Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Разработка стратегии развития организаций стекольной промышленности является неотъемлемой частью эффективного управления конкурентоспособностью региональной отрасли. Стратегия развития должна учитывать специфику каждого отдельного региона, особенности его функционирования и развития в целом и промышленности в частности. Поэтому разработка универсальной стратегии развития компании нерациональна и ее трудно реализовать на практике. На основе накопленного отечественного и зарубежного опыта мы предложили концептуальные положения и приоритетные направления стратегии развития предприятий в конкурентной среде. Концепция основана на описании и обосновании последовательности основных этапов разработки и реализации стратегии.
Цель курсового проекта – разработать рекомендации по выбору стратегии развития предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского».
Задачи курсового проекта:
1) уточнить понятие и сущность стратегического управления;
2) рассмотреть типы стратегий в современном менеджменте
3) описать стратегические направления развития современных компаний;
4) дать общую экономическую характеристику предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского»;
5) провести стратегический анализ деятельности предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского»;
6) разработать рекомендации по выбору стратегии развития предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского».
Объект курсового проекта деятельность предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского».
Предмет курсового проекта – процесс разработки стратегии развития предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского».
В курсовом проекте используются следующие методы: компаративный анализ источников, классификация, PEST-анализ, SWOT-анализ, 5 сил Портера и др.
Информационная база курсового проекта включает учебные пособия, периодические издания по теме исследования, интернет-ресурсы, статистические данные, опубликованные в свободном доступе, отчетность предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского».
Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, указана цель и задачи исследования, объект и предмет курсовой работы, причислены методы, применяемые для исследования, а также информационная база исследования.
В первой главе рассмотрены понятие и сущность стратегического управления и его место в системе обеспечении экономической безопасности предприятия. Кроме того, представлена структура и содержание системы стратегического управления предприятием и приведена классификация видов стратегий.
Во второй главе дана общая экономическая характеристика предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского». Кроме того, проведен стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского» и сформулированы рекомендации по выбору стратегии развития предприятия.
В заключении сформулированы основные выводы исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Понятие и сущность стратегического управления
Слово «стратегия» происходит от греческого «strategos», что означает «искусство полководца». Понятие стратегии происходит от военной теории, в которой «искусство генерала» и «искусство лейтенанта» четко разделены. В современном менеджменте стратегия - это подробный, всеобъемлющий, всеобъемлющий план, призванный обеспечить выполнение миссии организации и достижение ее целей .
В условиях глобальных кризисных явлений и гипердинамических изменений в мировой экономике вопрос эффективного и устойчивого функционирования предприятия занимает важное место. Чтобы эффективно управлять компанией в динамичной и быстро меняющейся бизнес-среде в современных условиях, в долгосрочной перспективе на первый план выдвигается потребность в новых подходах к управлению бизнесом. Сегодня в мировой практике стратегический менеджмент является таким инструментом обеспечения эффективности и конкурентоспособности. Развитие стратегического менеджмента на предприятиях сталкивается с рядом методологических трудностей, одной из которых является выбор эффективной стратегии развития предприятия. Процесс разработки эффективной стратегической деятельности предприятия - многогранная и сложная задача, требующая рассмотрения основных теоретических подходов к определению понятия «стратегия развития предприятия».
Анализ базовых стратегий позволяет сделать вывод, что существуют терминологические различия в определении стратегии и различные подходы к классификации стратегий, К. Миддлтон отмечает, что «определение стратегии всегда связано с выбором направления развития деятельности организации и маршрута этого движения». Все многообразие определения стратегий можно свести к трем группам :
стратегия как средство достижения целей компании, плана или модели действий;
стратегия как набор правил принятия решений;
стратегия как программа функционирования предприятия во внешней среде, то есть программа взаимодействия с конкурентами, удовлетворения потребностей клиентов, реализация интересов собственников, укрепление конкурентных позиций предприятия.
Таким образом, первая группа может включать подходы Мескона, Альберта, Хедури к определению стратегии, которые указывают на то, что стратегия представляет собой подробный, всеобъемлющий, комплексный план, призванный обеспечить выполнение миссии организации и достижение ее целей.
