Фрагмент для ознакомления
2
1.1. История развития литературной ономастики
Литературная ономастика – весьма молодое направление в отечественном языкознании, о чем свидетельствует терминологический аппарат, в составе которого одновременно функционируют синонимические термины, позволяющие номинировать данную науку. В лингвистике параллельно употребляют термины «литературная ономастика», «поэтическая ономастика», «литературно-художественная ономастика», «поэтика онима», «поэтонимология» и т. др. Показательно, что для формирования научной дисциплины, являющейся самостоятельным курсом, необходимо наличие специализированного наименования, что, в свою очередь, подразумевает научный поиск, который нередко предполагает различные терминологические варианты. Это касается и литературной ономастики.
В составе лексики любого языка особое место занимают имена собственные. Нестандартность имен собственных дозволяет выделить их изучение в отдельную науку – ономастику, подразделяющуюся на большое количество разделов в зависимости от рассматриваемого аспекта – антропонимику, космонимику и т. д. [Бондалетов 1983: 11]. Ономастика находится на стыках различных дисциплин. Она объединяет в себе данные истории, географии, культурологии, социологии, психологии, лингвистики и многих других наук. Это делает ее особенно привлекательной для исследователей. Слово, знак, символ, единица языка – все это «имя». Собственные имена встречаются во всех стилях речи: в языке художественной литературы («литературная ономастика»), в публицистическом, научном, официально-деловом и разговорном стилях. Изучением имен собственных занимались еще в античное время. Уже в те времена данное явление вызывало немалый интерес у учёных. Так, стоики выделяли имена в особый класс слов. На протяжении всего XIX века исследователи излагали различные суждения, рассуждали о собственных именах. Проблема определения своеобразия семантики класса слов была одной из самых двойственных. В XIX в. эта проблема рассматривалась как логическая. Объектом лингвистических исследований ономастические единицы становятся с XX в. Исследования в разделе ономастики связаны с именами таких учёных, как А. В. Суперанская, В.Д. Бондалетов, Э.М. Мурзаев, М.В. Горбаневский, Ю.А. Карпенко, В.А. Никонов и др. В своей работе «Общая теория имени собственного» А. В. Суперанская рассматривает характерные черты собственных имён в их сравнении с нарицательными. Различаются они друг от друга, по ее мнению, тем, что имя собственное имеет «более тесную связь с объектом и непосредственность этой связи, в то время как связь нарицательного с предметом осуществляется через понятие» [Суперанская 1973: 90]. В.Д. Бондалетов в своих работах подтверждает эти положения. Он убедительно заверяет: «…на первом плане – выделение предмета, на втором – соотнесённость предмета с ему подобными», в отличие от нарицательного, для которого «обозначение предмета» находится на втором плане [Бондалетов 1983: 27]. По мнению М.В. Горбаневского, имена нарицательные являются названиями конкретных предметов или их классов, собственные же имена имеют «более тесную связь с объектами (не с понятиями)», чем нарицательные, так как служат «как бы визитной карточкой этого объекта, даются ему в собственность, становятся его принадлежностью» [Горбаневский 1983: 7].
Таким образом, главная задача собственных имён заключается в том, чтобы быть словесной маркой предмета, иначе – соотноситься с объектами. Из всего того, что нас окружает, как свидетельствует А. В. Суперанская, «лишь предметы могут иметь собственные имена, и чем реальнее и конкретнее предмет, тем выше его способность быть собственным именем. Абстрактные предметы по своему характеру близки к качествам и действиям, почему не могут иметь собственных имён. Если отдельные идеи, акустические и зрительные образы воспринимаются предметно, они могут получить собственные имена» [Суперанская 1973: 105].
Главным для изучения является интертекстуальность имени – что происходит с культурно «нагруженными» именами в литературе, именами собственными, которые участвуют в процессе литературной дискуссии. Автор сам создает своих персонажей в литературном произведении. Для того, чтобы полностью раскрыть характер персонажа, идею произведения, он дает им имена, так как литературная ономастика находится на стыке этих наук.
Следовательно, одним из предметов исследования лингвистов и литературоведов являются собственные имена, а именно имена людей. Среди проблем, интересующих филологов, можно выделить вопрос функционирования собственных имён в художественной речи. В своём исследовании мы опираемся на теоретические труды русских исследователей в ономастической сфере.
