Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность изучения комплексного сопровождения профессионально-социальной адаптации юношей и девушек с нарушением зрения в обществе обусловлена растущими потребностями этой целевой группы в условиях современного мира, где инклюзия и равенство возможностей становятся основными ценностями. Чаще всего молодые люди с нарушениями зрения сталкиваются с многочисленными барьерами, как физическими, так и социальными, что затрудняет их интеграцию в общество и ограничивает перспективы социальной и профессиональной реализации.
Нарушение зрения может ограничивать социальное взаимодействие и оказывать негативное влияние на социально-эмоциональное развитие человека. Дети с нарушениями зрения имеют больше эмоциональных и поведенческих трудностей, чем их зрячие сверстники. Они также предпочитают проводить большую часть своего времени в одиночной, обычно не участвуют в творческих мероприятиях или социальных взаимодействиях со своими зрячими одноклассниками. Это может быть связано с ограничениями, с которыми они сталкиваются при восприятии как визуальных сигналов, так и невербальных движений других людей.
В подростковом возрасте у людей происходят резкие изменения в физиологии и психологии, а их психосоциальная адаптация подвержена влиянию внешней среды. Нарушения зрения оказывают значительное влияние на психическое развитие подростков. Подростки с нарушениями зрения, как правило, имеют больше внутренних психологических конфликтов (например, неуверенность в физическом окружении, чувство вины, тревоги, грусти и депрессии) и более высокий риск социальной изоляции (например, ограниченное участие в социальном взаимодействии, барьеры в социальной жизни и переживания одиночества), чем зрячие подростки. Поэтому необходимо уделять внимание психосоциальной адаптации подростков с нарушениями зрения.
Ключевыми аспектами комплексного сопровождения являются развитие навыков самоуправления, формирование позитивного самовосприятия и поддержка в поиске образовательных и профессиональных возможностей. Важно не только обучить молодежь специфическим навыкам, но и создать вокруг них поддерживающую среду, способствующую взаимодействию с обществом.
Кроме того, адаптация требует участия различных социальных институтов — учебных заведений, центров занятости, общественных организаций — и активного внедрения программ, нацеленных на индивидуальный подход. Таким образом, глубокое исследование вопросов комплексного сопровождения становится необходимым для формирования полноценного и успешного будущего молодежи с нарушением зрения.
Проблема данного исследования заключается в том, что процесс социализации и интеграции лиц с ограниченными физическими возможностями зависит не только от педагогических условий обучения, но также от социальной среды и семьи.
Объектом данной курсовой работы выступает характеристика возможностей комплексного сопровождения лиц с нарушением зрения в процессе социализации в обществе.
Предметом данного исследования является процесс обучения, интеграции и адаптации лиц с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: разработка комплексного сопровождения лиц с нарушением зрения способствует их эффективной интеграции и адаптации в обществе.
Целью данного исследования является анализ опыта педагогов в комплексном сопровождении профессионально-социальной адаптации юношей и девушек с нарушением зрения в обществе.
Задачи исследования:
Изучить клинико-психолого-педагогическую характеристику юношей и девушек с нарушениями зрения;
Выявить образовательные потребности лиц с нарушениями зрения;
Уточнить условия реализации комплексного сопровождения юношей и девушек с нарушениями зрения;
Провести анализ психолого-педагогического опыта комплексного сопровождения юношей и девушек с нарушениями зрения;
Разработать методические рекомендации по формированию комплексного сопровождения юношей и девушек с нарушениями зрения.
Практическая значимость заключается в том что в данном исследования проведен теоретический анализ возможностей для комплексного сопровождения профессионально-социальной адаптации юношей и девушек с нарушением зрения в обществе.
Теоретическая базу исследования составили труды таких авторов как:
Фуряева Т. В., Одинокова Н.А., Денискина В. З., Дружинина Л.А. и др.
Структура работы: работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
Нарушения зрения выражаются как в полной (слепота), так и в частичной (слабовидящая) потере зрения, причем число лиц с нарушением зрения значительно превышает число полностью слепых. Слепые (слепые) — подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых либо вообще отсутствуют зрительные ощущения, либо имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 с коррекцией очками), а также с прогрессирующими заболеваниями и сужением поля зрения .
