Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Адаптация в социальной среде людей с нарушением развития является одной из главных задач в дефектологии. В значительной степени необходимо внимание различных специалистов к детям с расстройством аутистического спектра, потому что большая часть их нарушений связана с социализацией. Поэтому вопрос о комплексном сопровождении в работе с детьми с расстройством аутистического спектра является одной из наиболее актуальных.
Формирование социальных навыков, а соответственно умение плодотворно вести межличностные взаимоотношения, развитие в себе эмпатии и рефлексии, умение правильно примерять на себе разные социальные роли, развитие социально-эмоционального уровня у детей с расстройствами аутистического спектра является важной задачей нынешнего общества. Как правило, человек не живёт в изоляции от других людей, и он каждый день сталкивается с ситуациями, где коммуникацию не избежать. Но есть множество факторов, которые влияют на уровень развития социальных навыков, прежде всего это фактор благополучия человека и его здоровья, а также удовлетворённостью жизни.
Особенности в психическом дизонтогенезе при детском аутизме влечёт к тому, что во время взаимодействия с взрослым ребёнок с расстройством аутистического спектра испытывает стресс. Этот опыт приводит к формированию защитных механизмов психики, увеличивая процент нежелательного поведения, что непосредственно влияет на процесс развития межличностных отношений (В.В. Лебединский, О.С. Никольская).
По мнению большинства авторов, (О.Б. Багдашиной, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, R. Jordan, L. Kanner и др.) одной из главных особенностей детей с расстройством аутистического спектра является широкий круг нарушений коммуникативных навыков и поведения, что затрудняет социальное взаимодействие. Также вышеупомянутые исследователи отмечают у детей с аутизмом нарушения в области речевой и жестовой коммуникации.
Определение педагогических условий и приемов, необходимых для комплексного сопровождения детей с РАС составили проблему нашего исследования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если обеспечить формирование эмоциональной и перцептивной, коммуникативно-деятельной базы для коррекции нарушений социального взаимодействия старших дошкольников с РАС, включение речевого сопровождения в коммуникацию во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий учителя-дефектолога, это будет способствовать положительной динамике их развития.
Объект исследования: социализация старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: коррекция нарушений социального взаимодействия старших дошкольников с РАС в условиях социального взаимодействия.
Цель исследования: определить условия комплексного сопровождения детей с РАС с целью коррекции социального взаимодействия.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности детей-аутистов
2. Определить направления социального развития дошкольников с РАС
3. Раскрыть условия реализации комплексного сопровождения старших дошкольников с расстройством аутистического спектра
4. Проанализировать опыт работы по социальному развитию детей с РАС
5. Разработать рекомендации для педагогов по развитию коммуникации с взрослыми детей-аутистов.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, анализ опыта работы дефектологов, тьюторов, клинических психологов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
− дополнено и углублено теоретическое положение коррекционной педагогики и специальной психологии о специфике нарушений социального развития у детей с расстройством аутистического спектра;
− теоретически обоснованы содержание и приемы психокоррекции, способствующие формированию социальных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Базой экспериментального исследования послужили: АОПы ГБОУ СОШ №922 г. Москвы.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
Разработан комплекс индивидуальных и подгрупповых занятий, направленных на формирование социальных навыков детей с расстройством аутистического спектра включающие арт-технологии, в условиях комплексного сопровождения.
Исследование дает фактический и методический материал, позволяющий определить особенности и уровень развития и в зависимости от полученных данных подобрать наиболее эффективные приемы индивидуальной и подгрупповой психокоррекции с аутичными детьми.
Полученные данные могут быть использованы в практической работе дефектологами, логопедами, психологами специальных образовательных учреждений, родителями детей с аутизмом; в учебном процессе педагогических вузов, в лекционных курсах при переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров; в дальнейшей исследовательской работе по изучению развития детей с расстройством аутистического спектра.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы коррекции нарушений социального взаимодействия старших дошкольников в рамках комплексного сопровождения
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с РАС
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [2]. Аутизм диагностируется в возрасте до 2-2,5 лет, в более редких случаях до 5 лет. Характерными особенностями детского аутизма являются: качественные нарушения в общении, нарушения социального взаимодействия, стереотипные формы поведения, интересов и активности.[10] Это одна из самых описанных групп нарушений детского возраста.
Для РАС характерны неравномерность психического развития, то есть у ребенка может быть разный уровень интеллекта, речи, самостоятельности, однако у него всегда в наибольшей степени нарушены компоненты социально-коммуникативного развития, имеются стойкие трудности понимания и использования неречевых средств общения (Е.Р. Баенская, В.М.Башина, Ф.Волмар, С.Гринспен, М.М.Либлинг, О.С.Никольская и другие).
Качественные нарушения общения проявляются по-разному: в ряде случаев – ребенок не пользуется речью, мимикой и жестами как средствами коммуникации; в других, более благоприятных вариантах – при наличии речи отмечается неспособность поддержать беседу, повторяющиеся и стереотипной речью; нарушением поведения в ролевых и социально–имитационных играх, отсутствием взаимности и общения.
