Фрагмент для ознакомления
2
Детский церебральный паралич (далее – ДЦП) довольно распространенное нарушение в детском возрасте. С каждым годом детей с ДЦП становится все больше, частота составляет примерно 2 больных на 1000 детей.
В настоящее время детям с ДЦП уделяется больше внимания, проводятся различные экспериментальные исследования, направленные на всестороннее развитие таких детей.
Одним из главных аспектов изучения детей с церебральным параличом является диагностика познавательных процессов. Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с ДЦП включает в себя развитие: памяти, восприятия, мышления, внимания и речи. Перечисленные нами функции являются ключевыми в процессе обучения. В связи с этим недостаток их развития существенно сказывается на учебных достижениях ребенка и, как следствие, на процессе социализации.
Актуальность исследования обусловлена современными представлениями о важности ранней диагностики и коррекции познавательного развития детей, имеющих недостатки в развитии, в частности с детским церебральным параличом. Подобная работа позволяет своевременно начать коррекционную работу.
Степень разработанности проблемы. Большое число отечественных исследований посвящено проблеме изучения двигательных расстройств при ДЦП (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, Н.М. Махмудова, К. А. Семенова) и речевых нарушений у детей с церебральным параличом (Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.И. Панченко и др.). Проблема нарушений психики у детей с двигательной церебральной патологией рассматривается в исследованиях Л.А. Даниловой, Э.С. Калижнюк, Е.М. Мастюковой, Н.С. Симоновой, И.Ю. Левченко и др. Однако до настоящего времени особенности формирования познавательной деятельности у детей с ДЦП остаются недостаточно изученными.
Многие авторы (Е.М. Мастюкова, Э.С. Калижнюк, Л.А. Данилова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко и др.) подчеркивают, что при детском церебральном параличе происходит своеобразное течение психического развития, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, сенсорными (патология зрения, слуха, кинестетического восприятия) и речевыми дефектами.
Объект исследования: познавательные процессы у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: особенности психологической диагностики познавательных процессов при детском церебральном параличе.
Цель исследования: рассмотреть особенности психологической диагностики познавательных процессов при детском церебральном параличе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть современные представления об особенностях детского церебрального паралича;
2) описать особенности формирования познавательных процессов у детей у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
3) рассмотреть методы психологической диагностики познавательных процессов при детском церебральном параличе;
4) апробировать методики психологической диагностики познавательных процессов при детском церебральном параличе;
5) разработать рекомендации по коррекции познавательных процессов при детском церебральном параличе.
Теоретико-методологическую основу исследования составила труды исследователей в области развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.), исследования особенностей познавательных процессов и методов их диагностики у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (Е.М. Мастюкова, Э.С. Калижнюк, Л.А. Данилова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение научной литературы по проблеме;
- эмпирические: анализ медико-психолого-педагогической документации, метод наблюдения;
- методы оценки познавательных процессов: памяти («Методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти», «Методика «Диагностика опосредованной памяти»), внимания («Корректурная проба», «Проставь значки»), мышления (Методика «Схематизация (Р.И. Бардина)», Методика «Систематизация (Н.Б. Венгер)»).
Теоретическая значимость заключается в том, что собранный теоретический материал раскрывает особенности познавательных процессов и методики их диагностики у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Практическая значимость: представленные результаты, а также методы коррекции познавательных процессов могут быть использованы педагогами в работе с детьми младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка [4].
ДЦП возникает в результате нарушения в развитии головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Наиболее сложными при этом являются «молодые» отделы мозга – полушария головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции.
Основная клиническая картина ДЦП – двигательные расстройства, чаще психические и речевые нарушения, нарушение функции других аналитических систем (зрения, слуха, глубинной чувствительности) и судорожная заторможенность.
ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. Как правило, с возрастом и лечением состояние ребенка улучшается [5], [8].
Дети с церебральным параличом могут иметь нормальный или почти нормальный интеллект, умственную отсталость или умственную отсталость. Однако детей, не отстающих в умственном (интеллектуальном) развитии, очень мало.
ДЦП – это сложная патология развития, начинающаяся внутриутробно, в период родов или ранний постнатальный период, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы [6].
