Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие, причины и ранняя диагностика лиц, страдающих аутизмом 5
11. Этиология и патогенез аутизма 5
1.2. Психофизические особенности развития детей, страдающих аутизмом 6
1.3. Существующие методики реабилитации детей с аутизмом 8
1.4. Психолого-педагогическая помощь в реабилитации детей, страдающих аутизмом 12
ГЛАВА 2. Влияние двигательных нарушений на развитие детей, страдающих аутизмом 16
2.1. Влияние двигательных нарушений на физическое развитие детей 16
2.2. Влияние двигательных нарушений на развитие познавательной деятельности при аутизме 17
2.3. Влияние двигательных нарушений на педагогические особенности детей при аутизме 18
ГЛАВА 3. Методика адаптивного физического воспитания как метод коррекции особенностей развития детей при аутизме 18
3.1. Методика развития физических качеств детей при аутизме 21
3.2. Использование подвижных игр с детьми при аутизме 26
ВЫВОДЫ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
Стоит отметить, что на данный момент полное понимание этиологии аутизма отсутствует, однако предполагается, что к его развитию приводят как генетические, так и экологические факторы. Аутизм часто характеризуется отсутствием универсальной причины возникновения и стандартизированного подхода к лечению. Интервенции, как правило, направлены на повышение качества жизни людей с аутизмом путем развития коммуникативных способностей, социальных навыков и уровня самостоятельности [4].
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это термин, обозначающий группу первазивных (общих) нарушений развития.
Среди основных его признаков (при всех клинических вариантах) специалисты в первую очередь перечисляют такие как: недостаточное, а порой и полное отсутствие потребности в контактах с окружающими людьми; отгороженность от внешнего мира; выраженное стремление к одиночеству, слабое эмоциональное реагирование на близких людей (даже на мать), вплоть до полного безразличия; неспособность дифференцировать неодушевленные предметы и людей, нарушение речи [16].
Одним из существенных проявлений РАС является избегание зрительного контакта с окружающими Симптомы РАС, как правило, начинают проявляться у ребенка в раннем возрасте. При отсутствии необходимой психокоррекции расстройство может проявляться на протяжении всей жизни человека.
При постановке ребенку диагноза до полутора лет с последующим проведением соответствующей психокоррекции прослеживаются значительные позитивные результаты (вплоть до снятия диагноза РАС). При постановке диагноза после 5-ти лет психокоррекционная работа осложняется необходимостью преодоления, существующего у ребенка жизненного опыта и закрепленных у него стереотипов и неадекватных моделей поведения.
К основным симптомам РАС относятся: задержка речи или ее отсутствие, не использование жестов и мимики, ребенок с трудом осваивает навыки самообслуживания, выполняет повторяющиеся движения, нет взаимодействия со сверстниками, не откликается на имя, при общении не смотрит в глаза, проявляет неадекватное, стереотипное поведение и пр. [18].
Специалисты выделяют две классификации РАС: медицинскую и педагогическую.
Первая основана на Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) от 2019 года, вторая классификация предложенная О.С. Никольской, К.С. Лебединской с выделением четырех групп, отличающиеся характером и степенью нарушения с признаками ():
1. Полной отрешенности от происходящего.
2. Активного отвержения окружающих.
3. Захваченности аутистическими интересами.
4. Чрезвычайной трудности социального взаимодействия.
Преобладание мальчиков объясняется тем, что определённое число случаев аутизма связано с аномалиями хромосомы X, а большинство Х-сцепленных заболеваний рецессивны и наблюдаются преимущественно у лиц мужского пола [19].
1.2. Психофизические особенности развития детей, страдающих аутизмом
Аутизм чаще встречается у людей с определенными генетическими состояниями, такими как синдром ломкой Х-хромосомы или туберозный склероз. Многие ученые сосредотачивают свой интерес на взаимодействии генов друг с другом и с рядом таких факторов как семейные заболевания, возраст родителей, осложнения во время родов или беременности. В настоящее время научные исследования не связывают РАС и вакцинацию.
