Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время образовательный процесс нуждается в постоянном совершенствовании, так как меняются приоритеты и социальные ценности: научно-технический прогресс все больше признается средством достижения уровня производства, максимально отвечающего растущим потребностям человека и развитию его интеллектуального богатства. Поэтому сложившаяся ситуация в подготовке специалистов требует радикального изменения стратегии и тактики подготовки специалистов среднего профессионального образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Понятие и классификация интерактивных методов обучения
В традиционной организации учебного процесса в качестве средства передачи информации используется односторонняя форма связи. Ее суть заключается в передаче информации преподавателем и ее последующем воспроизведении учеником. Студент оказывается в ситуации, когда он только читает, слушает и говорит об определенных областях знаний и лишь занимает позицию воспринимающего. Иногда односторонняя связь может быть нарушена, и тогда возникает двусторонняя связь.
Одностороннее общение происходит не только на лекциях, но и на семинарах. Разница лишь в том, что часть информации передается не учителем, а учеником. Это могут быть ответы на вопросы, заданные преподавателем перед семинаром, конспекты или репродукции лекционного материала.
Двустороннее общение – это форма многостороннего общения в образовательном процессе. Суть данной модели общения заключается не только в предоставлении студентам возможности высказывать высказывания, что важно само по себе, но и во внедрении их знаний в учебный процесс [1]. Открытое обучение с точки зрения коммуникации характеризуется следующими утверждениями:
- Студенты лучше усваивают определенные навыки, когда они могут подойти к предмету на основе собственного опыта;
- Студенты лучше усваивают материал, когда преподаватель активно поддерживает их метод обучения;
- Студенты лучше воспринимают материал, когда преподаватель, с одной стороны, структурирует тему таким образом, чтобы ее было легче усвоить, а с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения студентов, не согласные с его собственная точка зрения.
Компетентностный подход к организации учебного процесса требует от учителя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия предметов.
Переход к компетентностному подходу к организации образовательного процесса предполагает широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в образовательном процессе (компьютерное моделирование, экономические и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, психологический и другой тренинг). в сочетании с внеклассной работой.
Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности, метод обучения, реализуемый в форме совместной деятельности учащихся. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, вместе решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение, погружаются в настоящую атмосферу делового сотрудничества для решения проблемы. Одной из целей является создание комфортных условий обучения, чтобы обучающийся чувствовал достижения и интеллектуальную компетентность, что делает сам процесс обучения продуктивным [2]. Особенностью интерактивных методов является высокий уровень взаимной активности субъектов взаимодействия, а также эмоциональное и духовное единство участников.
Интерактивные формы обучения можно разделить на следующие:
- неимитационные, т.е. час используются в рамках традиционных форм образовательной деятельности;
- подражательный, д. час игровые и неигровые.
В традиционном обучении для активизации обучения успешно используются такие методы, как метод «круглого стола», «метод проектов» и метод «мозгового штурма», которые являются интерактивными формами обучения [1, 2].
1.2. Методика организации и проведения занятий в интерактивной форме
Интерактивное обучение — это особая форма познавательной деятельности, форма познания, которая происходит посредством совместной деятельности обучающихся. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решение проблем происходит совместно, обучающиеся оценивают действия одноклассников и свою собственную деятельность [2]. Все это происходит в условиях, максимально приближенных к профессиональным. Обучающиеся оказываются в реальной деловой среде для решения какой-либо проблемы.
Методы обучения — это система целенаправленных действий преподавателя по организации познавательной и практической деятельности обучающегося, обеспечению усвоения учебного содержания и тем самым достижению целей обучения.
Интерактивные методы — это современная форма активных методов. К ним относятся дискуссии, эвристическая беседа, мозговой штурм, ролевые игры, «деловые» игры, тренинги, тематические исследования, проектные исследования, групповая работа с наглядными пособиями [8].
