С. Кривопалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 532-535.
9. Кузнецов, А. В. Физическая подготовка как мощный фактор повышения морально-психологической устойчивости / А. В. Кузнецов, К. Г. Поспелов, С. В. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 203-205.
10. Кузнецов, А. С. Признаки стресса в поведении человека / А. С. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 462-464.
11. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. – Л.: Наука, 1980. – 178 с.
12. Минакова, А. А. Особенности эмоционального выгорания у военнослужащих в современных условиях / А. А. Минакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 79-81.
13. Побережнюк, О. А. О проблемах военно-профессиональной мотивации военнослужащих контрактной службы / О. А. Побережнюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 242-244.
14. Рябуха, Е. В. Влияние морального фактора на военнослужащих подразделений сил специального назначения при выполнении задач в экстремальных условиях / Е. В. Рябуха, Р. А. Манасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 53-56.
15. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М. : Прогресс, преизд-е: 2013. – 124 с.
16. Сионин, А. В. Психологический портрет современного военнослужащего / А. В. Сионин, Т. А. Егоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 272-273.
17. Славина, Ю. Б. Профессиональный стресс и его влияние на физическое и психологическое здоровье сотрудников / Ю. Б. Славина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 169-171.
18. Степанов, Н. С. Факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащего при выполнении служебных и боевых задач / Н. С. Степанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 125-129.
19. Филиппова, А. А. Понятие стресса и стрессоустойчивости личности / А. А. Филиппова, П. М. Карпенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 88-92.
20. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я. / З. Фрейд // Психоаналитические этюды. – Минск, – 1997, – С. 422-480.