Учитывая, что окружность головы является надежным показателем относительного размера мозга в раннем постнатальном возрасте, были проведены исследования по измерению окружности головы у младенцев и детей младшего возраста с аутизмом.
Исследования показали аномальное увеличение окружности головы у детей с РАС примерно в том же возрасте, когда был поставлен симптоматический диагноз [20].
В исследованиях было обнаружено, что у ряда новорожденных после выявления признаков недоразвития головного мозга наблюдался быстрый и чрезмерный его рост в первые несколько месяцев после рождения. Указанный процесс предшествовал клиническому проявлению аутизма. Наличие такого ярко выраженного биологического сигнала проявления РАС может способствовать ранней диагностике и предупреждению развития аутизма [17].
Нарушения развития речи очень многообразны и являются объектом для тщательной дифференциальной диагностики, поэтому ребенок, не овладевший речевыми навыками (в соответствии с возрастным онтогенезом развития речи) попав в поле зрения любого специалиста (не детского психиатра) имеет большую вероятность попасть в число детей с аутизмом. В дошкольном возрасте практически все дети с аутизмом и из спектра аутистических расстройств имеют проблемы с развитием речи.
Вербальное выражение может варьироваться от полного отсутствия речи до речевых стереотипий с эхолалиями; использованием сложных оборотов речи, но при этом понимание и использование языка, как коммуникативного органа неизменно нарушены.
Уровень интеллектуального развития при РАС варьирует от ускоренного до тяжелой умственной отсталости. Интенсивное развитие когнитивных ресурсов формирует у ребенка с РАС интерес к окружающему его миру и оказывает большое влияние на развитие речи. Ученые пока еще не выявили точных причин РАС, но исследования показывают, что гены и окружающая среда играют важную роль. В последнее время исследователи начали выявлять гены, которые могут повышать риск РАС.
Кроме того, у некоторых индивидов с аутизмом наблюдается ограниченное владение вербальными средствами коммуникации, при этом они произносят лишь элементарные звуковые сигналы вместо слов. В этом контексте не является достаточным предложение исключительно лингвистического образования (с акцентом на развитие языковых и речевых навыков).
Ввиду многофакторной природы нарушений речевого развития в аутизме включение физических упражнений в программу реабилитации способствует улучшению речевых функций. Специфически, разнообразные спортивные дисциплины, включающие прыжки, способствуют оптимизации дыхательного ритма; что, в свою очередь, активизирует работу голосовых связок и повышает интенсивность голосового проявления [11].
1.3. Существующие методики реабилитации детей с аутизмом
Поскольку существует определенная специфика психолого-педагогических условий для развития социального взаимодействия детей с РАС, то общение с такими детьми должно осуществляться в психологически комфортных условиях в образовательной среде с применением игровых технологий в ходе коммуникации.
Специалисты отмечают, что эффективность психокоррекционной работы существенно определяется развитием когнитивных ресурсов. Для успешности обучения аутичного ребенка в школе большее значение имеет уровень его когнитивного развития, нежели его поведение и особенности общения с ближайшим школьным окружением.
Вся мировая практика говорит о том, что помощь больным детям с аутизмом должна быть комплексной с ведущей ролью психолого-педагогических современных методов.
Дети с высоким уровнем интеллекта, несмотря на ограниченность словарного запаса и неразвитость социальных навыков, в процессе обучения в школе наверстывают отставание от сверстников. При низком уровне интеллектуального развития речь и социальные навыки продолжают отставать и в дальнейшем.
Существует группа методов, которые дают возможность освоить навыки общения бытовыми, обучающе-тренировочными, квалифицированными, трудовыми и практическими навыками, которые очень важны в жизни.
Внедрение одного из подходов является важным условием организации обучения, но этого не всегда достаточно [11].