Рассмотрим наиболее часто используемые продуктивные интерактивные методы. Сюда входит метод проектов. Этот метод можно рассматривать как технологию развития личности, развивающую у учащихся познавательные способности, творческую инициативу, умение самостоятельно мыслить, решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, делать прогнозы и оценивать результаты собственной деятельности [9]. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуально, в парах или в группе. Выпускник вуза должен уметь быстро ориентироваться в меняющихся условиях, адаптироваться к ситуациям и обладать определенными знаниями для объяснения окружающих его явлений. Все это указывает на необходимость использования в проектной деятельности проектов, имеющих реальную практическую направленность. Опыт, полученный студентами, помогает студентам решать реальные и профессиональные проблемы. В ходе реализации проекта студент закрепляет ранее полученные знания. Кроме того, тренируются междисциплинарные навыки: исследовательские, коммуникативные, рефлексивные, организационные и управленческие навыки. Кейс-метод – метод обучения, использующий описание реальных проблемных ситуаций (экономических, социальных, бытовых). Студенты ищут и анализируют необходимую информацию [10]. Ее суть: учащимся предлагается решить реальную ситуацию, описание которой не только раскрывает практическую проблему, но и развивает комплекс знаний, которые учащиеся должны усвоить в процессе решения задачи. Стоит отметить, что поставленная перед студентами задача не имеет однозначного решения. Большую роль здесь играет творческий подход участников.
Работа с кейсом развивает у студентов способность находить выход из различных ситуаций, самостоятельно применять знания, брать на себя ответственность за принятое решение и размышлять [11].
Процесс формирования готовности учителя к использованию интерактивных форм обучения структурируется в течение следующих трех этапов, отражающих логику их развития:
- мотивационный (цель – развитие устойчивого познавательного интереса и положительной мотивации к использованию интерактивных средств обучения);
- технологические (цель – формирование навыков разработки интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов; освоение технических и программных средств для их создания, изучение основных видов образовательных ресурсов и требований к ним, видов технических интерактивных средств и основ работы с ними, разработка основы визуальной культуры в сфере создания образовательных ресурсов, коммуникативных навыков и творчества);
- организационно-методические (цель - приобретение опыта построения методической системы преподавания экономических дисциплин с использованием интерактивных средств обучения путем разработки фрагментов уроков, их использования, формирования навыков их методически грамотного использования, апробации и корректировки в педагогической практике для собирать) [3, с.23]. Характеристики компонентов методики проведения урока в интерактивной форме представлены в таблице 3.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что интерактивные средства обучения следует осваивать прежде всего как инструмент профессиональной деятельности учителя, поскольку они позволяют совершенствовать учебно-познавательную деятельность учащихся посредством взаимодействия участников образовательного процесса на основе для активации интерактивного диалога.
Основными методами проведения такого урока являются семинар или лекция. В начале занятия в интерактивной форме необходимо освежить знания (подготовить учащихся к активной познавательной деятельности путем повторения и обобщения уже известного им материала). Это может быть фронтальный опрос, устные или письменные упражнения, работа с раздаточным материалом и т. д. Затем учащимся дается учебная задача (проблемная задача), которая решается в ходе урока.
Следующий этап – упражнения по закреплению полученных знаний. Раскрытие основного содержания урока связано с выбором логического способа изложения материала и организации учебной деятельности учащихся.
Содержание урока должно отражать специфику предмета, в связи с чем при выборе способа изложения материала и его построения необходимо учитывать закономерности познания, характерные для экономической науки. Эти закономерности выражаются прежде всего в методах научного познания экономических дисциплин [12, с. 15]. Наиболее общими подходами в экономических исследованиях являются теоретический и экспериментальный.
Теоретический метод:
- поставлена задача (проблема);
- выдвигается гипотеза;
- выбираются модель явления или процесса и математический аппарат;
- задача рассчитана с использованием модели;
- дан анализ достигнутых результатов;
- для их подтверждения предлагается экспериментальная проверка результатов.
Экспериментальный метод:
- задается вопрос, который определяется на основе опыта;
- сформулирована рабочая гипотеза;
- планируется эксперимент;
- проводятся экспериментальные работы;
- делается теоретический вывод на основе экспериментальных данных.
При подаче нового материала организация учебной деятельности учащихся должна соответствовать современному направлению развивающего обучения. В связи с этим большой интерес представляет проблемное обучение, предполагающее выдвижение гипотезы и ее проверку. Учитель обдумывает проблему и представляет ее учащимся, формулирует гипотезу на основе имеющихся знаний и известных фактов, выбирает метод исследования и доносит ее до учащихся. Наконец, необходимо проанализировать и обобщить полученные результаты. Таким образом, раскрытие явлений, процессов и закономерностей включает в себя следующие микроэтапы: определяется цель изучения материала, выдвигается гипотеза, выбирается метод исследования, решается проблема, анализируются и обобщаются полученные результаты.