Причины развития детского церебрального паралича:
- токсикоз в первой половине беременности, когда развиваются основные этапы органогенеза. В результате токсикоза изменяется проницаемость сосудов головного мозга плода, возникает внутриутробная гипоксия;
- нарушение развития эмбриона вследствие патологического состояния матери и ребенка вследствие различных инфекций, приема лекарственных препаратов, травм, соматических заболеваний;
- преждевременные роды - недоношенные дети особенно уязвимы к внутричерепным кровоизлияниям, их сосудистая система недостаточно развита и легко ослабляется;
- при асфиксии плода и кислородном голодании клетки головного мозга особенно чувствительны. Асфиксия вызывает нарушение обмена всех видов веществ: белковых, липидных, углеводных и др. Мозг плода, как наиболее организованный орган с плотными отростками, очень чувствителен к недостатку кислорода. Чем раньше возникает внутриутробная гипоксия, тем выраженнее ее влияние на нервную систему. Асфиксия наиболее сильно влияет на состояние пирамидных клеток коры, которые непосредственно связаны с развитием пирамидных двигательных путей [15], [18].
По классификации К. А. Семеновой (1978) выделяют следующие формы ДЦП [19].
Спастическую диплегию по этиологии часто связывают с недоношенностью (75%), сопутствующими ей асфиксией и кровоизлиянием, обусловленными причинами, среди которых ведущую роль играют нарушения эмбрио- и фетогенеза под влиянием экзогенных факторов, внутриутробных инфекций и интоксикаций [19]. Неврологический статус детей со спастической диплегией преимущественно включает поражение нижних конечностей, изменения мышечного тонуса по спастическому типу, рефлексы верхних конечностей, патологические деформации суставов верхних и нижних конечностей, поза балерины, патологические синкинезии. Отмечается влияние нередуцированных патологических рефлексов — лабиринтного тонического и шейно-тонического, что определяет нарушение походки и патологический стереотип.
В анамнезе детей с гемипаретической формой ДЦП нередко имеются указания на родовую травму, асфиксию (чаще у доношенных или переношенных детей), с преобладанием в патогенезе фактора повреждения [19]. В клинической картине отмечаются односторонние двигательные нарушения: поза Вернике-Манна, рука поражена в большей степени, чем нога, и преимущественно в дистальном отделе, с приведением плеча и ротацией внутрь предплечья, кисть — в положении ульнарной флексии; часты контрактуры локтевого, лучезапястного, коленного и голеностопного суставов, укорочения и гипотрофии пораженных конечностей, деформация стоп (чаще эквино-варусная). Отмечается одностороннее изменение мышечного тонуса по спастическому типу, повышение сухожильных и наличие патологических рефлексов с пораженной стороны. У половины детей отмечается судорожный синдром [3].
Этиологическими факторами, обусловливающими нервно-психические нарушения при гиперкинетической форме ДЦП, наиболее часто являются билирубиновая энцефалопатия в результате гемолитической болезни новорожденных из-за резус- или АВО-несовместимости крови матери и плода либо других факторов — конъюгационной желтухи новорожденных, реже асфиксии или кровоизлияния в области хвостатых тел вследствие родовой травмы [8]. Для клинической картины характерны гиперкинезы мышц рук, шеи, туловища, лица, языка, на фоне патологических шейных и лабиринтно-тонических рефлексов. Гиперкинезы появляются в 6-8 мес и хорошо выражены после 2 лет жизни; наблюдаются хорея, атетоз, торсионная дистония. Отмечаются высокие сухожильные рефлексы с расширением зон, патологический рефлекс Бабинского. Нарушения мышечного тонуса могут быть представлены как гипертонусом, так и мышечной дистонией, реже — гипотонией. Часто встречаются вегетативные нарушения, нейросенсорная тугоухость.
Для атонически-астатической формы ДЦП характерны атаксия, гиперметрия, интенционный тремор, высокие сухожильные рефлексы на фоне диффузной мышечной гипотонии, что обусловлено поражением лобномосто-мозжечкового пути, лобных долей и мозжечка [3].
Двойная гемиплегия является наиболее тяжелой формой ДЦП, клинические появления связаны с выраженными деструктивно-атрофическими изменениями, расширением субарахноидальных пространств и желудочковой системы мозга. Характеризуются тяжелыми двигательными нарушениями, поражающими руки и ноги, с преимущественным поражением кистей. У больных отсутствуют защитные рефлексы, все тонические рефлексы выражены, цепные рефлексы не развиты, тонус рук и ног резко нарушен по спастическому типу, свободная моторика не развивается. Ребенок не держит голову, не исправляет осанку, функции рук и ног почти отсутствуют, многочисленные контрактуры суставов и деформации ног. Почти нет речи, выявляется псевдобульбарный синдром [1].
