Фрагмент для ознакомления
2
Самооценка была тщательно изучена в российской психологии на предмет ее роли в развитии и формировании уверенности в себе. Данные исследований можно разделить на два направления. Первое направление изучало в расширенном виде, в общей взаимосвязи развития качеств человека. Среди этих исследований работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина. Исследователи, изучавшие самооценку в рамках второго направления, считали самооценку узким качеством личности (А.И. Липкина, Е.А. Серебрякова, В.А. Горбачева) [7].
Важную роль в формировании самооценки играет то, как человек и его достижения оцениваются окружающими его людьми.
Самооценка – один из важнейших показателей развития личности: она позволяет принимать решения в различных ситуациях, определять степень честолюбия индивида и характер его взаимоотношений с другими людьми [24].
Л.В. Бороздина считает, что самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, что у него есть, это оценка с точки зрения определенной системы ценностей [4].
И. С. Кон характеризует самооценку как «своеобразные когнитивные схемы, которые суммируют жизненный опыт человека и организуют недавно приобретенные знания об этом аспекте» [10, c. 87].
M. Феннел считает, что самооценка принадлежит к важнейшему звену произвольной саморегуляции и представляет собой сложный психологический феномен, который отвечает за определение направления действий человека, его отношения к миру и людям в целом и его отношения к себе в частности [18].
Самооценка предполагает индивидуальную оценку себя, своих способностей, навыков, качеств и характеристик человека. Она строится на основе двух элементов – здравого смысла и эмоционального смысла. Здравый смысл – это выражение своих знаний о себе; эмоциональный смысл – это восприятие этой информации и ее последствий [7]. Таким образом, самооценка отражает осознание собственных действий, мотиваций и целей, а также способность видеть и оценивать свои способности.
Говоря о структуре самооценки, можно выделить два компонента: когнитивный (содержание различной степени обобщения своих знаний о себе); эмоциональный (регистрирует переживание человеком того, что он узнал о себе).
В процессе самооценки эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни один из них не может быть представлен в чистом виде. Человек познает себя в социальных контактах и неизбежно обрастает эмоциями, сила и напряженность которых зависят от важности оцениваемого содержания для его личности. Качественное своеобразие когнитивной и эмоциональной составляющих придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждой из них [7].
Самооценка может быть интегрирована во многие различные формы общения во всех формах духовной личности и служит одним из определяющих факторов принятия решений во всех формах, действиях и отношениях. С детства у ребенка развивается способность к самооценке, и это продолжается на протяжении всей жизни человека.
Самооценка позволяет проецировать сознательные черты на внутренний идеал, сопоставляя их с ценностными шкалами собственных данных. С другой стороны, самооценка – это уверенность в себе, положительная или отрицательная [9].
Самооценка имеет широкий спектр проявлений и характеристик. Самооценка имеет следующие функции:
― функция отзеркаливания означает, что при отражении человеком мнения о нем окружающих людей, он переносит это знание на себя;
― функция самовыражения показывает роль самоотношения в активности личности;
― функция самоконтроля позволяет человеку, обладающему системой представлений о самом себе, контролировать свою деятельность;
― функция сохранения стабильности внутреннего «Я»;
― функция интракоммуникации. В рамках данной функции человек, как личность, может быть социумом для самого себя;
― функция «психологической защиты [9].
Последняя функция особенно часто исследуется учеными. По мнению Н.И. Сарджвеладзе, данная функция предоставляет уникальные данные об индивидууме, поскольку включает защитные механизмы, когда внутреннему «я» человека угрожают [12].
Содержание самооценки в соответствии с временными критериями может соответствовать следующим функциям:
- Функция прогностической самооценки осуществляется при оценке способностей субъекта, определении его отношения к ним. Это важно до начала действия и до того, как действие будет предпринято;
― Функция истинной самооценки проявляется в оценке действий и их немедленной коррекции в ходе деятельности;
― Эффективность ретроспективной самооценки отражается в оценке достигнутого уровня развития, результатов деятельности и последствий действий, вытекающих из предыдущих действий. Это позволяет человеку определить свои возможности для развития, поскольку знание положительных и отрицательных аспектов его деятельности поможет ему развиваться дальше [9].
Перечисленные выше функции тесно взаимосвязаны, поскольку в реальной жизни, когда человек оценивает себя, он использует все три функции самооценки.
Согласно Большому психологическому словарю, самооценка бывает трёх уровней:
1. Нормальная самооценка, то есть адекватная.