ГЛАВА 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВЫБОРУ И ПРИМЕНЕНИЮ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
2.1. Теоретическое обоснование и разработка активных и интерактивных методов обучения для формирования соответствующих общих компетенций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев проблему использования интерактивных методов обучения в подготовке поваров и кондитеров, мы пришли к выводу, что под интерактивными методами обучения следует понимать средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов, а именно они ведут к активному мышлению и практической деятельности. стимулируют активность в усвоении материала, когда активен не только преподаватель, но и студенты.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. Екатеринбург, 2012. - 190 с.
2. Алексеев, Н.Г. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения / Н.Г. Алексеев, Б.А. Злотник, Ю.В. Громыко. Вестник высшей школы. - М.: 20. - №7, 143 с.
3. Ананьев, Б.Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли / Б.Г. Ананьев; Избр. психологич. Труды, том 2. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, И.В. Кузьмина. - М.: 2010. - 267 с.
4. Ахметов, Н.К., Хайдарова Ж.С. Игра как процесс обучения. А-А, 2013. 56 с.
5. Барсукова, Н.В., Блиц игры в системе преподавания педагогики. // Дошкольное воспитание №11 2011. 45 с.
6. Балаев, А.А. интерактивные методыобучения. М., 2012. 109 с.
7. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2013. 250 с.
8. Борисова, Н.В. Контекстное обучение в системе повышения квалификации // Непрерывное образование: методология и практика. Серис: в помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения. М.: «Знание», 2013. 198 с.
9. Борисова, Н.В., Соловьева А.А. Игра в обучении лекторов. М.: «Знание», 2012. 96 с.
10. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 2012. 435 с.
11. Вайсбург, А.А. Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии. - М.: Высшая школа, 2011. - 204с.
12. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 2011. - 207 с.
13. Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа» №3. 2011. 246 с.
14. Вербицкий, А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // «Вопросы психологии» № 5. 2011. 345 с.
15. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: «Знание», 2011. 260 с.
16. Вербицкий, А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. // Лекторское мастерство № 11 2012 / М. «Знание». 430 с.
17. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 2012 - 288с.
18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология М.: «Педагогика», 1934. 285 с.
19. Государственный Образовательный Стандарт Среднего Профессионального Образования / Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 19.01.17 Повар, кондитер. 2013. 4 с.
20. Гибш, И.А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения. М., 2012. 180 с.
21. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2013. 360 с.
22. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2011. 205 с.
23. Дакупин, А.Г. Использование активныхметодов обучения // «Вестник высшей школы» № 8. 2012. 45 с.
24. Дидактика средней школы. / Под ред. Сластенина М.Н. М., 2012. 230 с.
25. Зимней, И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2011. 162 с.
26. Ильин, Е.П. Умение и навыки: нерешенные вопросы // «Вопросы психологии» № 2. 2013. 305 с.
27. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись: Учебн. Пособие/Ю.М. Кирцер - 6-е изд., стер. - М.: Высш. Шк., 2011. - 272 с.
28. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условия развивающего обучения. М., 2014. 158 с.
29. Климов, В.П. Научное обеспечение // Образование и наука. Известия УрО РАО.-2014. - № 21 (32). - С. 135-148.
30. Кожуховская, С.М. Организация образования в колледже // Профессиональное образование. - 2013. - № 6.
31. Кожуховская, С.М. образование в системе НПО // Профессиональное образование. - 2014. - № 8.
32. Комплексная деловая игра. Под ред. Абрамова И.Г. и др. // «Мысль» М., 2000. 89 с.
33. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение. М., 2011. 245 с.
34. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики. М., 2012. 324 с.
35. Маршев, В.И., Лукаш Е.Н. Методы активного обучения управлению. Изд.: МГУ, 2012. 215 с.
36. Матюшкин, А.М. Активные проблемы психологии высшей школы. М., 2012. 348 с.
37. Матюшкин, А.М. Проблемы развития профессионально- теоретического мышления. М., 2013. 264 с.
38. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 2011. 205 с.
39. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., «Педагогика, 2011. - 368 с.
40. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования: Учебн. пособие для студ. Высш. учебн. заведений / Н. А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 432 с.
41. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: Учебн. пособие для студ. Высш. учебн. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т. С. М. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 176 с.
42. Педагогическая энциклопедия: / под ред. И.А. Каирова. - М.: Педагогика, 2000.- 546 с.