Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Таможенная экспертиза играет ключевую роль в обеспечении законности и упорядоченности внешнеэкономической деятельности, что делает её одной из важнейших составляющих таможенного регулирования. В условиях глобализации и увеличения объемов международной торговли актуальность темы исследования заключения таможенного эксперта возрастает, так как от качества и достоверности его выводов зависит не только соблюдение законодательства, но и экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности. В связи с этим, изучение процесса оформления заключения таможенного эксперта, а также выявление проблем и путей их решения в данной области представляется крайне важным и востребованным.
ГЛАВА 1. СТУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОЦЕСС ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ
1.1 Таможенные операции и процедуры, предшествующие таможенному декларированию
Таможенные операции и процедуры, предшествующие таможенному декларированию, играют ключевую роль в системе таможенного регулирования. Они обеспечивают правильность и законность перемещения товаров через границу, а также способствуют уплате таможенных пошлин и налогов. В данном пункте будет рассмотрено определение таможенных операций, их виды, а также основные процедуры, предшествующие декларированию, с ссылками на действующее законодательство .
Согласно статье 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), таможенные операции — это действия, осуществляемые таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в процессе перемещения товаров через таможенную границу . К таким операциям относятся:
1. Проверка документов. Оценка представленных участником ВЭД документов на соответствие требованиям законодательства.
2. Контроль за соблюдением правил. Осуществление контроля за выполнением норм и требований, установленных для перемещения товаров через границу.
3. Уплата пошлин и налогов. Осуществление расчетов по уплате таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Таможенные операции можно классифицировать по различным критериям:
1. По субъектам:
- Операции, проводимые таможенными органами.
- Операции, проводимые участниками ВЭД.
2. По этапам процесса:
- Предварительные операции (например, подготовка необходимых документов).
- Основные операции (например, декларирование товаров).
- Заключительные операции (например, завершение контроля и выпуск товаров).
3. По характеру действий:
- Операции по оформлению (например, подача декларации).
- Операции по контролю (например, проверка соответствия товаров заявленным характеристикам) .
1.2 Понятие и основные этапы проведения таможенного оформления
Таможенное оформление — это комплекс действий, осуществляемых таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), направленных на соблюдение законодательства при перемещении товаров через таможенную границу . Согласно статье 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), таможенное оформление включает в себя подачу таможенной декларации, проверку документов, контроль за соблюдением норм и правил, а также принятие решения о выпуске товаров.
Таможенное оформление является важным элементом системы государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью, обеспечивая защиту интересов государства, защиты прав потребителей и соблюдение международных обязательств.
Процесс таможенного оформления включает несколько ключевых этапов, каждый из которых имеет свои особенности и требования. Рассмотрим их подробнее.
Подготовка к таможенному оформлению начинается с изучения законодательства и требований, касающихся конкретных товаров. Участник ВЭД должен подготовить все необходимые документы, включая:
- Торговые документы: контракты, счета-фактуры, товарные накладные.
- Транспортные документы: коносаменты, накладные (например, CMR для автоперевозок).
- Сертификаты и лицензии: сертификаты происхождения, санитарные и фитосанитарные сертификаты.
Согласно статье 149 ТК ЕАЭС, все представленные документы должны соответствовать требованиям законодательства и быть достоверными. Неправильное или неполное оформление документов может привести к задержкам или отказам в выпуске товаров.
Следующим этапом является подача таможенной декларации, которая представляет собой официальный документ, содержащий информацию о товарах, их стоимости, происхождении и других характеристиках. Таможенная декларация может быть подана в электронном виде через автоматизированные системы таможенных органов или в бумажном виде.
Согласно статье 150 ТК ЕАЭС, таможенная декларация должна содержать:
- Наименование и код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
- Таможенную стоимость товаров.
- Информацию о стране происхождения.
- Данные о транспортных средствах и маршруте следования .
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЭКСПЕРТА
2.1 Последовательность этапов оформления заключения таможенного эксперта
Оформление заключения таможенного эксперта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя ряд последовательных этапов. Каждый из этих этапов имеет свои особенности и требует соблюдения определенных законодательных норм и процедур. В данном пункте подробно рассмотрим каждый из этапов, опираясь на действующее законодательство Российской Федерации .
Первым этапом в процессе оформления заключения является назначение таможенной экспертизы. Это происходит на основании решения таможенного органа, которое может быть вызвано различными факторами: необходимостью проверки достоверности заявленных данных, подозрением в нарушении законодательства, а также по запросу участников внешнеэкономической деятельности. Согласно статье 62 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), таможенная экспертиза может проводиться для определения стоимости товаров, их классификации, а также оценки соответствия товаров установленным требованиям.