Инвалиды по зрению – подкатегория лиц с нарушениями зрения с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 до 0,2.
По степени сохранности остаточного зрения различают:
- абсолютную (полную) слепоту – зрительные ощущения полностью выключены на обоих глазах;
- практическую слепоту – наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или образное зрение (способность воспринимать контуры, силуэты, пальцы рук вблизи лица).
Остаточное зрение характеризуется:
- неравномерным взаимодействием различных зрительных функций и несоответствием их параметров;
- неустойчивостью зрительных возможностей и снижением скорости и качества обработки информации;
- наступлением быстрой утомляемости из-за снижения функциональных возможностей зрения.
Нарушения зрения у детей могут быть врожденными и приобретенными.
Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, вызывающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и т. д.
Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть различные заболевания матери во время беременности (грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических заболеваний), иногда может быть несколько факторов, вызывающих снижение зрения.
Причинами приобретенного нарушения зрения чаще всего являются заболевания органов зрения, заболевания центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнения после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), черепно-мозговые или глазные травмы.
Нарушение зрения может иметь прогрессирующий (постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса) или непрогрессирующий (врожденные дефекты зрительного анализатора: астигматизм — недостаток преломляющей силы глаза, катаракта — помутнение хрусталика) характер. Причинами нарушения зрения часто являются заболевания глаз на фоне общего заболевания организма, чаще всего миопия (близорукость), дальнозоркость, астигматизм и т. д.
Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей преобладают поражения проводящих нервных путей и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражения хрусталика глаза (катаракта). Среди различных форм преобладают врожденные катаракты, обусловленные наследственными факторами, внутриутробными инфекциями плода. Катаракта возникает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, например, синдромом Дауна. Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва.
В зависимости от времени поражения зрительного анализатора выделяют несколько категорий слепых детей: слепые от рождения, ранняя слепота и потеря зрения после 3 лет жизни.
Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью и замедленностью. Низкое зрение, в отличие от остаточного, дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании мира.
Чаще всего у детей с нарушением зрения диагностируют косоглазие и амблиопию. Косоглазие проявляется в нарушении бинокулярного зрения. Оно может быть односторонним и двусторонним.
Причины косоглазия — нарушения рефракции (преломляющей способности хрусталика), нарушения аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разном расстоянии), конвергенции (схождения осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).
Амблиопия — форма нарушения зрения, не имеющая видимой анатомической или рефракционной основы, наиболее частой причиной является косоглазие. Исправление амблиопии возможно при правильно организованной коррекционно-педагогической работе с использованием специальных оптико-технических средств коррекции и компенсации, а также упражнений и дидактических заданий, стимулирующих активность сетчатки для повышения остроты зрения .
Наиболее распространенной формой рефракционной ошибки, приводящей к снижению остроты зрения, является миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм, которые встречаются довольно часто. Астигматизм — это аномалия преломляющей силы глаза, при которой в одном глазу наблюдается сочетание различных типов рефракции. Астигматизм не всегда корректируется очками, поэтому дети с трудом видят объем, глубину и расстояние до предметов .
Слабое зрение часто обусловлено атрофией сетчатки, атрофией зрительного нерва, нистагмом и другими заболеваниями глаз.
При наличии у ребенка патологии глаз проводится комплексное медикаментозное лечение, направленное на улучшение питания сетчатки и стимуляцию ее функции. Используются витаминные комплексы, АТФ, алоэ, сосудорасширяющие и другие препараты.
Степень умственной отсталости у незрячих и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушения зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Последствиями слепоты являются:
- ограниченность двигательных навыков;
- неполнота содержания социального опыта;
- своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;
- возникновение трудностей в игровой, учебной и профессиональной деятельности;
- неуверенность в себе, пассивность, склонность к самоизоляции;
- повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и т. д.
У слепых детей частично сохранена зрительная память, которую необходимо развивать.