Из основных психолого-педагогических подходов к коррекции аутизма известны и дали зарекомендовать себя, как действенные при работе с детьми с диагнозом аутизм:
-эмоционально-волевой подход, внедренный с разработкой В. В. Лебединским. Прикладной анализ поведения основан на научных свойствах поведения, в результате можно образовать социальный набор умений и знаний. В данной методике главную роль играет мотивация детей и система вознаграждения успеха во всем.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анищенко Н.С. Биляр Н. А. Почему спорт необходим для ребенка с аутизмом / Н.С. Анищенко // Закономерности и тенденции инновационного развития общества. – 2022. – С. 14-16.
2. Бегидова Т. П. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья: учебное пособие для вузов / 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2022. 210 с.
3. Ветрова Ю.А. Организация образовательного процесса, для детей страдающих аутизмом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciyaobrazovatelnogo-processa-dlya-detey-stradayuschih-autizmom-3266625.html (Дата обращения: 14.11.2024).
4. Гайченко С. В., Иванова О. А. Особенности работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста : учебнометодическое пособие. М. : ИНФРА-М, 2022. 167 с.
5. Долгашева М.В. Когнитивное развитие детей в теории Жана Пиаже, известного швейцарского психолога / М.В. Долгашева // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. – 2021. – С. 19-24.
6. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое медико- социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всерос. науч.- практ. конф. 1-3 апр. 2021 г. С. 67-82.
7. Коптеева М.Е. Современные подходы к проблеме детского аутизма, его дифференциальной диагностике и коррекции /М.Е. Коптеева, О.А. Штраух //Вестник научных конференций. 2022. №10-5. С.77.
8. Кубатова Б.К. Современные методы обучения и воспитания детей с аутизмом /Б.К. Кубатова //Global Science And Innovations. 2021. С.32.
9. Лысых В.А. Работа учителя физической культуры с обучающимися с РАС / В.А. Лысых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/36DERv. (Дата обращения: 15.11.2024).
10. Михайлов В.С. Отличия адаптивной физической культуры от лечебной физической культуры /В.С. Михайлов //Интеррактивная наука.2022. С.79.
11. Пазылов Н. Ш. Организация занятий по адаптивной физической культуре для детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для учителей физической культуры, родителей детей с РАС / под ред. О. А. Корниловой, В. И. Рослякова. Самара : СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2021. 36 с.
12. Пантелеева Н. Г. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития (с практикумом) : учебник. М. :КноРус, 2023. 314 с
13. Расстройства аутистического спектра у детей: причины РАС, симптомы, виды и диагностика https://logopedprofiportal.ru/blog/745264 (Дата обращения: 15.11.2024).
14. Уильямс К., Робертс Ж. Понимание аутизма: руководство для родителей / пер. с англ. Л.Н. Шереминской. Ростов н/Д: Феникс, 2021. 183 с.
15. Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sfr.gov.ru/branches/kchr/news/~2020/10/20/214741 (Дата обращения: 14.11.2024).
16. Фесенко Ю.А. Способы диагностики аутизма у детей. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, (4).2022. С.103-117.
17. Цяо Ч. Анализ проблемы аутизма у детей и ранее вмешательство /Ч. Цяо //Научный асвет.2023. №4. С.911.
18. Шапошникова А.Ф. Медикаментозное лечение при детском аутизме // Аутизм и нарушения развития. Том 6. 2022. № 3. С. 43–48.
19. Miller H. L., Thomi, M., Patterson, R. M., & Nandy, K. (2022). Effects of Intersectionality Along the Pathway to Diagnosis for Autistic Children With and Without Co-occurring Attention Deficit Hyperactivity Disorder in a Nationally-Representative Sample. Journal of autism and developmental disorders, 1-16.
20. CB Insights,. State of Mental Health Tech 2021 report. CB Insights Research. (2022). [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbinsights.com/research/report/mental-health-tech-trends-2021/ (дата обращения: 14.11.2024).