Примером второй группы является определение стратегии как «определение долгосрочных корпоративных целей и задач, корректировка связанных с ними действий и получение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей». Согласно этому определению, стратегия является средством координации целей и ресурсов, наиболее подходящим для концепции стратегического управления. Стратегия наиболее точно характеризуется среди представителей третьей группы .
Стратегическое управление - это всеобъемлющий набор текущих действий и процессов, которые организации используют для систематической координации и согласования ресурсов и действий с миссией, видением и стратегией в рамках всей организации. Деятельность по стратегическому управлению превращает статический план в систему, которая обеспечивает стратегическую обратную связь для принятия решений и позволяет плану развиваться и расти по мере изменения требований и других обстоятельств. Выполнение стратегии в основном является синонимом управления стратегией и представляет собой систематическую реализацию стратегии.
Стратегическое управление - это процесс планирования, организации, контроля и координации деятельности организации для достижения ее долгосрочных целей и обеспечения ее конкурентоспособности на рынке. Основная задача стратегического менеджмента заключается в определении и формулировании стратегии организации, определяющей ее основные направления развития, цели и пути достижения этих целей. Стратегический менеджмент включает в себя анализ внешней и внутренней среды организации, разработку стратегических целей и планов, а также реализацию и контроль за их выполнением .
Главная особенность процесса стратегического управления заключается в его параллельном и последовательном характере - возможности одновременного выполнения различных этапов процесса (в этом принципиальное отличие стратегического управления от стратегического планирования – при стратегическом планировании операции процесса выполняются последовательно, результатом процесса является плановый документ - стратегический план развития процесса). При разработке и реализации стратегии существует возможность пропустить ряд этапов и вернуться к этапам, которые были выполнены ранее, до завершения всего цикла стратегического управления. Инновационная деятельность предприятий и организаций направлена в первую очередь на создание конкурентных преимуществ за счет внедрения новых продуктов, процессов и организационных решений. Условно его можно разделить на два класса: предпринимательский и стратегический. В первом случае речь идет о создании новых сфер деятельности, реализующих инновационные идеи как в рамках новых, так и уже существующих компаний. Во втором случае речь идет об адаптации инноваций к существующему способу работы компании.
1.2. Типы стратегий
Современная теория менеджмента выделяет несколько типов стратегий. Базовая стратегия - это стратегия, описывающая общее направление роста компании и развития ее производственной деятельности. В нем показано, как управлять различными типами компаний, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Стратегические решения на этом уровне являются наиболее сложными, поскольку они влияют на компанию в целом.
Основная стратегия организации формируется высшим руководством. М.М. Алексеева считает, что разработка стратегии решает две основные задачи: необходимо выбрать и использовать основные элементы базовой стратегии; необходимо определить конкретную роль каждого подразделения компании в реализации стратегии и согласовать распределение ресурсов между ними. Два удобства, разнообразие базовой стратегии, по мнению М.М. Алексеевой, можно свести к трем основным типам: стабильность, рост, сокращение. Стратегия стабильности заключается в том, чтобы сосредоточиться на существующих направлениях бизнеса и поддерживать их. Он широко используется крупными компаниями, которые доминируют на рынке. Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия, направленные на то, чтобы избежать государственного (государственного) контроля или штрафов за монополизацию .
Стратегия роста заключается в расширении организации, часто за счет проникновения и завоевания новых рынков. Чаще всего он используется в быстро развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями. Характерным является ежегодное выявление значительного превышения показателей развития по сравнению с уровнем предыдущего года. Этой стратегии придерживаются компании, стремящиеся к диверсификации, чтобы выйти на рынки, переживающие стагнацию. Эта стратегия может быть нацелена на внутреннюю или внешнюю среду. Внутренний рост характеризуется расширением ассортимента продукции, внешний рост может быть «вертикальным» (слияние, если компании находятся в несвязанных отраслях) и «горизонтальным» (приобретение связанных, если компании-поставщики и т. д.).
О.С. Виханский выделяет три группы стратегий роста:
1 Стратегии концентрированного роста - здесь на ум приходят стратегии, связанные с изменением продукта или рынка. Если вы будете следовать этим стратегиям, когда компания пытается улучшить свой продукт или создать новый, не меняя отрасль. Что касается рынка, то компания ищет способы улучшить свои позиции на существующем рынке или перейти на новый.