Особенностями психического развития детей с тяжелыми дефектами зрения являются ограниченные знания и представления об окружающем - с преобладанием общих, неспецифических знаний; при достаточном формальном словарном запасе (вербализме) - недостаточное предметное соотнесение слов. Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и обусловливают низкую двигательную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей часто возникают двигательные стереотипные движения в виде потряхивания руками перед глазами, похлопывания и т. д.
Дети с дефектами зрения характеризуются также медлительностью, низкой психической активностью, повышенной истощаемостью. Особенно выражены эти нарушения у детей с органическим поражением нервной системы.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика юношей и девушек с нарушениями зрения представляет собой важную область исследования, поскольку эти особенности влияют на все аспекты развития личности. Юноши и девушки, имеющие нарушения зрения, часто сталкиваются с комплексом психоэмоциональных и социальных трудностей, что может приводить к снижению самооценки и чувству изоляции.
Психологические особенности таких молодых людей могут включать в себя повышенную тревожность, страх перед социализацией и трудности в общении с окружающими. Педагогическая среда поддерживает их, предлагая индивидуализированные подходы и методы обучения, адаптированные к их потребностям. Эффективные стратегии включают использование тактильных материалов, аудиовизуальных средств и технологии сопровождения
Важно отметить, что социальная поддержка играет ключевую роль в формировании позитивной самоидентификации. Участие в групповых занятиях, развивающих кружках и спортивных секциях помогает юношам и девушкам не только адаптироваться, но и развивать свои способности. Таким образом, комплексный подход в психолого-педагогической работе способствует гармоничному развитию таких личностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Денискина, В. З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Школьный вестник – 2023. – № 8. – С. 1–13.
2. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования Текст: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2022. – 254 с.
3. Каёткина Е. В., Иванова Н. В., Чистякова С. В. Медицинское и педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения // ТМБВ. 2022. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskoe-i-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-s-narusheniem-zreniya (дата обращения: 26.11.2024).
4. Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 10 [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/10/72157 (дата обращения: 19.11.2024).
5. Киселева Е.С., Муреева О.Н. Секреты инклюзивного общения: особенности общения с людьми с нарушением зрения, методические рекомендации. – Н. Новгород: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», 2018. – 12 с.
6. Коновалова М.Д. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения на ступени высшего образования // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сб. науч. ст. - М.: Перо, 2021. - С. 641-653.
7. Лубовский, В. И. Особые образовательные потребности как условие успешного развития детей с ограниченными возможностями / В. И. Лубовский // Вестник образования и науки. Педагогика. Медицина. – М, 2021.
8. М Д. Коновалова Опыт психолого-педагогического сопровождения студентов с нарушениями зрения // Специальное образование. 2023. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-studentov-s-narusheniyami-zreniya (дата обращения: 26.11.2024).
9. Назарова Н.М. Специальная педагогика / Под ред. Назаровой Н.М. (10-е изд., стер.) учеб. Пособие – ИЦ Академия, М.,2020 г.
10. Одинокова Наталья Александровна Обоснование модели индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения // Концепт. 2023. №S11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-modeli-individualnogo-sotsialno-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-obuchayuschihsya-s-narusheniyami-zreniya (дата обращения: 26.11.2024).
11. Приходько О.Г., Назарова Н.М. и др. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в образовательное пространство. – М.: МГПУ, 2024. -102 с.
12. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 271 с.
13. Рожко, Ю.И. Амблиопия: этиопатогенез, диагностика, стратегии лечения: практическое пособие для врачей / Ю.И. Рожко, А.В. Яночкин, А.А. Рожко. – Гомель: ГУ «РНПЦ РМ и ЭЧ», 2021. – с. 48.
14. Фатихова, Л. Ф. Социально-личностное развитие учащихся с отклонениями в развитии : методическое пособие / Л. Ф. Фатихова, Е. Ф. Сайфутдиярова. – Уфа : ИЦ Уфимского филиала ФГБОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2022. – 87 с.
15. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – Федеральный выпуск № 5976.
16. Фуряева, Т. В. Социально-педагогическое сопровождение семьи с особым ребёнком: ан тропологические смыслы/ Т. В. Фуряева // Сибирский вестник специального образования. – 2021. –№ 1. – С.77.