Так, К.Б. Зайцева ввела дефиницию «стилистическая ономастика», а также ее подвиды: «стилистическую антропонимию» и «стилистическую топонимию». М. В. Карпенко в своей работе употребляет такой термин, как «литературная антропонимика» [Карпенко 1986: 13-15]. Э.Б. Магазаник и Л.И. Ройзензор ввели термины «онопоэтика» и «ономостилистика». И.В. Немировская термин «литературная ономастика» употребляет с учетом жанрового распределения, например, поэтическая ономастика, ономастика художественной прозы, ономастика драматургии[Немировская1988:45].Н.В. Подольская в «Словарь русской антропонимической терминологии» включает термин «поэтическая ономастика» и дает его определение: «Раздел ономастики, изучающий любые имена собственные (топонимы) в художественных литературных произведениях: принципы их создания, стиль, функционирование в тексте, восприятие читателем, а так же мировоззрение и эстетические установки автора» [Подольская1988: 96].
Обоснование термина поэтика онима и соответственно науки –поэтонимологии дает в монографии «Поэтика онима» В.М. Калинкин. Он же считает, что этот термин, введенный им, позволит определить и объект исследования [Калинкин 1999: 73]. В рамках данного исследования мы будем употреблять термины «литературная ономастика» и «поэтонимология», введенный В.М. Калинкиным (1999;2020).
Поэтонимология -это наука, занимающаяся изучением собственных имен в художественных произведениях [Калинкин 2020: 5]. В настоящее время в РФ можно выделить несколько крупных ономастических школ, в русле которых исследуются и проблемы литературной ономастики.
1. Уральская ономастическая школа, теоретические положения которой обоснованы в работах М.Э. Рут, Е.Л. Березович, Л.А. Феоктистовой.
2. Волгоградская ономастическая школа, идейными вдохновителями которой являются В.И. Супрун, И.В. Крюкова.
3. Воронежская ономастическая школа во главе с Г.Ф. Ковалевым.
4. Карельская ономастическая школа, представителями которой являются Г.М. Керт, И.И. Муллонен.
5. Майкопская ономастическая школа (Р.Ю. Намитокова, З.К. Беданокова)., адептом которых в разные годы были Е.С. Отин, В.М. Калинкин.
Первые работы по исследованию имен собственных были написаны вначале XX в. Заслугой ученых того периода стало то, что имя собственное стало полноценным объектом для исследования. Это труды В.И. Л.В. Васильевой, А.Г. Горнфельда, В.И. Чернышева. Большой вклад в становление поэтонимологии внесли последователи формальной школы: Ю.Н. Тынянов (1921, 1929); Б.М. Эйхенбаум (1919, 1923); В.В. Виноградов (1929), которые, исследуя общие вопросы литературоведения, непосредственно затронули изучение такого объекта, как собственные имена. В 50-е годы ономастика по праву начинает завоевывать международное признание: проводятсярегиональные и международные конференции, выходят в свет сборники статей, монографии, словари, журналы и справочники [Картавая2016: 94]. Именно тогда ученые активно обращаются к практически неисследованному пласту литературных имен. Это работы М.Г. Каценеленбоген (1950); М.И. Привалова, (1952); В.Н. Михайлова (1954). Именно в это время литературная ономастика стала оформляться как самостоятельное лингвистическое направление, были представлены основные предпосылки функционирования поэтонимов, рассмотрена история развития онимов, разработаны типы классификации имен, выявлена роль языковых, а также социальных факторов в процессе формирования ономастической системы, определены методы исследования в ономастике, озвучены прикладные проблемы [Суперанская2009:21].
В 70-е годы книги Э.Б. Магазаника и В.Н. Михайлова способствовали подведению итогов, полученных на тот момент учеными-ономастами. О.И. Фонякова выпускает монографию «Имя собственное в художественном тексте» (1990), которая послужила неким отражением достижений исследователей 1980-1990-х годов. Расцвет литературной ономастики приходится на конец двадцатого столетия. Опубликованы сразу три крупных монографии, в которых был намечен поиск этой наукой новых путей развития, а также многоаспектность подходов к изучению онимов.
Так, А.Б. Пеньковский, работая в русле лингвокультурологического и герменевтического анализа на материале имен собственных в художественной литературе, пришел к мысли о концептуальном наполнении онима (1999). В.И. Супрун, адепт Волгоградской ономастической школы, защитил диссертацию и выпустил монографию, посвященную исследованию свойств ономастической системы в художественной речи (2000). В 1999 году вышла в свет книга В.М. Калинкина «Поэтика онима», в которой он пытается определить место литературной ономастики в системе ее объектов, а также вводит термин поэтонимология, обосновывая его правомерность употребления.
