Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе рассматриваются библейские методы душепопечения. Душепопечительство - это индивидуальное служение Словом, в то время как проповедь - это публичное служение Словом. Это очень хорошо видно из послания апостола Павла: «Братия! если и впадет человек, в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:1-2)
Этот текст показывает не только, кто может заниматься душепопечительством, но и показывает её цель (это исправление от греховного поведения), также этот текст говорит о том, как это надо делать (в кротости и с состраданием), опираясь исключительно на Евангелие и евангельские истины.
Итак, в современной Евангельской церкви должно быть служение, направленное на то, чтобы помогать христианам бороться с грехом.
Библейское душепопечительство основано на Священном Писании. Душепопечитель и подопечные обращаются только к Писанию для определения проблемы, выявления проблемы и ее решения. В связи с этим вспомним: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16).
Безусловно, душепопечение для пастора – это не идея, не теория, не догма, а прежде всего – факт внутренней жизни. На этом факте, как на незыблемом фундаменте, нужно основываться во всех тех случаях, когда нужно решать спорные и проблемные вопросы.
Цель работы – изучение особенностей душепопечения в современных Евангельских Церквях.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
Изучить суть душепопечения в Евангельской Церкви.
Рассмотреть некоторые практические аспекты душепопечения в современных евангельских Церквях.
Сформулировать выводы по исследованию.
Объект исследования – теория и практика, особенности душепопечения в современных Евангельских Церквях.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы.
Глава 1 Суть душепопечения: евангельские примеры
Служение душепопечения, как и многое в Писании, не описано при помощи определений, методик и концептов. Оно присутствует в Писании в неявном и неоформленном виде, но все же его можно найти в Библии всюду: «…все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Ввиду того что представления об этом служении нужно «конструировать» самостоятельно, пасторы, богословы и душепопечители не одинаково видят проблемы подопечных и по-разному расставляют акценты в своем наставничестве. Встречаясь с разными людьми с целью оказать им духовную помощь, попечители всегда остро осознают нужду в богословском понимании того, что происходит с подопечными. На этом пути пастору необходимы различные ресурсы: знания и опыт, терпение и снисхождение. Список можно продолжать, особенно в трудных, неудачных и противоречивых случаях.
Таким образом, пастор призван всегда жить скорбями и духовными неудачами своей паствы, стараясь помочь превозмогать их. Таково существо душепопечения. Апостолы несли верующим не только благочестие, но и собственные души (1Фес. 2:8), обходились с ними, «как кормилицы с детьми» (1 Фес. 2,7), как любящий отец, который готов просить, убеждать, умолять каждого из верующих «поступать достойно Бога» (2, 11-12). Апостолы являлись для «всех всем», они плакали с плачущими, изнемогали с изнемогающими и немощными для того, чтобы «спасти, по крайней мере, некоторых» (1Кор. 9:22).
Душепопечение является деятельной стороной заповеди «любите друг друга». Душепопечительство выступает заботой пастора о ближнем, вверенном ему Богом души, так, как апостол Павел говорит в послании к римлянам: «Принимайте друг друга, как и Христос, принял вас во славу Божию» (Рим. 15:7). Это – когда человек со своими проблемами находится перед Богом вместе с другим человеком. И задача душепопечителя – идти рядом с человеком, неся его ношу какую-то часть пути, ставя ближнего в центр внимания.
Соответственно, пастору необходимо иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души, а значит, все касающееся человека пастор не должен оставлять без исследования и применения, чтобы его старания не являлись напрасными. Господь наш Иисус Христос в своих наставлениях и поучениях неспроста выбирал также сравнительные образы, как посев в притче сеятеля, разная урожайность, в зависимости благодатной почвы, жалование домовладельца работникам сада. Все это является не только способами выражения, но и предусмотрительностью в отношении к роду занятий слушателей, их личностным качествам.
Библейское душепопечение не является сосредоточенным только лишь на изменение поведения человека, оно направлено, в первую очередь, на изменение мотивов, желаний, ожиданий в его сердце. В Писании сказано, что сердце является центром управления человека, именно из него исходят все мысли, слова, желания. «Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». ( Мк 7:20-23.)
Цель душепопечения в современной Евангельской Церкви состоит в том, чтобы научить зависеть только от Христа, делать всё, чтобы угождать только Христу. Именно брать пример с Иисуса Христа, призывает Павел: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16).
Душепопечительство в качестве особой формы христианского служения нашло широкое распространение и развитие во многих странах. Душепопечение выступает преимущественно христианским явлением. Христос первым заговорил о душепопечительстве, показав Себя в качестве примера доброго Пастыря.
Служение Церкви, так как оно отражено в Евангелии, по своей сути является направленным на душепопечительство во всем своем многообразии. Выражаясь языком Нового Завета, Библия была дана для того, чтобы помочь человеку прийти ко спасению через веру в Христа и затем преобразиться в Его образ (2 Тим.3.15).
По мнению ряда исследователей, необходимо разделять пасторское душепопечение и пастырскую психотерапию. Из данных понятий наиболее широким выступает пасторское душепопечение. Именно оно содержит церковное служение исцеления, поддержки, водительства и примирения душ с Богом и друг с другом. Иногда пасторское душепопечение именуют «попечительством о душах», подразумевая при этом служение слова, учения, вразумления, приобщения святых тайн, воспитания и по необходимости душепопечение. На протяжении всей своей истории Церковь занималась именно таким попечением. И современной Церкви надлежит продолжать эту традиции.
Среди служителей нет единодушия в понимании важности этого служения. Иногда считается, что достаточно дать человеку здравое учение, и это решит все его частные проблемы. С этим можно согласиться лишь частично. Однако не богословие само по себе, а личные доверительные отношения с Богом являются залогом благословенной жизни.
Для успешного душепопечения важно, чтобы пастор и сам был духовно зрелым человеком, имел необходимый жизненный опыт, а также хотя бы некоторые познания в области психологии.
Не менее важным представляется умение слушать, сопереживать и понимать другого человека. Успех в деле душепопечения, однако, зависит не только от знаний, опыта и умения человека. В душепопечении определяющим фактором является действие Духа Божия.
Именно благодатное действие Духа Святого оказывает на сознание человека, обличающее и исцеляющее воздействие.
Примером душепопечителя-наставника является Господь Иисус Христос. Как истинный «добрый пастырь» и «чудный советник», Иисус умел слушать и понимать проблемы своего собеседника.
В частности, вспомним беседу Иисуса Христа с самарянкой. С помощью наводящих вопросов Иисус добивается поразительного эффекта: эта женщина сама рассказывает Ему «все, что она сделала», и, больше того, она не стыдится сказать об этом другим людям.
Другим ярким примером душепопечителя является апостол Павел. Характерная фраза из Послания к коринфянам дает нам представление о том, какая масштабная работа им проделывалась: «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение народа, забота о всех церквах» (2 Кор. 11:28). Причем Павел в общении с людьми умел сочетать «нежность кормилицы» (1 Фес. 2:7) с принципиальным неприятием греховных проявлений в жизни христианина (1 Кор. 5:3-5; 2 Кор. 13:2).
В данной связи своевременными и актуальными являются обличительные слова из книги пророка Иезекииля: «Горе пастырям Израиля, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны они пасти? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез. 34 гл).
Потребность в служении душепопечительства как никогда остро ощущается сегодня, когда мир бросает вызов церкви, а светская психология пытается заменить библейское душепопечение, тогда как отождествлять их нельзя, несмотря на то, что пастор, конечно же, должен разбираться в психологии.