После назначения экспертизы следует этап подбора квалифицированного таможенного эксперта. В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» , эксперты должны иметь соответствующую квалификацию и опыт работы в области таможенного дела. Важно, чтобы эксперт не имел конфликта интересов и был независим от сторон, участвующих в процессе.
На этом этапе эксперт приступает к проведению самой экспертизы. Он собирает необходимые документы и информацию, проводит анализ представленных данных и, при необходимости, осуществляет осмотр товаров. В соответствии с пунктом 3 статьи 63 ТК ЕАЭС, эксперт должен использовать все доступные методы и средства для получения объективных результатов. Важно отметить, что на данном этапе могут быть привлечены и другие специалисты для проведения дополнительных исследований.
2.2 Требования к оформлению заключения таможенного эксперта
Оформление заключения таможенного эксперта — это процесс, который требует строгого соблюдения установленных норм и правил, как на уровне национального законодательства, так и на уровне международных стандартов . Правильное оформление заключения критически важно для обеспечения его юридической силы и признания со стороны таможенных органов и других заинтересованных сторон. В данной секции будут рассмотрены основные требования к оформлению заключения таможенного эксперта, основанные на действующем законодательстве Российской Федерации.
Согласно статье 63 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), заключение должно быть составлено в письменной форме и содержать четкие и обоснованные выводы по вопросам, поставленным перед экспертом. Основные требования к содержанию заключения включают:
- Датировка и место составления: Заключение должно содержать дату его подготовки и место, где проводилась экспертиза. Это необходимо для определения временных рамок проведения экспертизы и ее юридической силы.
- ФИО и квалификация эксперта: В заключении обязательно указываются полные фамилия, имя и отчество эксперта, а также его квалификация и опыт работы в области таможенного регулирования. Это необходимо для подтверждения компетентности эксперта.
- Описание предмета экспертизы: Заключение должно содержать четкое описание предмета экспертизы, включая наименование товаров, их характеристики, количество и другие важные параметры. Это позволяет точно определить объект, по которому проводилась экспертиза.
Согласно требованиям статьи 64 ТК ЕАЭС, структура заключения должна быть логичной и последовательной. Рекомендуется следующее оформление:
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
3.1. Анализ проблем, возникающих при заключении таможенного эксперта
Проблема нехватки квалифицированных специалистов в области таможенной экспертизы является одной из наиболее острых и актуальных для таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Эта нехватка приводит к целому ряду негативных последствий, которые затрагивают как эффективность работы таможенных органов, так и экономические интересы бизнеса.
Одним из наиболее серьезных последствий недостатка квалифицированных кадров являются ошибки в оценке и классификации товаров. Специалисты, не обладающие достаточными знаниями и опытом, могут неправильно оценивать стоимость товаров, что в свою очередь может повлечь за собой как занижение, так и завышение таможенной стоимости. Неправильная оценка может вызвать споры с налоговыми органами, что создает дополнительные сложности для компаний и может привести к финансовым потерям. Например, если таможенный орган занижает стоимость товара, это может привести к недополучению налоговых поступлений в бюджет. С другой стороны, завышение стоимости может вызвать недовольство у участников ВЭД, что приведет к необходимости оспаривания решений таможенных органов.
Классификация товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) также требует высокой квалификации. Ошибки в этой области могут привести к неправильному применению тарифов и налогов, что создает дополнительные риски для бизнеса. Неверная классификация может стать причиной проверки со стороны налоговых органов, что увеличивает нагрузку на компании и создает дополнительные финансовые риски.
Кроме того, недостаток квалифицированных специалистов негативно сказывается на качестве экспертизы в целом. Отсутствие опыта у сотрудников приводит к замедлению процессов обработки заявок на таможенную экспертизу. Это не только увеличивает время ожидания для участников ВЭД, но и снижает общую эффективность работы таможенных органов. Увеличение количества ошибок в процессе экспертизы требует повторного рассмотрения дел и дополнительной проверки, что создает дополнительную нагрузку на сотрудников.
Снижение качества экспертизы также имеет долгосрочные последствия для репутации таможенных органов. Если качество работы таможенных служб будет оставлять желать лучшего, это может подорвать доверие со стороны участников ВЭД и общества в целом. В конечном итоге это может сказаться на конкурентоспособности страны: если таможенные процедуры будут долгими и неэффективными, это может отпугнуть иностранных инвесторов и снизить привлекательность страны для ведения бизнеса. Более того, нехватка квалифицированных специалистов может создать условия для коррупции, когда участники ВЭД будут пытаться «договориться» с недостаточно подготовленными экспертами.