А.А. Фомин отмечает, что данные научные работы свидетельствуют «о поступательном движении литературной ономастики, постепенно занимающей достойное место в кругу других филологических дисциплин» [Фомин 2004:117].
Следующий, новейший, этап в развитии данного направления ономастики- -10-20 гг. XXI века. Появляются монографии В.В. Катерминой («Русские имена собственные в загадках, паремиях, фразеологизмах и художественных текстах», 2009); М.В. Горбаневского («Улицы старой Руссы: история в названиях», 2010); Ю.А. Карпенко («Названия звездного неба», 2010);М.В. Горбаневского, В.О. Максимова («Слово-история-культура», 2014).
А.А. Фомин выделяет четыре направления, реализуемые в процессе изучения литературной ономастики.
1.«Философское» направление. В рамках этого направления собственное имя изучается в русле традиционной философской проблематики. Онимы представлены в соотношении с философскими категориями. Это труды С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева, А. А. Флоренского и др.
2. «Филологическое» направление представлено работами Д.И. Руденко, Д.Н. Сватко, авторы которых обратились к анализу собственных имен исходя из логики естественного языка.
3.Литературоведческое направление, считающееся в науке традиционным.
4.Лингвистическое направление [Фомин 2004:2018].
Последнее, четвертое, лингвистическое – направление позволяет детально, полно, в рамках поэтонимологии исследовать все факторы, влияющие на создание художественного текста, а также на его интерпретацию.
И.Ф. Крюкова, представитель Волгоградской ономастической школы, выделяет пять ведущих признаков литературной ономастики. Первым признаком она называет «вторичность», поскольку литературная ономастика представляет собой субъективное, авторское отражение действительности, воспринимаемое на фоне общей, народной ономастики.В качестве второго признака отмечает обусловленность литературной ономастики личностью самого писателя. Ведь автор, создавая свой ономастический континуум, опирается на свободный творческий поиск, он сам осуществляет выбор жанра, стиля, темы, идеи художественного произведения. Третий признак, по мнению И.Ф. Крюковой, связан со стилистическими функциями онима в художественном произведении, так как имя собственное в тексте становится не просто именем, называющим объект, персонаж, а становится «говорящим», выполняя стилистическую функцию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Васильева, С.П., Ворошилова, Е.В. Литературная ономастика: Учеб. пособие / С.П. Васильева, Е.В. Ворошилова; – М.: Красноярский пед. Университет им. В.П. Астафьева, 2009 – 138 с.
2. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. – М.: АН СССР, 1963. – 255 с.
3. Калинкин, В. М. Поэтика онима. – Донецк, 1999. – 408 с.
4. Калинкин, В.М. Беллетрист Грин: Итоги и горизонты гриноведения (к 100-летию «Алых парусов») // Русский язык в поликультурном мире : VII Международный симпозиум : сборник научных статей : в 2 т.. Том II. – Симферополь, 2023. С. 153-161.
5. Карпенко, Ю.А. Имя собственное в художественной литературе / Ю.А. Карпенко // Филологические науки, 1986. Страницы?
6. Магазаник Э.Б. Ономапоэтика, или «говорящие имена» в литературе [Текст]. – М.: Фан, 1978. - 146 с.
7. Мельникова, Л.А. Преодолев «нестерпимую привычность имен…» (собственные имена в творчестве А.С. Грина) / Сост. А.А. Ненада. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество: Статьи, очерки, исследования: [К 130-летию со дня рождения]. – Феодосия, 2010. – С. 91–95.
8. Никонов, В.А. Имя и общество / В.А. Никонов. – М.: Наука, 1974. – 278 с.
9. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. – М.: Наука, 1978. – 199 с.
10. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного: [Текст]. - М.: Наука, 1973 – 367 с.
11. Супрун, В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал / В.И. Супрун. – М.: Перемена, 2000. – 172 с.
12. Фомин, А.А. Загадочный Арвентур: Поэтоним как ключевое слово произведения // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 4. С. 180-201.
13. Фомин, А.А. Литературная ономатистика в России: итоги и перспективы // Вопросы ономастики. 2004. № 1. С. 108.
14. Фонякова, О.И. Имя собственное в художественном тексте: Учеб. пособие / О. И. Фонякова; - М.: ЛГУ, 1990 – 103 с.