Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время государство усиливает интерес к качеству образовательного процесса. Все это напрямую определяется организацией преемственности обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, а также учете особенностей каждого ребенка в процессе обучения.
В современной практике особую значимость приобретает проблема обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» полностью регулирует отношения в сфере образования, отдавая приоритет инклюзивному образованию по различным направлениям, управлению образовательными потребностями и определению организационных особенностей образовательного процесса и индивидуальный подход к воспитанию каждого ребенка. Закон определяет возможность адаптации образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей инвалидов и обеспечивает их право на образование.
Степень изученности темы исследования. Задержка психического развития представляет собой полиморфную группу, в структуре патологий которой определяющий фактор вызывает незрелость психических функций. В научных исследованиях представлено большое число исследований, каждое из которых опирается на возможности и коррекции отдельной стороны психики дошкольников с задержкой психического развития.
Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития подробно раскрыты в работах И.Ю. Боряковой, Демьянова, В.А. Ковшикова, Ю.Р. Р.И. Лалаевой, И.А. Симоновой.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок должен обладать предпосылками к будущей учебной деятельности, в частности, иметь навыки письменной речи.
Исследования Т. В. Ахутиной, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, Л. С. Цветовой и многих других исследований в области онтогенеза и дизонтогенеза развития психических функций, отвечающих за процессы порождения речи, показывают, что у дошкольника формируются необходимые предпосылки речевой деятельности за счёт работы различных отделов головного мозга.
Процесс обучения дошкольников письму состоит из разных направлений, к которым относятся - правильное распределение мышечной нагрузки руки; слуховая речь; знание зрительных образов букв и умение ассоциировать звуки с буквами; четкая артикуляция родных звуков; развитие гибкости и точности движений рук, глазомера, чувства ритма особенно важных для овладения навыком письма.
Процесс порождения письменной речи представляет собой сложную многокомпонентную деятельность, в основе которой положена работа отдельных психофизиологических комплексов.
Многочисленные исследования (В. А. Илюхина, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, В. Н. Потапова, С. П. Резодубов, И. Н. Садовникова, К. Д. Ушинский, Т. Е. Хохлов, Л. В. Щерба) показывают, что старшие дошкольники с задержкой психического развития не способны самостоятельно овладеть навыками письменной речи. Недоразвитие психических функций, в том числе недостатки в развитии мелкой моторики, слабость произвольности внимания, недостаток мыслительных операций снижают уровень развития речи у дошкольников. В связи с этим у старших дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются нарушения предпосылок письменной речи, что требует необходимости коррекционной работы.
Учитывая тот факт, что работа по восстановлению психических функций у дошкольников невозможна без вовлечения в процесс различных специалистов – воспитателя, логопеда, дефектолога и др., в коррекционной работе с дошкольниками данной нозологической группы применяется комплексное сопровождение.
В современной науке проблема комплексного сопровождения дошкольников с задержкой психического развития нашло отражение в работах Н.Л. Белопольской, Н.Ю. Боряковой, О.В. Защиринской и др.
Актуальность исследования определяется противоречием между:
- увеличивающимся числом детей с особыми образовательными потребностями и недостаточной практикой использования комплексного сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях детского сада.
- практикой использования комплексного сопровождения профилактики письменных нарушений у дошкольников вас задержкой психического развития и организацией условий для обеспечения данного учебно-воспитательного процесса в условиях детского сада.
Проблема исследования: дошкольники с задержкой психического развития имеют множественные трудности в формировании неречевых и речевых функций, что отражается на их способности к предпосылкам письменной речи. В связи с этим в дошкольном учреждении необходимо осуществлять комплексное сопровождение для предупреждения нарушений письма в дальнейшем.
Цель исследования – теоретически обосновать особенности профилактики нарушений письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях комплексного сопровождения.
Объект исследования – комплексное сопровождение старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - особенности профилактики нарушений письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях комплексного сопровождения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплексное сопровождение профилактики нарушений письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития обеспечивается работой разных специалистов в условиях детского сада.
Задачи исследования:
1.Выделить особенности старших дошкольников с задержкой психического развития;
2. Раскрыть основные образовательные потребности старших дошкольников с задержкой психического развития;
3. Выделить условия комплексного сопровождения старших дошкольников с задержкой психического развития;
4. На основе научно-методологического и теоретико-практического опыта профилактики нарушений письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития разработать методы профилактики в условиях комплексного сопровождения.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической, нормативной, периодической и учебно-методической литературы по теме исследования.