2. Заниженная самооценка.
3. Завышенная самооценка [3].
А.И. Липкина утверждает, что «личная самооценка является важным фактором того, что происходит в духовном мире человека, в его отношениях с окружающими» [12, c. 14]. В своей теории она считает, что высокая и низкая самооценка одинаково негативны, потому что в первом случае существует множество негативных факторов, таких как нетерпимость к мнению других, высокомерие, во втором – трудности в общении с другими людьми, отсутствие инициативы.
Существует много разных типов самооценки, давайте рассмотрим их более подробно:
1. Нынешняя самооценка – это оценка человеком своих действий и поступков, которые он совершает.
2. Личная самооценка – это отношение человека к своим способностям, поведению.
3. Адекватная самооценка – это грамотное, адекватное, критическое отношение человека к себе.
4. Неадекватная самооценка – это неадекватное восприятие себя, своего мнения, своих действий и поступков.
С точки зрения А. В. Захаровой, можно выделить три вида самооценок:
― прогностическая;
― актуальная;
― ретроспективная [7].
Начало формирования самооценки происходит в раннем возрасте. Социальная самооценка ребенка зависит от оценки взрослых. Ребенок формирует оценку собственных действий и повторяет все взрослым.
Б.Г. Ананьев сказал, что развитие детской самооценки начинается со знания других людей и что изначально оценка самого ребенка и его действий является прямым выражением оценки других, которая направляет развитие [20].
Формирование самооценки происходит в 4 этапа:
Этап 1: до 1,5 лет. Основой формирования позитивного самовосприятия является обретение чувства уверенности в окружающем нас мире, формирование позитивного отношения к себе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белопольская, Н.Л. Самосознание проблемных подростков / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.В. Свистунова. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 332 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна - 2-е изд. – М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
4. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал – 2020. – № 2. – С. 54-59.
5. Давыдов, В. В. Учебная деятельность / В. В. Давыдов // Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. –СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. – С. 564 –566.
6. Дюжева, О. А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / О.А. Дюжева; [Место защиты: ГОУВПО "Костромской государственный университет"]. - Кострома, 2010. - 197 с.
7. Захарова, А. В. Генезис самооценки / А. В. Захарова. – М.: Автореферат докторская дисертация, 1999. – 20 c.
8. Иванова, Г.П. Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации [Электронный ресурс] / Г.П. Иванова, М.А. Слухаева // Акмеология. - 2018. - №4 (68). - Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-samootsenki-i-uchebnoy-motivatsii-mladshih-podrostkov-v-protsesse-shkolnoy-adaptatsii (дата обращения: 19.11.2024).
9. Казакина, М. Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования / М.Г. Казакина. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2001. - 65 с.
10. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 2007. - 175 с.
11. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2000. - No1. - с 15 - 25.
12. Липкина, А. И. Психология самооценки школьника / А. И. Липкина. – М.: Речь, 2005. – 35 c.
13. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1990; - 96c.
14. Матюхина, М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М.В. Матюхина. – Волгоград : Б. и., 1983. – 72 с.
15. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология/ А.А. Реан, Я.Л. Коломинская. – СПб.: Питер, 2001. – 145 с.
16. Хеккхаузен, Х. Мотивация и деятельность : Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клинич. психология" / Хайнц Хекхаузен; [Пер. с англ.: Т. Гудкова и др.]; Науч. ред. пер. на рус. яз.: Д. А. Леонтьев, Б. М. Величковский. - 2. изд. - М. [и др.] : Питер : Смысл, 2003. - 859 с.
17. Шаяхметова, В.К. Исследование формирования самооценки младших подростков [Электронный ресурс] / В.К. Шаяхметова // Концепт. -2015. - №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-formirovaniya-samootsenki-mladshih-podrostkov (дата обращения: 19.11.2024).
18. Шаяхметова, В.К. Уровень самооценки младших подростков в период адаптации при переходе из младшего школьного звена в среднее [Электронный ресурс] / В.К. Шаяхметова // Концепт. - 2015. - №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-samootsenki-mladshih-podrostkov-v-period-adaptatsii-pri-perehode-iz-mladshego-shkolnogo-zvena-v-srednee (дата обращения: 19.11.2024).
19. Цветкова, А.Т. Технологии формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики / А.Т. Цветкова. - М.: МПУ, 1997. - 233 с.
20. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М., 1974. – 241 с.