Качественные нарушения социального взаимодействия проявляются в отсутствии реакции на эмоции и обращения других людей к ребенку; в неспособности адекватно использовать для социального взаимодействия взгляды, мимику, жесты; в неспособности устанавливать взаимодействие со сверстниками для игры; в отсутствии эмоциональной и социальной взаимности в общении с другими детьми и взрослыми.[18]
Стереотипные формы поведения, интересов и активности у детей при аутизме проявляются в установлении жёсткого порядка в повседневной жизни. Особой привязанности предметам, действиям (ритуалам); в повышенном внимании к отдельным частям предметов (к их запаху, осязанию поверхности, вибрации или шуму).[20]
Нарушения коммуникации и социальной сферы проявляются в раннем возрасте, при этом иногда развитие ребенка специфично с первых месяцев жизни (например, нет комплекса оживления, не принимает удобную позу, если его берут на руки и пр.), иногда симптомы проявляются после какого-то периода обычного или похожего на обычное развитие. Исследователи считают: недостаточное развитие социально-коммуникативных навыков является одним из основных нарушений, которое препятствует успешному развитию, адаптации и социализации ребёнка с РАС. Типичными нарушениями социально-коммуникативного развития считаются:
• Нарушение зрительного контакта;
• Нарушения умений отзываться на имя, выполнять инструкции;
• Нарушение использования указательного жеста, жестов согласия и отказа, приветствия и прощания;
• Нарушения ориентированности на другого человека;
• Недостаточность понимания правил поведения, норм и требований;
• Установление контакта с другими людьми;
• Задержка и нарушения речевого развития;
• Стереотипные формы поведения, в том числе при использовании средств общения;
• Аутостимуляции как способ снижения эмоциональной нагрузки;
• Нарушения подражания;
• Выраженные нарушения поведения как результат недостаточности социальных и коммуникативных навыков.
Перечисленные трудности становятся более очевидными в новой для ребенка ситуации, при этом дети дошкольного возраста испытывают выраженные трудности в общении с другими детьми, трудности коммуникации со взрослыми менее выраженные. Считается, что «...дети с РАС в ситуации организованной совместной деятельности с другими детьми «включаются» в непосредственный контакт всего лишь в течение 6 % времени всего взаимодействия...» [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Диагностика и психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом раннего детского аутизма. / Вьюнова Е.А. //Психолог в детском саду. – Москва, 2005. – № 3
2. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб. Сеанс, 2018. – 202 с.
3. Карпенко Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация // Мир психологии. – 2006. – № 4 – С. 77–85.
4. Коллектив авторов. Под общей редакцией Манелис Н.Г. Разработка специальных образовательных условий для детей, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра, в ДОУ. Методические рекомендации.
5. Коллектив авторов. Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра. Опыт работы специалистов службы раннего вмешательства Фонда «Обнаженные сердца». - ООО «Издательство «Эксмо», 2020
6. Кузнецова Е.В. Организация индивидуальной и совместной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста в условиях образовательной интеграции // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-individualnoy-isovmestnoy-deyatelnosti-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektradoshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah
7. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика детского аутизма: Нач. проявления. – М.: Просвещение, 1991. - 53 с.
8. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М. И. Лисина. – М. :– 2013. – 144 с.
9. МакКланнахан Л.И., Крантц П. Расписания для детей с аутизмом/Пер. с англ. О.Б.Чикурова, С.С. Морозовой.- Самара: ООО «КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО», 2018.
10. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.
11. Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с.
12. Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Хаустов А.В., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. Организация консультативнодиагностической работы с семьями, воспитывающими детей с РАС. Методические рекомендации. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 85 с.
13. Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Никитина Ю.В., Солдатенкова Е.Н. Ребенок с РАС идет в детский сад //Под ред. Н.Г.Манелис. – Воронеж, 2014.
14. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями в развития. С. : Бахрах-М, 2015. 208 с.
15. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра. М.: Медиа-пресс, 2015. - 540 с.
16. Морозов С.А. О ходе апробации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 4. С. 3–11. doi:10.17759/autdd.2018160401
17. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М.: Владос, 2007. 176 с
18. Николаева, С. Совместная деятельность взрослого и детей [Текст] / С. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 5. – С. 25-27.
19. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2017. 288 с.
20. Пашукова Т.И. Теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-obscheniya-v-otechestvennyh-izarubezhnyh-psihologicheskih-issledovaniyah
21. Приходько О. Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи - Специальное образование. / О.Г. Приходько. - 2010. № 3. С. 82-87
22. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Коммуникативное поведение. - М.: Флинта, Наука, 2006. - 286 с.
23. Рогов Е. И. Психология общения / Рогов, Евгений Иванович ; Е.И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 335 с.
24. Роджерс С., Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию. / Перевод с англ. Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л. Толкачева – Москва: ИП Толкачев, 2019. – 432 с.
25. Рубцов В. В. Социальное взаимодействие и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2005. №1 С. 14-35
26. Рудовская, И. Л. Сотрудничества у детей дошкольного возраста [Текст] / И. Л. Рудовская // Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. М. – 2018. - № 10. - С. 55-67.
27. Савенкова Татьяна Дмитриевна Совместная деятельность дошкольников со сверстниками и взрослыми как средство позитивной социализации // Вестник ТГУ. 2020. №186. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnaya-deyatelnost-doshkolnikovso-sverstnikami-i-vzroslymi-kak-sredstvo-pozitivnoy-sotsializatsii
28. Саиева Л.М. ПОНЯТИЕ "ОБЩЕНИЕ", ЕГО СТРУКТУРА, ВИДЫ, ФУНКЦИИ // Мировая наука. 2018. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-obschenie-ego-struktura-vidyfunktsii
29. Феденко Е.Н. Особенности взаимодействия дошкольников с расстройствами аутистического спектра со сверстниками // Проблемы педагогики. 2018. №7 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystviyadoshkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-so-sverstnikami
30. Хаустов А.В. Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 4 (45)