2 Интегрированные стратегии роста - это бизнес-стратегии, которые направлены на расширение компании за счет добавления новых структур. Обычно, когда компания может прибегнуть к таким стратегиям, когда она находится в сильном бизнесе, она не может реализовать стратегии концентрированного роста, и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям, когда компания может реализовать интегрированный рост как за счет приобретения собственности, так и за счет расширения изнутри может. В обоих случаях положение компании в отрасли меняется .
3 Стратегия диверсифицированного роста - эти стратегии реализуются, когда компания не может развиваться на определенном рынке с этим продуктом в определенной отрасли.
Таким образом, одной из основных основных стратегий компании является стратегия экономического развития, которая предполагает стремление к динамичному и гармоничному сочетанию экономического роста и экономической устойчивости.
В дополнение к базовой стратегии, которая определяет комбинации различных стратегических направлений бизнеса компании, конкурентные стратегии определяют подходы, которые компания должна использовать для работы в каждой такой отрасли. Ни одна компания не может достичь превосходства над своими конкурентами по всем коммерческим характеристикам продукта и его средствам продвижения на рынок. Необходим выбор приоритетов и разработка стратегии, которая наилучшим образом соответствует тенденциям рыночной ситуации и наилучшим образом использует сильные стороны компании. В отличие от тактических действий на рынке, конкурентная стратегия должна быть направлена на обеспечение долгосрочных преимуществ перед конкурентами, которые, по оценкам, могут длиться от 3 до 5 лет.
Известно, что конкурентоспособность продукта - это соотношение между ценой и качеством, которое обеспечивает ему внешнее конкурентное преимущество в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью компании понимают свои сравнительные конкурентные преимущества перед другими компаниями, работающими на данном рынке. Конкурентная стратегия или бизнес-стратегия понимается как модель поведения компании на определенном рынке с целью обеспечения достижения желаемого объема продаж, прибыльности и темпов роста.
Мировой опыт, описанный и проанализированный в классических работах гарвардского профессора М. Портера, показывает, что существует три основных подхода к обеспечению конкурентоспособности.
1. Стать производителем с наименьшими издержками (стратегия снижения издержек для лидерства), которая основана на снижении собственных издержек по сравнению с конкурентами, путем обязательного контроля затрат и корректировки размера предприятия и объема выпускаемой продукции, тем самым добиваясь большей эффективности производства. Особенно низкие цены могут послужить своеобразным барьером на пути появления новых конкурентов.
2. Дифференциация товаров, которая направлена на то, чтобы дать покупателям представление о существенных различиях между их продуктом и продуктами конкурентов (стратегия дифференциации). Эти конкретные различия могут включать следующие элементы: имидж; сервис; разветвленная сеть филиалов для предоставления услуг. Стратегия дифференциации - это надежная и долгосрочная стратегия достижения прибыли выше среднеотраслевой, поскольку клиенты, предпочитающие один и тот же бренд, менее чувствительны к цене.
3. Сосредоточение внимания на узкой рыночной нише с целью обслуживания клиентов с четко определенными особыми типами запросов (стратегия целенаправленной дифференциации) - это стратегия, при которой компания фокусируется конкретно на определенной группе потребителей, ограниченной части ассортимента продукции или определенном географическом рынке.
Третий тип стратегий - это функциональные стратегии, разработанные специально для каждой функциональной области организации. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы) для поиска эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. Различают следующие типы функциональных стратегий:
1. Стратегия исследований и разработок, которая объединяет основные идеи в новый продукт - от первоначальной разработки до вывода на рынок, - имеет два варианта: инновационная стратегия и стратегия имитации. Инновационные стратегии, то есть стратегии разработки принципиально новых продуктов и услуг, являются дорогостоящими и очень рискованными: в среднем только каждая седьмая инновация приносит успех на рынке, а остальные шесть становятся затратами, которые компания не может возместить. Поэтому более популярны стратегии моделирования, которые также широко используются в современных высокотехнологичных отраслях, например, в компьютерной индустрии.
2. Производственная стратегия фокусируется на принятии решений о требуемых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса и регулировании заказов. Основным направлением успешной производственной стратегии является гибкое управление ассортиментом, которое приближает качество продукции к конкретным требованиям заказчика. Двумя наиболее важными аспектами производственной стратегии являются: контроль затрат; и повышение эффективности производственных операций.
3. Маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены. Определяет наиболее эффективный состав маркетингового комплекса (маркетинговые исследования, продуктовая и ценовая политика, каналы сбыта и стимулирование сбыта). Эта стратегия особенно успешна в производстве, ориентированном на массового покупателя в условиях снижения реальных доходов. Конечно, реализация этой стратегии требует обширной работы маркетинговых служб компании по сбору информации о ценах и, прежде всего, о расходах конкурентов.
4. Финансовая стратегия отвечает за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль финансовых ресурсов.
Многие организации разрабатывают стратегию управления персоналом (HR), которая решает проблемы повышения производительности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания такого количества сотрудников в компаниях и типов рабочих мест, соответствующих эффективному управлению компанией.
Следовательно, стратегия, разрабатываемая компанией, должна представлять собой комбинацию нескольких стратегий. Эти стратегии должны быть согласованы и тесно сотрудничать. Стратегический выбор компании должен быть четким и недвусмысленным. Только в этом случае предприятие будет успешным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник. - 2020. - 448c.
2. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования: учебник и практикум для среднего профессионального образования /А. П. Карасев 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт - 2019. — 315с.
3. Конищева, Д.В. Критерии определения малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / Д.В. Конищева // Молодой учёный. – 2018. – № 9. – С. 83-86.
4. Кохно Н.О. Методология оценки конкурентоспособности коммерческих предприятий // Новая наука: финансово-экономические основы. - 2017. - № 2. - С. 102-104.
5. Кошевенко С.В. Цифровизация трансформации мировой экономики // Экономический журнал. – 2020. – № 3(51). – c. 77-91.
6. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2018. – 499 с.
7. Куанышбаев, Р. М. Как управлять конкурентоспособностью предприятия в кризисных экономических условиях / Р. М. Куанышбаев // Наука-2017.–№ 3.–С. 25–38.
8. Кулиева А. Сущность корпоративной стратегии на современном промышленном предприятии / А. Кулиева // Форум молодых ученых. - 2021. №6 (58). - С.438-442.
9. Курлыкова, А. В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 176 с.
10. Ланин А.С. Сущность и функции стратегии развития предприятия / А.С. Ланин // Вестник науки. - 2020. - Т.4. №12 (33). - С.75-78
11. Левин А.А. Классификация стратегий развития компаний / А.А Левин // Скиф. - 2019. - №6 (34). - С.115-120
12. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент : учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 507 с.
13. Морланг Д.А. Разработка стратегии развития предприятия / Д.А. Морланг // Студенческая наука - взгляд в будущее: сб. ст. – Красноярск. - 2021. - С.234-237.
14. Павлюкова А.В. Разработка стратегии развития как инструмент повышения эффективности деятельности компании / А.В. Павлюкова // Заметки ученого. - 2021. - №5-1. - С.546-550.
15. Пономаренко О.М. Значение и сущность разработки стратегии для современного предприятия / О.М. Пономаренко // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. ст. 2020. - С.65-70.
16. Попов С.А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для вузов / С.А. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 481 с.
17. Ремеслова В.А. Понятие, сущность и отличительные особенности наступательной и оборонительной стратегий / В.А. Ремеслова // Вестник современных исследований. - 2018. - №11.6 (26). - С.294- 296.
18. Сезонова О.Н., Афанасьева Л.А. Роль стратегического управления в обеспечении устойчивого развития организации // Основы экономики, управления и права. - 2021. - № 6 (31). - С. 39-38.
19. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А. В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 333 с.
20. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. — 576 с.
21. Троенко, В. О. Разработка стратегии развития организации / В. О. Троенко // Молодой ученый. – 2019. – № 41 (279). – С. 204-207.
22. Фролов, Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов : учебное пособие для вузов / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев ; под редакцией Ю. В. Фролова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 154 с.
23. Шиндина К.В. Теоретические основы разработки конкурентных стратегий предприятий / К.В. Шиндина // Оригинальные исследования. 2020. -Т.10. - №9. - С.15-19.
24. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Б. Шифрин. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 321 с.
25. Ярунина, Т.А. Теоретические основы разработки стратегии развития организации / Т.А. Ярунина // Актуальные исследования. – 2020. – №2 (5). – С. 55-58.