Таким образом, проблема нехватки квалифицированных специалистов в области таможенной экспертизы требует комплексного подхода. Безусловно, решение этой проблемы не только повысит качество работы таможенных органов, но и создаст более благоприятные условия для ведения бизнеса в стране, что в конечном итоге будет способствовать экономическому росту и развитию внешнеэкономической деятельности.
Недостаточное или некачественное документальное сопровождение товаров представляет собой одну из наиболее серьезных проблем, с которой сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенные органы. Эта проблема затрагивает множество аспектов, каждый из которых имеет свои негативные последствия как для бизнеса, так и для эффективности работы таможенных служб.
Одной из наиболее распространенных ситуаций является отсутствие необходимых документов, которые должны сопровождать товары на этапе их перемещения через границу. Участники ВЭД могут не предоставлять полный пакет документов по различным причинам. Например, некоторые компании, особенно малые и средние предприятия, могут не иметь достаточного опыта или знаний о том, какие документы необходимы для конкретного товара или процедуры. Это может привести к тому, что они не подают важные документы, такие как контракты, инвойсы, сертификаты соответствия или фитосанитарные заключения. Важно отметить, что отсутствие этих документов существенно затрудняет процесс экспертизы, поскольку таможенные органы не могут полноценно оценить товар и его соответствие заявленным характеристикам. В результате этого возникают задержки в оформлении, блокировка товара на границе и дополнительные затраты для бизнеса.
3.2. Пути решения проблем, возникающих при заключении таможенного эксперта
Таможенная экспертиза играет ключевую роль в обеспечении соблюдения законодательства и правильного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу. Однако, как было отмечено в предыдущем разделе, в процессе заключения таможенного эксперта возникают различные проблемы, которые требуют системного подхода к решению. В данном разделе будут рассмотрены основные пути решения указанных проблем с учетом действующего законодательства, а также предложены рекомендации по их внедрению.
Одной из ключевых проблем является нехватка квалифицированных специалистов в области таможенной экспертизы. Для решения этой проблемы необходимо:
1. Создание программ повышения квалификации:
- Разработка специализированных курсов и программ обучения для действующих экспертов.
- Включение в учебные планы актуальных тем, таких как изменения в законодательстве, новые методики оценки и классификации товаров.
2. Система аттестации новых экспертов:
- Установление строгих требований к аттестации новых специалистов, включая обязательное прохождение курсов повышения квалификации и экзаменов.
В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» необходимо обеспечить наличие квалифицированных кадров для выполнения функций таможенных органов.
Заключение
В ходе проведенного исследования процесса оформления заключения таможенного эксперта были достигнуты поставленные цели и решены задачи, обозначенные во введении. Основное внимание было уделено анализу последовательности этапов оформления заключения, требованиям к его оформлению, а также выявлению существующих проблем и разработке рекомендаций по их решению.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org.
2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2010 г., № 48, ст. 6252.
3. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4179.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2008 г., № 52, ст. 6228 (Часть I).
5. Джабиев, А. П. Основы таможенного дела: учебник для вузов / А. П. Джабиев, К. О. Староверова, Т. С. Кудрявицкая; под общей редакцией А. П. Джабиева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 489 с.
6. Карагодин, В. П. Таможенная экспертиза: учебник и практикум для вузов / В. П. Карагодин, С. В. Золотова; под редакцией В. П. Карагодина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 212 с.
7. Макрусев, В. В. Управление таможенным делом: учебник для вузов / В. В. Макрусев, М. В. Бойкова, Е. О. Любкина ; под общей редакцией В. В. Макрусева. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 547 с.
8. Новикова, С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС: учебник для вузов / С. А. Новикова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 380 с.
9. Полухин, И. В. Таможенное дело: учебный терминологический словарь: учебное пособие / И. В. Полухин, А. П. Сурник, Л. Г. Чернова. — Санкт-Петербург: Интермедия, 2021. — 96 с.
10. Сенотрусова, С. В. Таможенное дело: учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 258 с.
11. Таможенное дело: учебное пособие / Л. А. Кравченко, Л. А. Исаева, Е. А. Фурсова, М. А. Дроздова. — Санкт-Петербург: ПГУПС, 2020. — 68 с.