Таким образом, детский церебральный паралич – сложное заболевание центральной нервной системы, развивающееся в результате повреждений или нарушений работы головного мозга во время беременности, интранатального и перинатального периода, а также вредных факторов. Патогенетический фактор воздействует на развивающийся мозг ребенка и определяет различные сочетания мозговых и сенсорных нарушений, а также в основе лежит когнитивная дисфункция, которую следует учитывать при обосновании восстановительного лечения и социальной реабилитации больных.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадалян, Л.О. Детский церебральный паралич [Текст] / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журнал, О. А. Тимонига. - Киев: Здоровье, 1988. - 327 с.
2. Балгаева, М. С. Современные подходы к диагностике и объективизации нарушений при церебральном параличе [Текст] / М. С. Балгаева // Журнал «Нейрохирургия и неврология Казахстана». 2015. №4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-diagnostike-i-obektivizatsii-narusheniy-pri-tserebralnom-paraliche (дата обращения: 17.12.2024).
3. Гнедова, С. Б. Специальная психология: учебное пособие [Текст] / С.Б. Гнедова. – Ульяновск: УлГУ, 2009. – 306 с.
4. Данилова, Л. А. – Диагностика психического и речевого развития ребенка с ДЦП [Текст] / Л. А. Данилова, К. Стока, Г. Н. Козлицына. – СПб, 2003 // Детский церебральный паралич: хрестоматия : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / сост. Л.М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс; Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2003. – С. 295-299.
5. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивной группе: методическое пособие [Текст] / Д.З. Ахметова, В.С. Горынина, Л.А. Орешникова. – Казань: Изд–во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. – 102 с.
6. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений [Текст]: учеб.-метод, пособие / М-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова; [сост.: С.А. Немкова и др.]. — М .: Союз педиатров России, 2012. — 60 с.
7. Козявкин, В. И. Психологическое обследование детей с органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе с детскими церебральными параличами: Методические рекомендации [Текст] / В. Т. Козявкин, Л. Ф. Шестопалова. - Харьков. 1995. - 21 с.
8. Коноваленко, С. В. Развитие тонкой моторики и координации движений у дошкольников с легкой степенью детского церебрального паралича [Текст] / С. В. Коноваленко//Коррекционная педагогика. – 2004. – №1(3). – С.66 – 70 (0,25 п. л.).
9. Коноваленко, С. В. Особенности формирования конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом [Текст] / С. В.Коноваленко // Специальная психология. – 2004. – №1(1). – С.56 – 63.
10. Корнев, А. Н. Нейропсихологические методы исследования. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии [Текст] / А. Н. Корнев. - СПб., 1991. 95 с.
11. Левченко, И. Ю. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом [Текст]/ И. Ю. Левченко.- М.: Коррекционная педагогика, 2008.-213с.
12. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. -М. : Академия, 2001.
13. Мамаева, А. В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия [Текст]: Дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2008.
14. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст]: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ В. Г.Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.
15. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 7 лет [Текст] / М. В. Межиева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 128 с.
16. Немкова, С.А. Изучение индивидуального профиля функциональных асимметрий, вертикальной устойчивости и интеллектуальных функций у больных детским церебральным параличом при соматосенсорной стимуляции. Автореф. дис. ... канд. мед. Наук [Текст] / С.А. Немкова. - М., 2000. - 27 с.
17. Немкова, С.А. Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (структура, диагностика, лечение) [Текст] / С.А. Немкова, О.И. Маслова, Г.А. Каркашадзе и др. // ПФ. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-narusheniya-u-detey-s-tserebralnym-paralichom-struktura-diagnostika-lechenie (дата обращения: 17.12.2024).
18. Савина, М.В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом [Текст] / М.В, Савина // Международный медицинский журнал. – 2010. - № 3. – С. 12-16.
19. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст] / К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. М.: Медицина, 1972. 328 с.
20. Симонова, Т. Н. Современные подходы к изучению нарушений психического развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями [Текст]/Т. Н. Симонова//Монография.- Изд-во РПГУ им. Герцена, 2008-128 с.
21. Смирнов, А. С. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
22. Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича[Текст] : методическое пособие. – М.: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 2013. – 76 с.
23. Флёрина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст]/ Е. А. Флёрина.- М.: Учпедгиз, 1956. – 91 с.
24. Шипицина, Л. М. Детский церебральный паралич [Текст]/ Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук.- СПб.: Дидактика Плюс, 2001.- 272 с.