Методологической основой для написания курсовой работы послужили исследования в области:
- в области дизонтогенеза развития психических функций у дошкольников с задержкой психического развития (Л.Б. Баряева, Т.А. Власовой, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер и др.), позволили выделить основные образовательные потребности детей данной группы;
- в области предпосылок порождения письменной речи и особенностях нарушений и их этимологии (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, А.В. Семенович и др.), позволившие раскрыть основные направления коррекции предпосылок нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- особенностей коррекционной работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях комплексного сопровождения (Т.В. Ахутина, Л.Б. Баряева, М.А, Поваляева и др.), позволившие выделить и обосновать направления профилактики нарушений письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Научная и практическая новизна данного исследования определяется обоснованием роли работы отделов головного мозга в порождении письменных навыков у дошкольников с задержкой психического развития и разработкой направлений коррекционной работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников на основе положений нейропсихологического подхода.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется выявлением путей и направлений организации комплексного сопровождения профилактики нарушений письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования результатов работы в работе специалистов по комплексному сопровождению дошкольников с задержкой психического развития в профилактике нарушений письма.
Структура работы включает введение, две главы, выводы по главам, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Изучение комплексного сопровождения старших дошкольников с задержкой психического развития в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с задержкой психического развития
В настоящее время в коррекционной педагогике представлено достаточное число различных исследований, освещающих разные области развития детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) и методов коррекции.
Рассмотрим, какими клинико-функциональными особенностями обладают старшие дошкольники с ЗПР.
Термин «задержка психического развития» изначально был рассмотрен в работах О.Е. Громовой, В.А. Ковшикова, Н.И. Коробиной, Е.А Логиновой.
Под задержкой психического развития понимается нарушения или замедленное развитие психической сферы ребенка. В группу детей с ЗПР попадают достаточно вариативные психические нарушения, но общими для всех них является недоразвитие эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка [5].
При ЗПР у ребенка выявляются отклонения возрастных особенностей развития высших психических функций, что проявляется в позднем появлении речи, отсутствии мотивации ребенка к деятельности, низкой познавательной активности, отсутствие самоконтроля. При этом исследования детей с ЗПР показали, что в группе детей демонстрируется различия в проявлении отклонений одной или тоже сферы деятельности.
Наибольшие исследования по данному вопросу отражены в работах Т.О. Власовой, А.И. Григорьева, Т.Д. Ильяшенко, В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнер, М.В. Рождественской и др
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» в редакции от 04.08.2023. - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения 15.1.2024). – Текст : электронный.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – Москва : Творческий центр Сфера, 2017. - 96 с. – Текст : непосредственный.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2017. – 404 с. – Текст : непосредственный.
4. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма и чтения / Т.В. Ахутина. – Текст : непосредственный // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. – Москва : Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2006. – С. 14-23.
5. Бабкина, Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения / Н.В. Бабкина. – Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 3. – С. 44-58.
6. Баринова, А.А. Специфика развития связной речи у младших школьников с ЗПР / А.А. Баринова. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56. - С. 15-23.
7. Баряева, Л.Б. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Ю. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова и др. – Москва : Добрый мир, 2018. 332 с. – Текст : непосредственный.
8. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика: монография. Изд-е 2-е, испр. и доп / Н.Ю. Борякова. - Ярославль : Канцлер, 2017. - 169 с. – Текст : непосредственный.
9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – Москва : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. – 154 с. – Текст : непосредственный.
10. Громова, О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи / О.Е. Громова. – Текст : непосредственный // Логопед. - 2017. - № 3. - С. 26 - 32.
11. Дубынина, Т. Е. Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития / Т. Е. Дубынина, Е. П. Рыжевич. – Текст : непосредственный // — 2020. — № 18 (308).
12. Емелина Д.А. Задержки психического развития резидуально-органического генеза: клинические варианты, динамика, прогноз: дисс... канд. мед. наук: 14.01.06. – Санкт-Петербург Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, 2018. – 189 с. – Текст : непосредственный.
13. Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Феникс, 2019. – 316 с. – Текст : непосредственный.
14. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие / О.В. Защиринская. – Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. - 163 с. – Текст : непосредственный
15. Кобонина, Н.И. Диагностика детей с ЗПР / Н.И. Кобонина. – Текст : непосредственный // Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – 2018. – №5. – С.24-27.
16. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические психологические аспекты / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 380 с. – Текст : непосредственный
17. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург : МиМ, 2010. - 286 с. – Текст : непосредственный
18. Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева. – Текст : непосредственный // Изучение нарушений письма чтения. Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Рос. ассоциации дислексии. – Москва : Изд-во МСГИ, 2012. - 296 с.
19. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. - М., 2003. -144 с. – Текст : непосредственный.
20. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Е.А. Логинова // Под ред. Л. С. Волковой. – Санкт-Петербург : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с. – Текст : непосредственный.
21. Мальцева, Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева. – Текст : непосредственный // Дефектология: научно-методический журнал. - 2017. - № 8. - С. 10-18.
22. Мастюкова, Е.М. Логопедия / Е.М. Мастюкова. – Москва : Просвещение, 2017. – 342 с. – Текст : непосредственный
23. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Ред.-сост. В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина. – М: Просвещение. – 2017. – 144с.
24. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. – Санкт-Петербург : Издательство «Союз», 2004. – 240 с. – Текст : непосредственный.
25. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2006. - 128 с. – Текст : непосредственный.
26. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019. – 187 с. – Текст : непосредственный
27. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / А.В, Семенович. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 232с. – Текст : непосредственный.